на главную страницу

15 Января 2009 года

Тема номера

Четверг

Цена профессионализма

В 2009 году лучшие офицеры Вооруженных Сил РФ будут зарабатывать, как в ведущих армиях мира

Константин РАЩЕПКИН, «Красная звезда».



Министр обороны России подписал приказ о награждении деньгами 34 тысяч офицеров, отличившихся по итогам 2008 года. В результате вводимой системы премирования ежемесячный доход охватываемых этим поощрением офицеров вырастет в 4-5 раз. Так, награжденный деньгами по итогам 2008 года командир взвода Воздушно-десантных войск в 2009-м будет получать до 60 тысяч, комбат - около 100 тысяч, а командир полка - более 130 тысяч рублей в месяц! Ежемесячный доход получающих «министерскую премию» летчиков ВВС вырастет с 18 тысяч до 78 тысяч, а командиров эскадрилий - с 36 тысяч до 136 тысяч рублей. Командир корабля 1 ранга Северного флота с учетом этого премирования и всех надбавок будет получать 245 тысяч, а командир авиационного полка этого флота - более 230 тысяч рублей в месяц! Словом, офицерская служба в ВС РФ по уровню оплаты становится сопоставимой с офицерской службой в армиях США, Великобритании и Германии. И хотя сравняться в этом плане с западными коллегами в 2009 году смогут пока лишь лучшие офицеры соединений постоянной готовности и частей, которые несут боевое дежурство, начало, как говорится, положено.

     
Новому облику - новый менталитет

     ...Командировка в группировку наших войск на абхазском направлении во время «принуждения Грузии к миру» помимо прочего запомнилась откровением одного вернувшегося из похода на Сенаки и Поти офицера-десантника.
     - Когда же Родина о нас-то по-настоящему позаботится? - бросил тогда командир батальонной тактической группы подполковник Юрий Гришко, услышав о премиальных нашим олимпийским призерам.
     Без подобных откровений, поймал я себя на мысли, не обходилась ни первая, ни вторая кампании на Кавказе. Не обошлось без них и теперь. Ведь ни десантники, ни мы, журналисты «Красной звезды», тогда не знали, что буквально за три дня до начала боевых действий начальник Генерального штаба ВС РФ довел главкомам видов Вооруженных Сил и командующим родами войск ВС РФ порядок отбора лучших офицеров для награждения их... деньгами. Нет, о том, что министр обороны что-то такое планирует, мы, конечно, слышали. Только после пятнадцати лет разговоров об улучшении социальной защищенности офицеров, честно говоря, посчитали и эти планы чем-то несбыточным и далеким. И, как оказалось, зря.
     - Одна из приоритетных задач, которую намерен решить министр обороны, - сделать офицерскую службу в Вооруженных Силах такой же высокооплачиваемой и престижной, как в ведущих армиях мира. Сделать так, чтобы армейские офицеры стали элитой общества не на словах, а на деле, - объясняет смысл и направленность социальной политики главы военного ведомства первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков.
     Для реализации этой задачи после оптимизации численности офицерского корпуса планируется обеспечить офицеров служебным жильем по так называемым штатно-должностным нормам («Красная звезда», 19.08.2008) и радикально увеличить их денежное довольствие. Ну а до завершения перехода Вооруженных Сил к новому облику министр обороны решил ежегодно премировать лучших из офицеров суммами, в разы превосходящими их годовой заработок. В 2009 году размеры этих назначаемых по итогам года «министерских премий» в зависимости от рода войск и занимаемой должности составят от 420 тысяч до
     1 млн. 800 тысяч рублей. Выплачиваться они будут ежемесячно равными долями в течение следующего календарного года. Так, премированный командир мотострелковой роты с каждым денежным довольствием будет получать еще и дополнительные 50 тысяч рублей. Командир эскадрильи ВВС - 100 тысяч, а командир соединения РВСН - 130 тысяч рублей. Для осуществления этих выплат военному ведомству по ходатайству министра обороны в 2009–2011 годах целевым назначением дополнительно выделят порядка 100 миллиардов рублей (в 2009 году - 25 млрд., в 2010-м - 32 млрд., в 2011-м - 43 млрд.).
     - Аргументированное предложение министра обороны радикально увеличить за счет этого премирования престиж и привлекательность офицерской службы в Вооруженных Силах поддержали Президент России Дмитрий Медведев и глава российского правительства Владимир Путин, - поясняет начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов. - Поэтому средства на эти выплаты будут выделены, невзирая ни на какие экономические проблемы.
     По итогам 2008 года, по словам первого замминистра обороны генерал-полковника Колмакова, решено премировать в основном офицеров тактического звена частей постоянной готовности Сухопутных войск и ВДВ, а также офицеров ВВС, ВМФ, РВСН и Космических войск, выполняющих боевые задачи и несущих боевое дежурство. То есть тех, чья служба в первую очередь определяет боеготовность Вооруженных Сил. Выделяемых в 2009 году 25 миллиардов хватит, чтобы охватить денежным «награждением» более 10 процентов офицеров Вооруженных Сил. Однако по мере ежегодного увеличения премиального бюджета и сокращения количества офицеров процент награждаемых будет расти. Поэтому уже в 2010 году и перечень премируемых соединений, и категории награждаемых (ограниченные пока рангом командира дивизии) планируется расширить.
     - Сегодня эти деньги мы рассматриваем как награду лучшим, - говорит генерал-полковник Александр Колмаков, - а с 2012 года, по замыслу министра обороны их будут получать уже все успешно выполняющие свои обязанности офицеры.
     Однако к этому времени, акцентирует внимание первый замминистра обороны, все офицеры должны хорошо усвоить, что подобные выплаты не будут приложением к занимаемой должности, что такие деньги надо именно заработать добросовестной службой.
     
