на главную страницу

21 Января 2009 года

Большая игра

Среда

Газовые шарады геополитики

Андрей ДИЕВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия».



     ЯНВАРЬ наступившего года войдет в историю российско-украинских отношений как период очередного «газового конфликта». Позиция официального Киева вынудила российскую компанию «Газпром» прекратить поставки природного газа на Украину уже во второй раз за последние три года. Причина - отказ украинской государственной компании «Нафтогаз» от заключения соглашения об условиях поставки российского «голубого топлива» в 2009 году и ее нежелание погасить долги за прошлый год. В связи с тем, что украинская сторона начала осуществлять незаконный отбор газа, идущего по транзитным газопроводам из России в страны Евросоюза, «Газпрому» пришлось также временно свернуть экспорт газа через украинскую территорию.
     «Газпром», подчеркнем, прекратил поставки газа на границу с Украиной вынужденно, поскольку эта республика перекрыла все четыре магистральных газопровода для транзита российского газа в Европу и отключила компрессорные станции. Позицию руководства «Газпрома» поддержал в первых числах января председатель Правительства РФ Владимир Путин. «Мы продолжаем поставку газа, а Украина его через свою территорию европейским потребителям не пропускает», - констатировал тогда премьер-министр.
     Интересующиеся политикой российские граждане могли следить за перипетиями конфликта по многочисленным сообщениям российских средств массовой информации, которые подробно освещали динамику событий на «газовом фронте». Поэтому нет необходимости воспроизводить ход событий, завершившихся, к счастью, в минувшие выходные достижением договоренностей между Москвой и Киевом. Отметим лишь, что спор двух «хозяйствующих субъектов» вышел на межгосударственный уровень, и не только потому, что обе компании (и российская, и украинская) контролируются своими государствами.
     Газовый спор нанес удар по самой европейской системе энергетической безопасности, устойчивость которой во многом обеспечивается за счет бесперебойности поставок энергоресурсов из России (через территорию Украины транзитом идет 120-125 млрд. кубометров). Германия, к примеру, получает российский природный газ уже более 35 лет, и даже в самые пиковые моменты обострения отношений между НАТО и Организацией Варшавского Договора СССР воздерживался от использования энергетического оружия. Нынешние же украинские власти с легкостью пошли на провоцирование ситуации, лишившей Европу российского газа в зимний период, когда расход топлива существенно увеличивается.
     

     Наша справка. В 2008 году «Газпром» поставлял в страны Евросоюза 40 процентов газа от его общего импорта. При этом 80 процентов российского газа проходит транзитом по территории Украины. Доля импорта из России в потреблении природного газа составляет в Словакии, Латвии, Эстонии, Финляндии - 100 процентов, в Болгарии, Литве, Чехии - более 80 процентов, в Австрии, Венгрии и Греции - более 60 процентов, в Польше - 45 процентов, Германии - 43 процента, Италии - 20 процентов.
     

