Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, недавно отметившая 210-летие, – это крупнейший учебный, научный и медицинский центр, известный во всем мире. В стенах академии подготовлены десятки тысяч врачей, чьи имена навсегда остались в благодарных сердцах спасенных ими людей. Здесь проводятся сложнейшие операции и уникальные исследования, применяются самые передовые методы лечения. Наш корреспондент встретился с начальником академии генерал-майором медицинской службы Александром БЕЛЕВИТИНЫМ.
- Александр Борисович, известно, что в ходе военной реформы система подготовки военных врачей претерпит изменения. По расчетам ГВМУ, все потребности в этой сфере должна покрыть Военно-медицинская академия. В чем особенности учебного процесса в ее стенах?
- Академия – сложный, многогранный организм, крупнейший национальный учебный, научный и лечебно-диагностический центр военной медицины мирового уровня. Это 63 кафедры, 31 клиника и 11 клинических подразделений, научно-исследовательский центр, 14 научно-исследовательских лабораторий, 7 факультетов.
Мы готовим военных врачей для всех видов Вооруженных Сил России и ряда зарубежных государств. Только в Военно-медицинской академии будущие военные врачи учатся с первого и до седьмого курса. Все остальные вузы ныне берут курсантов на пятый курс после того, как студент проучился четыре года в гражданском вузе. С этого года мы стали принимать и девушек – первый набор составил 40 человек.
Немаловажно, что мы готовим врачей для военной экстремальной медицины. Этим занимаются 8 кафедр, которых нет в других медицинских вузах. В частности, оперативно-тактической подготовки, физиологии подводного плавания, авиационно-космической медицины и ряд других. Курсанты и слушатели много времени проводят у операционного стола и постели больного, в клинических и экспериментальных лабораториях, на полевых занятиях, участвуют в ежегодно проводимом учении «Рубеж». Каждый будущий врач ВДВ обязан совершить прыжки с парашютом, а ВМФ – пройти тренировку с выходом из подводной лодки через торпедный аппарат. Как следствие, выпускник умеет грамотно и уверенно действовать в экстремальной обстановке.
Должен добавить, что, по расчетам ГВМУ, у нас будут получать подготовку не только офицеры, но и младший и средний медицинский персонал. С 2012 года академия полностью возьмет на себя функции по подготовке военно-медицинских кадров.
- Помимо первичной профильной подготовки врачей для Вооруженных Сил академия готовит и кадры руководящего состава, в ее стенах врачи повышают квалификацию. Несколько слов об этом.
- Академия – единственный медицинский вуз в стране, дающий высшее военное образование на факультете подготовки руководящего состава. Мы проводим последипломную подготовку и усовершенствование врачей. В целом основная масса обучаемых – это уже состоявшиеся врачи, которые от 3 месяцев до трех лет повышают у нас свою квалификацию. Ежегодно на семи факультетах академии практически по всему спектру специальностей номенклатуры медицинских специалистов обучаются более 6,5 тысячи человек.
- Вы упомянули учение «Рубеж». Это своеобразная полевая академия будущих военных врачей?
- Масштабное учение «Рубеж» проводится каждое лето в учебном центре академии в Красном Селе. Курсанты и слушатели закрепляют знания и навыки, полученные на лекциях и на практических занятиях, учатся действовать в сложной обстановке современного боя. Командование ЛВО и в этом году выделило нам мотострелковую роту, артиллерийскую батарею и саперный взвод, современные средства связи, вертолет Ми-8 в санитарном варианте для эвакуации раненых.
Полевой выучке мы придаем большое значение. Слушатели и курсанты отрабатывают приемы оказания медицинской помощи раненым и больным на ротном медицинском посту, медицинском пункте батальона и полка. На практике они знакомятся с действиями отдельного медицинского отряда специального назначения. В ходе учения отрабатываются и внештатные ситуации, например переход медицинского подразделения на строгий противоэпидемический режим. На учении мы применяли также достижения телемедицины. Словом, все задачи отрабатываются в комплексе и на самом современном уровне.
- Каким образом обобщается опыт, приобретенный врачами академии в «горячих точках»? В частности, проанализировано ли медобеспечение в ходе операции в Южной Осетии?
- Ответ начну с того, что по инициативе академии в Петербурге возведен памятник военным врачам, погибшим в войнах и военных конфликтах. Это дань памяти – среди них немало наших питомцев. О накопленном опыте говорит тот факт, что более 200 сотрудников академии принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. Каждый второй представитель профессорско-преподавательского состава принимал участие в организации и оказании медицинской помощи в период контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Ряд сотрудников академии удостоились благодарности Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева за участие в операции по принуждению к миру грузинской стороны в Южной Осетии. Конечно, практический опыт, накопленный военными медиками в Южной Осетии и Абхазии, сейчас анализируется с выработкой соответствующих рекомендаций.
- В гражданских вузах, в том числе петербургских, нередко приходилось слышать от преподавателей сетования на то, что заметно снизился общеобразовательный уровень абитуриентов. Вашу академию эта проблема коснулась?
- К нам традиционно стремятся толковые ребята, а теперь и девушки – конкурс всегда большой. Но и фильтр при поступлении довольно жесткий: перед сдачей вступительных экзаменов абитуриенты проходят психофизиологический отбор. Это, как показывает практика, резко уменьшает количество случайных людей среди курсантов. В этом году количество претендентов на обучение среди юношей составило 2,8 человека на место, среди девушек – 5,5. Мы отобрали достойных.
- На ваш взгляд, желательно, чтобы молодой человек до начала учебы так или иначе на практике соприкоснулся с профессией?
- Это важная строка в биографии. Сам после школы работал санитаром на станции «скорой помощи». Считаю, что этот опыт, полученный до призыва в армию, был полезен: удалось взглянуть на профессию изнутри, утвердиться в своем выборе.
Замечу, что в течение всех семи лет, проведенных курсантами и слушателями в академии, мы стремимся не только обучать, но и воспитывать молодого человека. Начиная с привития патриотизма по большому счету – любви к своему Отечеству и заканчивая факультетским патриотизмом: курсанты с первых дней воспитываются в духе преданности Сухопутным войскам, ВВС, ВМФ, ВДВ. Заметьте: желающих перейти с факультета на факультет практически нет.
- Насколько остра проблема с преподавательскими кадрами?
- Она существует, но не столь остра, как в других военных вузах или у гражданских коллег. Мы сохранили научные и преподавательские школы, которыми традиционно сильна академия. Наш научный потенциал – это 214 профессоров, 357 доцентов, 372 доктора и 1.007 кандидатов наук. В академии трудятся 4 академика и 5 членов-корреспондентов РАМН, 17 лауреатов Государственной премии, 9 лауреатов премии Правительства РФ, 21 заслуженный деятель науки и 81 заслуженный врач РФ.
- Многое значит потенциал академии с точки зрения практический медицины – как крупнейшего стационара. В ряде случаев к вам поступают больные со всей России. Несколько слов об этом направлении деятельности.
- В клиниках академии, которые имеют лицензию на выполнение более 550 видов работ и услуг, ежегодно получают специализированное лечение более 50 тысяч стационарных и 250 тысяч амбулаторных больных. Это возможно благодаря наличию высококвалифицированных врачей и среднего медперсонала – более 75 процентов из них имеют высшую и первую квалификационные категории.
В ближайшем будущем на базе академии планируется создать мощный суперсовременный полифункциональный учебный и научно-практический медицинский центр, объединяющий все звенья лечебно-диагностического процесса на основе технологий XXI века. Это обеспечит выполнение все более сложных задач по обучению будущих военных врачей и повышению их квалификации. Предусмотрено строительство новых, отвечающих всем современным требованиям лечебно-диагностического корпуса и научно-исследовательского центра. Будет продолжен капитальный ремонт зданий клиник, насыщение их современной медицинской аппаратурой, дальнейшее внедрение в лечебно-диагностический процесс новейших технологий.
Коллектив академии решает общую для всех задачу, при этом каждый трудится на своем участке с максимальной эффективностью. Итог напряженного совместного труда очевиден: за последние годы удалось изменить в лучшую сторону и внешний облик академии, и ее внутреннее содержание. Те, кто придет к нам учиться, попадут в современное учебное заведение, где готовят настоящих профессионалов.
На снимке: генерал-майор медицинской службы Александр БЕЛЕВИТИН.