Кому и сколько?

     Всего по итогам 2008 года «министерскую премию», как уже говорилось выше, получат 34 тысячи офицеров. По видам и родам войск Вооруженных Сил их число распределилось пропорционально численности офицеров частей постоянной готовности, несущих боевое дежурство и выполняющих спецзадачи: 6.000 премий получили Сухопутные войска, ВВС, Космические войска и РВСН, 4.000 - ВМФ, 2.400 - ВДВ. Остальные 3.600 премий отданы выполняющим спецзадачи частям, подчиняющимся главным управлениям Минобороны России.
     Награждаемые офицеры поделены на 11 должностных категорий, для каждой из которых видам Вооруженных Сил и родам войск ВС РФ с учетом их специфики установлены свои размеры денежного вознаграждения. Офицеры Сухопутных войск, например, вместе с денежным довольствием ежемесячно будут получать следующие «министерские премии»: командиры взводов - 35 тысяч рублей, заместители командиров рот (им равные) - 40 тысяч, командиры рот, батарей (им равные) - 50 тысяч, заместители командиров батальонов, дивизионов (им равные) - 55 тысяч, командиры батальонов, дивизионов (им равные) - 70 тысяч, офицеры управления частей - 55 тысяч, офицеры управления дивизий - 70 тысяч, заместители командиров частей - 80 тысяч, командиры частей - 90 тысяч, заместители командиров соединений - 100 тысяч и командиры соединений - 110 тысяч рублей. А летному составу Военно-воздушных сил установлены следующие денежные награды: лучшие летчики ежемесячно будут получать 60 тысяч рублей, командиры звеньев (им равные) - 80 тысяч, заместители командиров эскадрилий (им равные) - 90 тысяч, командиры эскадрилий - 100 тысяч, офицеры управления полков - 85 тысяч, заместители командиров полков - 110 тысяч, командиры полков - 120 тысяч, офицеры управления соединений - 90 тысяч, заместители командиров соединений - 130 тысяч, и командиры соединений - 150 тысяч рублей.
     Так как при распределении премий по категориям награждаемых максимально учитывались пожелания главкомов видов Вооруженных Сил и командующих родами войск, пропорции между категориями награждаемых везде получились разные. Так, если на одного награждаемого командира роты в Сухопутных войсках приходится два награждаемых командира взвода, то в ВДВ, например, их соотношение - один к трем. При этом если на одного награждаемого командира полка в Сухопутных войсках приходится 20, то в ВДВ - уже 30 награждаемых командиров рот.
     Распределение же премий между дивизиями, бригадами и полками поставлено в зависимость от их успехов: в частях, добившихся высоких показателей, премируется от 30 до 50 процентов офицеров, в остальных - не более 20 процентов. При этом в управлениях частей должно быть не более 30 процентов, а в управлениях соединений - не более 20 процентов награждаемых офицеров.
     