     В трудное положение попала, в частности, Румыния, поставки российского газа для которой через территорию Украины в январе были прекращены. Страна до этого ежедневно получала более 10 млн. кубометров российского «голубого топлива» (треть внутренних потребностей). В Бухаресте пришлось создать специальный оперативный штаб, в котором разрабатывались меры по переходу теплоцентралей, снабжающих города теплом, на другие виды топлива - мазут и уголь. Решено было ограничить подачу газа промышленным предприятиям, остановилось производство на крупнейшем химическом комбинате на юге страны в городе Крайова. Все это происходило в авральном порядке в условиях наступивших в республике холодов.
     Примерно такая же ситуация сложилась в Болгарии, где компания «Булгаргаз» только благодаря газохранилищу в Чирене сумела обеспечить около одной трети ежесуточной потребности страны в газе. В условиях морозной погоды в ряде населенных пунктов оказалось невозможным отапливать школы и детские сады. С целью экономии газа были остановлены многие промышленные производства. Даже в Софии, столице страны, власти ограничили уличное освещение и отключили праздничную новогоднюю иллюминацию.
     В СЛОЖИВШИХСЯ драматических условиях начала января «Газпром» постарался увеличить объемы поставок российского газа в страны ЕС по маршрутам, идущим в обход украинской территории. Российская компания использовала возможности белорусской экспортной системы и газопровода Ямал - Европа (его мощность - 33 млрд. кубометров в год), а также свои запасы газа в подземных хранилищах в Европе. Кроме того, трубопровод «Голубой поток», по которому газ поставляется в Турцию по дну Черного моря, стал работать на полную мощность (48 млн. кубометров в сутки).
     Ситуация еще раз продемонстрировала правильность курса России на диверсификацию маршрутов экспорта природного газа в Европу. Намеченные к строительству газопроводы «Северный поток» и «Южный поток» позволят поставлять газ в страны Евросоюза, минуя непредсказуемую Украину.
     Проектируемая пропускная способность «Южного потока» - 30 млрд. кубометров газа в год. Морской участок газопровода пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Береговая» на российском побережье до побережья Болгарии. Наземная часть будет состоять из двух веток. Одна пойдет на юго-запад через Болгарию и Грецию и далее через Адриатическое море в Италию; вторая - на северо-запад (через Балканские страны в Австрию). Ввод в эксплуатацию намечен на 2013 год.
     «Двухниточный» газопровод «Северный поток» должен соединить российское побережье Балтийского моря в районе Выборгa с германским побережьем Балтики. Его первая ветка мощностью 27,5 млрд. кубометров газа в год должна быть сдана в 2011 году. Мощность второй, параллельной ветки также составит 27,5 млрд. кубометров. Ее должны сдать в эксплуатацию в 2012-2013 годах вместе с запуском Штокмановского месторождения в российском секторе Баренцева моря.
     Однако пока строительство морской части газопровода так и не началось. Некоторые европейские страны (например, Швеция, Эстония и Литва) считают прокладку труб по дну Балтийского моря экологически небезопасной. Эстония отказалась стать участницей проекта, запретив прокладывать трубу в своих территориальных водах. Разработка технически более сложного маршрута через территорию Финляндии увеличила затраты на 1 млрд. долларов.
     ПРЕКРАЩЕНИЕ поставок газа через территорию Украины по вине Киева, казалось бы, должно подвигнуть страны Евросоюза и его штаб-квартиру в Брюсселе на поддержку усилий России по прокладке новых транзитных маршрутов. Но, судя по комментариям европейских газет, влиятельные круги элиты Старого Света настроены использовать сбои в импорте из России для дискредитации нашей страны и проталкивания проектов, снижающих зависимость Евросоюза от торговых связей с РФ. Недружественные по отношению к Москве высказывания европейских экспертов явно нацелены на формирование соответствующего общественного мнения и подталкивание штаб-квартиры Евросоюза и правительств стран ЕС к давлению на Москву.
     Так, британская «Файнэншл таймс» в редакционной статье писала: «Итак, Европейский союз, пусть и запоздало, открывает глаза на тот факт, что российско-украинский газовый спор - это не просто вопрос двусторонних отношений Киева и Москвы... Союз тянет с конкретными мерами прежде всего из-за нежелания раздражать Москву, которой нужна свобода рук, чтобы заламывать их Киеву. Но сейчас, когда объем поставок сократился даже в пророссийски настроенной Германии, приоритеты должны поменяться, в том числе и приоритеты самого Берлина».
     По мнению этой британской газеты, «Брюссель должен четко заявить Москве, что риски, связанные с такими спорами, вредят отношениям между Россией и ЕС. Российский государственный газовый гигант «Газпром» всегда добивается своего в отношениях с клиентами из ЕС, поскольку от него Союз получает больше газа, чем от любого другого поставщика. Но не все козыри в его руках: он настолько же зависит от доходов, получаемых с ЕС, как ЕС зависит от газпромовского газа. Кроме того, цены на газ в этом году наверняка сильно упадут вслед за ценами на нефть - «Газпрому» становится все сложнее финансировать свои гигантские инвестиционные программы. Поэтому от тесного сотрудничества между ЕС и Россией зависит само будущее компании».
     В других западных изданиях можно встретить и более резкие (и необоснованные) высказывания в адрес России. Вот одно из них: «Таким образом, ценовая политика «Газпрома» полностью разрушает то, что еще оставалось от доверия к предыдущим высказываниям Москвы, что она «не собирается использовать энергоносители как оружие».
     В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ сфере страны Евросоюза в ближайшие годы намерены сконцентрировать свои усилия на решении нескольких задач, помимо ставшего традиционным поиска альтернативных источников энергии. Во-первых, продолжится курс на увеличение мощности имеющихся нефте- и газовых хранилищ. Премьер-министр председательствующей сейчас в ЕС Чехии Мирек Тополанек заявил на днях, что Евросоюзу необходимо создать собственные нефтегазовые резервы, которых бы хватало на 120 дней. По его словам, создание резервов является более правильным шагом, чем поиск альтернативных источников поставок углеводородного сырья. В настоящее время в ФРГ, например, нет государственных резервов природного газа, а стратегические резервы нефти и нефтепродуктов обеспечивают потребности страны на 90 суток.
     Во-вторых, произойдет, видимо, диверсификация источников энергии с целью увеличения доли атомной энергетики. Словакия, испытавшая трудности с энергоснабжением из-за нехватки российского газа, стала готовиться к возобновлению работы АЭС «Ясловске-Богунице», построенной во времена СССР. Ядерный реактор был остановлен в прошлом году в интересах вступления в Евросоюз, в штаб-квартире которого выразили озабоченность его «повышенной аварийной опасностью». В действительности второй энергоблок АЭС, по оценке экспертов, безопасен и был остановлен чисто по политическим соображениям.
     В-третьих, активизируются работы по строительству терминалов в европейских портах для приема танкеров с сжиженным природным газом (СПГ). Арабские газодобывающие страны, с которыми у стран Евросоюза сложились весьма тесные торговые связи, намерены увеличивать производство СПГ. Катар, например, произвел в 2007 году более 38 млрд. кубометров СПГ (около 27 млн. тонн). В мае 2009 года первый танкер с СПГ уйдет из Йемена. Проект реализуется там с участием французского концерна «Тоталь». В Алжире заводы по сжижению газа строят японцы - на северо-западе страны они намерены возвести три предприятия мощностью 1 млн. тонн СПГ в год каждое.
     

     Наша справка. Спрос на сжиженный природный газ, утверждают западные эксперты, будет составлять в мире к 2020 году около 400 млн. тонн в год (ныне - 170 млн. тонн в год). Его основными потребителями станут США, Евросоюз, Китай и Индия.
     

     В-четвертых, Евросоюз располагает такими источниками «голубого топлива», как Норвегия и в перспективе Нигерия. Объем экспорта природного газа с норвежского континентального шельфа по итогам 2008 года составил 96 млрд. кубометров, что на 7 процентов больше по сравнению с 2007 годом. В 2009 году прогнозируется увеличение поставок газа с шельфа до 106 млрд. кубометров. В последующие годы, по мнению аналитиков, тенденция роста экспорта норвежского природного газа сохранится (как по трубопроводам, так и в виде СПГ).
     Что касается Нигерии, то это западноафриканское государство обладает крупнейшими на континенте доказанными запасами газа - около 5,2 трлн. кубометров. В штаб-квартире Евросоюза уже несколько лет вынашивают идею с помощью африканского газа попытаться радикально уменьшить свою зависимость от российского «Газпрома». Нигерия - один из самых быстрорастущих поставщиков СПГ, и сейчас прорабатывается вопрос о строительстве газопровода (TSGP) через пустыню Сахару. Его проложат через Нигер и Алжир. На территории последнего TSGP будет подключен к трубопроводной системе, по которой алжирский газ уже поставляют в Европу по дну Средиземного моря. Ожидается, что новый трубопровод может быть введен в эксплуатацию в 2015 году.
     И, наконец, Евросоюз продолжит усилия по реализации проекта «Набукко», в который, возможно, внесут коррективы, постараясь подключить к нему Иран. Сегодня очевидно, что надежды на газ из Туркменистана иллюзорны: добываемое в этой республике «голубое топливо» будет экспортироваться прежде всего в Россию и Китай. А иранские власти давно добиваются прокладки трубопроводного маршрута в Европу. Иран выступает единственной реальной альтернативой туркменскому газу, но его участию в «Набукко» препятствовала напряженность вокруг иранской ядерной программы, у которой, как подозревают в Вашингтоне, имеется военная составляющая.
     СНЯТИЮ международной изоляции Ирана может, вероятно, способствовать Турция, которая давно мечтает усилить свою роль как государства - транзитера энергоресурсов. Через территорию Турции проходит газопровод из России «Голубой поток», нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод из Азербайджана.
     В декабре была введена в эксплуатацию первая газопроводная ветка, связавшая Иран с Арменией, - от пограничного городка Мегри до Араратской долины и Еревана. Трасса проложена в труднейших условиях высокогорья. По этому маршруту бывшая советская республика, ранее получающая российский газ по трубе, проходящей через Грузию, сможет импортировать 2,5 млрд. иранского газа ежегодно. Этот газопровод пока рассматривается как региональный, но он имеет шансы стать частью новой схемы по поставкам энергоносителей в страны ЕС.
     Так как турецко-иранская граница - это район массового проживания курдов, проникнутых сепаратистскими настроениями, транспортировку иранского газа в Европу разумнее организовать через Армению.
     Газовый союз Анкара - Ереван - Тегеран вполне возможен, и он может привести к новой конфигурации европейского энергетического пространства. Между Ираном и Турцией уже достигнуты договоренности о совместной разработке нескольких участков месторождения «Южный Парс», а в декабре 2008 года министр нефти Ирана сделал заявление о том, что Анкара и Тегеран намереваются создать совместные компании с целью строительства трубопровода для транспортировки иранского «голубого топлива» в район турецкой границы и строительства газопровода от ирано-турецкой границы до границы с Грецией. По поводу объемов поставок иранского газа в Европу представитель Тегерана сообщил, что речь идет о 30-35 млн. кубометров в сутки.
     
* * *

     Январский газовый конфликт грозил серьезными изменениями не только в энергетической сфере. Нынешние украинские власти своими действиями поставили под сомнение саму жизнеспособность Украины как государственного образования. Это начинают понимать в структурах Евросоюза. Ведь уже несколько лет на Украине не функционирует в нормальном режиме система государственной власти. Противостояние во властных структурах представителей различных политических сил препятствует слаженной работе государственных учреждений, от чего страдает прежде всего население. Вовлеченность некоторых структур Украины в августовские события на Кавказе (поставки тяжелого вооружения Грузии, направление туда «экспертов» с военной выправкой) также вызывает немало вопросов.
     Впрочем, некоторые независимые аналитики не склонны возлагать всю вину на украинские власти. Принимая во внимание вовлеченность в события США, они видят в происходящем прежде всего реализацию Вашингтоном своего геополитического сценария. В Белом доме, правда, отрицают свою причастность к газовому спору и называют «нелепыми» утверждения, что в конфликте с Россией Украина действовала по указке Вашингтона. Об этом заявил официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак. Но это только слова, за которыми, возможно, скрыт замысел взять под свой контроль газотранспортные сети Украины и поставить энергобезопасность ЕС в зависимость от США, сделав европейскую элиту более «покладистой». Пока это не удалось: конфликт между Россией и Украиной улажен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex