Многие народы нашей планеты имеют свой взгляд на устройство человеческой цивилизации, ее историю. Особенно в этом плане отличаются китайцы, которые обладают своеобразной системой восприятия мира. О том, что она представляет собой, рассказывает профессиональный китаевед полковник запаса Андрей Девятов, труд которого - «Практическое китаеведение. Для тех, кто принимает решения» - вышел в конце прошлого года в московском «Издательстве Жигульского».
Эта прекрасно иллюстрированная и изданная на самом высоком полиграфическом уровне книга не может не привлечь к себе внимание нестандартностью размышлений автора и смелостью его гипотез, которые подкрепляются богатым фактологическим материалом. Но главное, что она дает возможность думающим людям ближе ознакомиться с мировоззренческой позицией жителей Поднебесной, постепенно превращающейся в первую державу планеты.
«Нынешнее поколение бывших советских людей вполне представляет историю Отечества в ракурсе исторического материализма, - пишет исследователь. - История здесь выглядит как прогресс, где первобытный строй через рабство, феодализм и капитализм развился в социализм и, почему-то не перейдя в коммунизм в нашей «отдельно взятой стране», на глазах изумленных народов вырождается в какую-то «глобализацию». Однако ту же самую историю Отечества можно представить и в другой, отличной от диалектической и европоцентристской системы координат рассудка, опираясь на китайский цикл перемен. И такую попытку предпринимает автор.
В книге любознательный читатель найдет немало интересного. К примеру, ознакомится с географической картиной мира глазами китайцев. Она радикально отличается от европейского мировосприятия. Начнем с того, что компас по-китайски - это «стрелка, указывающая на юг»! У других народов та же стрелка компаса, расположенная вдоль тех же магнитных силовых линий, указывает на север. Эта явная противоположность в пространственной ориентации отражает специфику мышления китайского народа.
Само название Китая - Чжун-го - переводится как Срединное государство. И если Китай - центр, то весь остальной мир для его жителей - окраина. Именно так и воспринимают китайцы мир: чжун/вай. Как вспоминает автор, он понял это, когда создал на курорте в Бэйдайхэ совместное предприятие. Учрежденное СП было китайско-российским, но местные чиновники устно и письменно старались именовать его срединно-окраинным, всякий раз избегая смысла «российское». Это же касалось предприятий с участием американцев, французов, немцев и т.д. На китайском языке вместо названия страны официально и неофициально употреблялось одно и то же слово: вай (внешний, наружный, чужой, периферийный, зарубежный). И это был не злой умысел - так устроено китайское геополитическое мышление: мир делится на свою цивилизацию центра и чужую цивилизацию окрестности.
Для китайцев и время истории течет иначе. В одинаковом с другими народами трехмерном пространстве история (путь предков) идет для жителей Поднебесной «от тверди небесной» оборотами шестидесятиричных циклов как бы по винтовой линии болта вращательно сверху вниз. Будущее для китайцев приходит, а потому им спешить некуда. А у народов «окрестностей» история как бы гайкой поднимается из глубины веков шагом в один год поступательно снизу вверх. Будущее для иностранцев уходит, а потому им следует торопиться...
Нет необходимости пересказывать содержание книги, в которой знаток культуры великой азиатской державы попытался взглянуть на перспективы современных Китая и России с точки зрения «Небополитики», применяя мудрость китайской классической «Книги перемен», дарованной согласно Традиции древнему и трудолюбивому народу легендарным китайским императором Фуси (2852 - 2737 гг. до н.э.). Заметим лишь, что автор с позиции великого цикла перемен оптимистически смотрит на будущее России, возможность ее Преображения. Нашей стране, по его мнению, уже в ближайшие годы предначертано одержать вселенскую духовную победу и предложить народам планеты Путь Света.
|