Как отбирали лучших?

     Чтобы объективно выявить самых достойных офицеров войскового звена, был проведен целый комплекс мероприятий. Главным управлением боевой подготовки и службы войск ВС РФ были сформулированы жесткие критерии персональной оценки офицера, учитывающие как его личную подготовку, так и способность вверенного подразделения выполнить боевую задачу. Главнокомандующим видами и командующим родами войск ВС РФ было поручено доработать эти критерии с учетом своей специфики и организовать в частях отбор кандидатов по рейтинговой системе. По итогам работы за год офицерам начислялись баллы, по которым составлялись рейтинги по награждаемым категориям, то есть отдельный рейтинг был у командиров взводов, командиров рот, комбатов, офицеров управления и т.д. Получив квоты на награждаемых, командирам частей оставалось выбрать из этих рейтингов нужное количество занявших более высокие места офицеров и утвердить их кандидатуры на офицерских собраниях.
     Безусловно, можно было бы просто поручить командирам подать списки заслуживающих поощрения офицеров. Однако такое упрощенчество, по словам первого замминистра обороны, едва ли обеспечило бы по-настоящему объективный отбор, а значит, неизбежно дискредитировало бы саму идею подобного награждения. Теперь же, когда все кандидаты в обстановке полной гласности выбирались по рейтингово-балльной системе и утверждались на офицерских собраниях, любые разговоры, почему награждают тех, а не этих, по словам Александра Колмакова, едва ли будут иметь под собой какие-то основания.
     А если где-то отбор все же прошел не по заданным правилам и в списки награжденных попали не лучшие, а более «привечаемые» командирами офицеры?
     - Не думаю, что кто-то мог пойти на такое, - уверен первый замминистра обороны, - потому что все командиры частей предупреждены о персональной ответственности за объективность отбора и о том, что по каждой поступившей из войск жалобе мы проведем самое тщательное расследование.
     Ну а чтобы выявить возможные нарушения в этой работе еще до утверждения списка награждаемых офицеров, правильность проделанного на местах отбора проверила специально созданная под председательством генерал-полковника Александра Колмакова комиссия. В течение месяца 116 офицеров изучали поступившие из войск документы. И первые же дни работы этой комиссии показали, что вопреки ожиданиям руководства Минобороны далеко не везде к данной работе отнеслись со всей ответственностью. Так, например, Главное командование Сухопутных войск вместо требуемого комплекта документов, включающего ведомости персональной оценки каждого офицера, представило лишь общие списки. Что конечно же наводило на вопрос: а во всех ли округах и соединениях был проведен действительно открытый и объективный отбор кандидатов? Однако, как бы там ни было, благодаря жесткой позиции первого замминистра обороны в конечном итоге эту работу пришлось по всем правилам доделать и там, где ее не сделали сразу. Для чего, кстати, членам комиссии пришлось принять из Ростова-на-Дону по факсу порядка 2,5 тысячи ведомостей персональной оценки офицеров Северо-Кавказского военного округа.
     
Проблемы и решения

     Попросив командиров частей и соединений высказаться по поводу награждения офицеров деньгами и порядка представления к этому награждению, мы получили огромное количество ожидаемо позитивных откликов. Однако скажем и о проблемных вопросах. Так, командир соединения дизельных подводных лодок капитан 1 ранга Александр Горбунов и командир БПК «Адмирал Левченко» капитан 2 ранга Сергей Охремчук от имени офицеров Северного флота высказали пожелание награждать не отличившихся моряков, а лучшие экипажи. Потому что корабль - оружие коллективное. Подобную мысль озвучили также командир истребительного авиационного полка Командования специального назначения ВВС полковник Константин Шатайло и командир зенитного ракетного полка КСпН ВВС полковник Евгений Бормотин. Не внесет ли, опасаются они, такое выборочное премирование раздрай в офицерские коллективы? А заместитель главкома Сухопутных войск по воспитательной работе генерал-майор Виктор Батмазов, развивая эту мысль, не исключает даже, что сослуживцы могут и предложить получающему премию офицеру «поделиться». Чтобы такого не произошло, офицеры воспитательных структур Сухопутных войск по указанию генерала уже проводят в подразделениях соответствующую разъяснительную работу.
     Не раз прозвучало и пожелание не лишать из-за неснятых взысканий «министерской премии» командиров, соединения и части которых добились по итогам года заметных успехов.
     - Лично видел, как командир 19-й мотострелковой дивизии генерал-майор Сергей Судаков умело руководил вводом соединения в Цхинвал, но в список награждаемых из-за взыскания его не включили, - констатирует генерал-майор Батмазов, сетуя, что по этой же причине без премии останутся еще несколько воевавших на Кавказе генералов.
     - Все предложения из войск внимательно изучаются и учитываются, - отвечает начальник ГУБП Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов. - Вот и предложение Главного командования ВМФ награждать отличившиеся расчеты и экипажи, поддержанное, кстати, представителями ВВС и РВСН, нашло более чем конкретное отражение в приказе министра обороны (№ 400 от 2.08.2008. - Прим. авт.), определившем, что «экипажи самолетов, подводных лодок и надводных кораблей, расчеты зенитных ракетных и радиотехнических войск ВВС оцениваются в составе экипажей, расчетов и дежурных смен». Но уравниловки при этом все равно больше уже не будет. Таково веление времени и такова позиция министра обороны, нашедшего столь серьезные средства для поощрения офицеров.
     
Когда сбываются мечты

     Впрочем, все вышеназванные моменты в любом случае не потянут на пресловутую ложку дегтя, способную испортить бочонок меда. Потому что не наработавшие по итогам 2008 года на премию офицеры получили не только повод расстроиться, но и возможность заработать премию на следующий год! И кто теперь скажет, что Родина не ценит офицеров Вооруженных Сил? Да, не за деньги служим, но введенное министром обороны премирование (а добиться этого ему, надо полагать, было совсем не просто) в 2009 году сделает офицерскую службу в армии в разы привлекательнее и престижнее, чем она была еще в середине минувшего года. И с этим не поспорят даже самые явные оппоненты министра. Собственно, это и есть одна из граней нового облика Вооруженных Сил, которая уже в текущем январе коснется первых 34 тысяч офицеров.
     ...Написал и вспомнил подполковника Гришко, командовавшего в Абхазии батальонной тактической группой десантников. Того самого, который, услышав о денежных выплатах нашим олимпийцам, задался риторическим вопросом: когда же Родина достойно оплатит ратный труд офицеров? Справившись в штабе ВДВ, узнал, что по итогам 2008 года подполковник Гришко награжден премией, сопоставимой с суммами, которыми российское правительство поощрило наших серебряных медалистов Пекинской олимпиады. Вот так министр обороны России Анатолий Сердюков и ответил на вопрос офицера!
     Искренне порадовавшись за подполковника Гришко и других офицеров, вспомнил поток критических публикаций о якобы «массовом офицерском недовольстве начавшейся оптимизацией структуры Вооруженных Сил». Бумага, конечно, все стерпит, однако прежде чем делать от имени офицерского корпуса громкие заявления, авторам подобных публикаций, полагаю, не мешало бы сначала поинтересоваться мнением самих офицеров. Причем не только на Арбате, а прежде всего в войсках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex