на главную страницу

16 Января 2009 года

Страна и мир

Пятница

МОМЕНТЫ ИСТИНЫ ДЛЯ ОБАМЫ

Владимир КОЗИН,
государственный советник Российской Федерации 2-го класса, кандидат исторических наук.



20 января избранный президентом США Барак Обама официально вступит в должность и уже на правах хозяина на ближайшие четыре года въедет в Белый дом. Церемония инаугурации президента предусматривает и его выступление с речью, в которой концептуально излагаются основные направления внутренней и внешней политики новой администрации. По большому счету они уже известны благодаря многочисленным выступлениям Барака Обамы в период предвыборной кампании и после ноябрьских выборов прошлого года. В них он энергично проецирует себя как «голубь мира», полный решимости урегулировать конфликтные ситуации дипломатическими средствами и обеспечить Соединенным Штатам новый имидж «эффективного и последовательного» мирового лидера. При этом явно бросаются в глаза зачастую диаметрально противоположные подходы Барака Обамы к решению существующих проблем. Главными причинами тому, скорее всего, являются вхождение в его администрацию и в советнический аппарат людей, имеющих разноплановые точки зрения, давление, которое оказывается на него со стороны американского ВПК, традиционно играющего ведущую роль при определении внешней политики Вашингтона, а также собственные до конца не сформировавшиеся взгляды Барака Обамы на те или иные вызовы современности.

     
Ближневосточный кризис


     Так, с первого дня после инаугурации новый президент США намерен направить свои «усилия для воцарения мира и спокойствия на Ближнем Востоке». Причем эта цель, по словам Обамы, будет достигаться только мирными средствами, без длительных проволочек, «с учетом обеспечения национальных интересов палестинцев и сосуществования еврейского и палестинского государств бок о бок в мире и безопасности».
     Но, с другой стороны, Барак Обама приоритет отдает защите стратегических интересов Израиля, «от которого США никогда не будут дистанцироваться». Белый дом намерен поддерживать Тель-Авив практически по всем азимутам и расширять с ним военные и политические связи, которые и без того являются самыми объемными и насыщенными в регионе. Барак Обама ставит предметную задачу: углублять с Израилем плотное сотрудничество в деле создания региональной системы ПРО, которое приобрело стратегическое измерение после доставки на военно-воздушную базу Неватим в пустыне Негев в сентябре 2008 года американской РЛС стратегического назначения с сотней американских специалистов. В ближайшее десятилетие США также поставят Израилю «в целях укрепления безопасности» оружие и военную технику на сумму, превышающую 30 млрд. долларов, причем на тех же условиях, «как и государству - члену НАТО» (?!), коим, как известно, еврейское государство не является. Трудно также предположить, что Барак Обама пересмотрит сентябрьское (2008 года) решение конгресса о поставках Израилю современных средств уничтожения объектов городской инфраструктуры в виде специальных «антибункерных» авиабомб и одной тысячи высокоточных ракет. Часть из них была уже поставлена американцами в декабре прошлого года как раз к началу масштабной операции Тель-Авива против палестинцев в секторе Газа
     В то же время будущий владелец Овального кабинета пока не проявляет желания убедить Израиль отвести свои войска за границы, существовавшие до 4 июня 1967 года, или признать будущую независимость Палестинского государства. До сих пор нет ясности, каким образом Барак Обама намерен развивать отношения с Палестинской национальной администрацией, если он выступает против оказания гуманитарной помощи палестинцам в тех районах, где доминирует победившая на выборах два года назад радикальная группировка ХАМАС. Находясь с визитом в Израиле в июле прошлого года, Барак Обама признал право Тель-Авива на ответные военные действия против палестинцев. Примечательно, что во вспыхнувшем в декабре прошлого года вооруженном конфликте между Израилем и палестинцами сектора Газа новый президент США удивил многих комментаторов исламского мира тем, что не осудил силовую операцию израильских вооруженных сил, ограничившись лишь выражением «глубокого сожаления» по поводу жертв среди гражданского населения с обеих сторон конфликта. Да и ведущий представитель новой американской администрации Хиллари Клинтон, выступая 13 января в сенате при ее утверждении на должность госсекретаря США, также выразила «глубокую солидарность» с Тель-Авивом и исключила возможность ведения прямых переговоров Израиля с ХАМАС до тех пор, «пока это движение не откажется от насилия и не признает Израиль в качестве независимого государства».
     Поддержка силовой политики Израиля может оказаться основой для продолжения курса Вашингтона на Ближнем Востоке и при новой администрации США. Видимо исходя из такого предположения, многие арабские страны высказались за то, чтобы новое руководство США проводило на Ближнем Востоке более сбалансированную политику. А сирийский президент Башар Асад в своем послании Бараку Обаме в декабре прошлого года выразил надежду на то, что новый американский президент не начнет новую войну где бы то ни было, в особенности на Ближнем Востоке; что Вашингтон будет в большей степени, чем прежде, вовлечен в ближневосточный мирный процесс; что Дамаск и Вашингтон приложат совместные усилия для обеспечения стабильности в Ираке в период после начала вывода с его территории американских вооруженных сил.
     
Иракская проблема

     И по ней Барак Обама проявляет заметную непоследовательность. С одной стороны, в его суждениях есть несомненный плюс. Он не поддержал выделение ассигнований на силовую операцию против Ирака; подверг критике «неработающую» модель внутрииракского урегулирования, разработанную прежней администрацией; посетовал по поводу огромных расходов, которые Пентагон тратит на эту акцию - до 10 млрд. долларов ежемесячно. Позитивно выглядят обещания Барака Обамы ускорить вывод войск США из Ирака через 16 месяцев после вступления в должность, то есть к июню 2010 года, и не сохранять на иракской земле постоянные американские военные базы в будущем.
     В то же время Пентагон, по словам Барака Обамы, все же должен сохранить в Ираке некое «минимальное» количество своих солдат и офицеров - «для защиты американских граждан и объектов, с целью обучения сил безопасности Ирака, искоренения «Аль-Каиды» и сохранения потенциала сил быстрого реагирования». По свидетельству «Нью-Йорк таймс» от 24 декабря 2008 года, после объявленных сроков в Ираке могут остаться «десятки тысяч» американских военных, что подтвердил и министр обороны Роберт Гейтс. В январе он высказал «личную точку зрения» (?) о необходимости выделить еще 136 млрд. долларов на иракскую кампанию - на 70 млрд. больше, чем предполагалось при прежней администрации, - возможно, под эти планы. А советник по национальной безопасности нового президента Ричард Данциг даже уточнил, что в Ираке надлежит оставить от 30 до 50 тысяч военнослужащих США. По оценкам некоторых американских аналитиков, из нынешнего 146-тысячного американского воинского контингента в Ираке на неопределенный срок может задержаться даже половина от этого состава.
     Барак Обама гневно осуждает действия в Ираке администрации Джорджа Буша, приведшие к значительным потерям среди американских военнослужащих - на середину января этого года они превысили 4.200 человек. Но, с другой стороны, нового президента США не беспокоят еще более грандиозные жертвы среди мирных иракцев, которые, по оценкам иракских неправительственных организаций, уже достигли 655 тысяч человек.
     
Афганское урегулирование

     Обещая солидную экономическую помощь и содействие «национальному политическому примирению» Афганистану, где США и их союзники за последние семь с лишним лет не добились ощутимого прогресса в деле стабилизации обстановки, Барак Обама предложил увеличить к лету текущего года американский контингент в этой стране еще на 30 тысяч человек. Вероятно, новый президент Соединенных Штатов исходит из того, что темпы военного решения афганской проблемы будут прямо пропорционально зависеть от количества размещенных там солдат и офицеров армии США.
     Очевидно, что наращивание вооруженных сил США в Афганистане не приведет к урегулированию ситуации в этой стране. Особенно учитывая тот факт, что талибы все больше расширяют военный контроль над страной. По некоторым данным, они уже контролируют до 80% всей территории страны. Здесь, видимо, будет также не лишним напомнить, что со времени образования самостоятельного и независимого афганского государства в 1747 году ни одно государство мира не смогло завоевать его. Даже англичане, которые с военно-технической точки зрения всегда были лучше оснащены, чем афганцы, так и не сумели сломить их волю в ходе трех войн, которые они вели и проиграли в Афганистане в XIX и в начале XX века. Афганский президент Хамид Карзай уже забеспокоился по поводу возможных новых жертв среди мирных граждан страны после усиления военной группировки США и предложил американцам направлять новые подкрепления только в приграничные зоны с Пакистаном, но никак не в города или сельскую местность.
     
Подходы к Ирану

     Нестыковки во взглядах будущего хозяина Белого дома просматриваются и в подходах к будущим отношениям с Ираном. С одной стороны, Барак Обама вроде бы призывает к ведению «прямых переговоров» с Тегераном с целью получения от него твердого обещания о гарантированном и необратимом свертывании работ по обогащению урана и созданию ядерного оружия, что отвечает интересам многих стран мира. Высказывается он и за предложение Ирану «экономических стимулов» в виде инвестиций и членства в ВТО, а также «гарантий безопасности» вместо циничного курса, направленного «на смену иранского режима», - курса, активно проводившегося в течение последних восьми лет его предшественником на президентском посту.
     В то же время Барак Обама открыто говорит о том, что после его вступления в должность Соединенные Штаты «не должны исключать применения против Ирана военной силы, введения против него еще более жестких санкций и наращивания давления на Тегеран со стороны его ведущих торговых партнеров». 11 января телекомпания Си-эн-эн передала довольно жесткое заявление Барака Обамы в адрес Тегерана, которого он обвинил «в экспорте терроризма через ХАМАС и «Хезболлах», а также «в попытках заполучить ядерное оружие, которое может потенциально инициировать гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке». Нельзя не заметить, что такая линия поведения созвучна подходам к иранской проблеме бушевской администрации.
     
Перспективы отношений с Россией

     Позиция новой американской администрации по отмеченным выше вопросам не может не иметь практического значения и определенных последствий для нашей страны: уж слишком близко к ее границам расположены все эти «горячие точки». Тем более что действия уходящей администрации создали и ряд проблем, которые непосредственно касаются России. В этой связи, естественно, возникает вопрос о том, что следует ждать от команды Барака Обамы в российско-американских отношениях. Как бы отвечая на него, Хиллари Клинтон на слушаниях в сенате заявила, что новая администрация готова конструктивно сотрудничать с Россией. «Мы с президентом Обамой стремимся к будущему взаимодействию с российским правительством в духе сотрудничества по вопросам стратегического значения», - подчеркнула будущий госсекретарь США. Сказав немало слов о готовности к взаимодействию с Москвой по ключевым проблемам, прежде всего в области стратегической стабильности и безопасности, Хиллари Клинтон тем не менее подчеркнула, что при этом администрация будет «решительно выступать за американские ценности и международные нормы».
     Отсюда напрашивается вывод, что и в своей отдельной политике по отношению к России Соединенные Штаты при Бараке Обаме, скорее всего, будут также проявлять двойственный подход. Ведя рутинный политический диалог и обещая «держать двери открытыми для полной интеграции России в глобальную систему», они одновременно будут демонстрировать жесткость по широкому кругу вопросов традиционной двусторонней повестки дня. Подтверждением тому могут служить высказывания Барака Обамы о том, чтобы впредь обсуждать в рамках НАТО, «которая должна быть трансформирована и укреплена», проблематику отношений с Россией, «говоря с ней единым голосом»; продолжать дальнейшее расширение этого альянса на Восток; решать с нами вопросы контроля над вооружениями не на основе принципов равенства и одинаковой безопасности, а исключительно в интересах США и их ближайших союзников; пытаться доминировать в ядерных, космических и обычных вооружениях; брать на себя исключительную роль в разрешении региональных конфликтов; поддерживать антироссийские акции нынешних грузинских, украинских и иных лидеров в территориальных, этнических и энергетических проблемах, используя их в качестве «противовеса политике Москвы» на постсоветском пространстве и так далее. Барак Обама также намерен, как свидетельствует российский раздел «Плана действий Обамы - Байдена», «реагировать на вызов, брошенный... Россией, путем проведения новой всеобъемлющей стратегии, которая будет отвечать национальным интересам Соединенных Штатов и проводиться без уступок в их долгосрочных принципах». Эта стратегия будет включать «широкую поддержку» государств Европы и Азии, расположенных по периметру России; укрепление трансатлантических отношений и снижение зависимости союзников и партнеров США от российских энергоресурсов.
     Вместе с тем Россия все же надеется на перемены к лучшему в отношениях наших двух стран. Российское руководство высказывается за развитие конструктивных отношений с новой американской администрацией во главе с Бараком Обамой. В интервью индийскому телеканалу «Дурдаршан» в начале декабря прошлого года Президент Дмитрий Медведев выразил надежду, что новая администрация и новый президент США будут занимать конструктивную и разумную позицию, демонстрировать желание договариваться по наиболее сложным вопросам. При этом глава Российского государства сделал акцент на желательности реализации будущим хозяином Белого дома именно позитивных взглядов. Схожее мнение выразил в ответах на вопросы граждан более месяца назад и премьер-министр Владимир Путин. По его словам, если положительные заявления, с которыми выступает Барак Обама, окажутся не простыми словами, а будут трансформированы в практическую политику, «то, конечно, наша реакция будет адекватной и наши американские партнеры ее сразу почувствуют».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex