на главную страницу

23 Января 2009 года

Армия и общество

Пятница

КРЫЛЬЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Беседу вел Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Сергея КРИВЧИКОВА и Дмитрия ПИЧУГИНА.



На вопросы «Красной звезды» отвечает командующий 61-й воздушной армией Верховного Главного Командования (военно-транспортной авиации) генерал-лейтенант Виктор КАЧАЛКИН.

     - Виктор Тимофеевич, оперативность и точность решения поставленных задач сегодня являются визитной карточкой военно-транспортной авиации. Чем это обусловлено и как проявилось при выполнении наиболее ответственных задач по предназначению в прошедшем году?
     - Это объясняется прежде всего спецификой объединения, которое выполняет внезапные задачи в мирное время при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в том или ином регионе, создающих угрозу безопасности государства. Основным предназначением военно-транспортной авиации является обеспечение стратегической мобильности Вооруженных Сил России, а в мирное время - обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах.
     О цифрах оперативности реагирования мы не говорим, но это даже не сутки, это часы. Доказательством тому служат августовские события прошлого года, когда экипажи 61-й воздушной армии принимали участие в миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. И вся группировка войск, которая на то время создавалась на Кавказе, была в том числе сосредоточена воздушным эшелоном ВТА.
     В течение пяти суток экипажи военно-транспортной авиации выполнили практически такую же задачу, как и в 1979 году во время ввода советских войск в Афганистан. Только тогда было задействовано около 200 самолетов Ан-12, Ил-76 и Ан-22, а в нашем случае их было намного меньше. Нынешние действия ВТА были организованными и своевременными - так было отмечено в докладе начальника Генерального штаба.
     - Каким образом организуются мероприятия боевой подготовки для поддержания высокого уровня боевой выучки личного состава военно-транспортной авиации?
     - В рамках боевой подготовки особое внимание всегда уделяется профессиональной подготовке летного состава. До недавнего времени все упиралось в наличие топлива. В этом году объединение выполняло задачи при наличии достаточного количества керосина. Скажу прямо, мы давно так не работали, как в прошедшем году. Если сравнивать соответствующие показатели налета на экипаж военно-транспортной авиации в 2007 и 2008 годах, то в минувшем году он составил 122 часа, что в два раза больше показателей предыдущего года.
     Помимо того, что в 2008 году военно-транспортная авиация привлекалась к таким различным крупномасштабным учениям, как «Стабильность-2008» и «Центр-2008», почти каждый полк провел свои летно-тактические учения с практическим применением авиации. Достаточно много было учений, связанных с десантированием личного состава и техники Воздушно-десантных войск. Соответственно и подготовка летного состава значительно улучшилась, повысилось летное мастерство экипажей. При этом под особо пристальным вниманием находится подготовка молодых экипажей. В 2008 году мы подготовили более 50 молодых экипажей по различным уровням: и в одиночной летной подготовке, и в боевых порядках.
     - Да, летчик, который только выпускается из училища, не сразу становится командиром корабля... Какие стадии он должен пройти, чтобы приступить к летной деятельности, и как удается оперативно готовить молодые экипажи?
     - В прошлом году к нам пришли 25 выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков для дальнейшего прохождения службы в рядах ВТА. Все они на четвертом курсе проходили стажировку в 61-м Центре боевого применения и переучивания летного состава в Иваново по программе помощника командира корабля, налетали определенное количество часов.
     В военно-транспортные полки они пришли в мае прошлого года, где проходили стажировку на протяжении трех месяцев. С начала учебного периода все полки в интересах подготовки молодого летного состава выполняли по две, а то и три летные смены в неделю согласно плану боевой подготовки. Поэтому после сдачи выпускных госэкзаменов в ноябре к нам на службу прибыли подготовленные помощники командиров кораблей. Им не нужно давать вывозную программу, не нужно по-новому готовить. Остается лишь немного восстановить навыки, дать контрольный полет, и недавний выпускник - уже готовый помощник командира корабля.
     Для того чтобы стать полноценным командиром корабля, молодому летчику необходимо набраться опыта в должности помощника. Только потом он будет рассматриваться на должность командира корабля. И лишь самые достойные, проходя отбор, затем обучаются в ивановском центре. Естественно, это наш резерв, который в дальнейшем будет летать в ВТА: все мы проходили эту школу. Сегодня именно на молодой летный состав сделана ставка. И это уже дает свои результаты - их классная квалификация серьезно повысилась в минувшем году.
     - Помимо мероприятий боевой подготовки для военно-транспортной авиации существуют и другие повседневные задачи мирного времени. Одной из основных является перевозка молодого пополнения. Учитывая сокращение срока службы по призыву и единовременное увольнение «смешанных» призывов, насколько усложнилась эта задача и как она решается сегодня?
     - Традиционно перевозку молодого пополнения мы выполняем два раза в год - в период весеннего и осеннего призыва. Самолетами военно-транспортной авиации призывники доставляются в дальние регионы, куда другими видами транспорта доставка не производится: это Дальний Восток, Крайний Север и Калининградский особый район.
     Для этих целей определены аэродромы, через которые организована перевозка молодого пополнения. Доставка военнослужащих осуществляется с аэродромов, где оборудованы пункты приема и отправки. В пунктах выделены казармы для временного проживания личного состава, организованы помещения для отдыха и места питания. Каждый призывник и военнослужащий обеспечивается в пунктах горячим питанием. Для военнослужащих установлена теле- и радиоаппаратура, всегда в наличии свежая пресса. Все они имеют возможность воспользоваться телефонной связью.
     29 декабря был замыкающий самолето-рейс, когда мы закончили выполнение этой задачи осеннего призыва. Только за этот период призыва экипажи ВТА выполнили более 80 самолето-рейсов и перевезли свыше 16 тысяч человек. Аналогичные рейсы выполнялись и в 2007 году, однако тогда их было всего порядка шестидесяти. В связи с сокращением срока службы по призыву до одного года - это автоматически увеличило интенсивность перевозок. Кроме того, особенность именно осеннего призыва-2008 состояла в том, что в этот период увольнялись сразу два призыва: на полтора и два года. Таким образом, на военно-транспортную авиацию легла практически двойная нагрузка. Но поскольку мы к этому подготовились, все мероприятия прошли в установленные сроки и без срывов.
     - Как ранее сообщала «Красная звезда», именно в этот, наиболее активный период призывной кампании силами объединения на территорию африканской Республики Чад была организована доставка российской вертолетной группы. В чем заключалась особенность выполнения этой задачи и как осуществлялась подготовка экипажей?
     - В период с 14 ноября по 23 декабря 2008 года экипажами военно-транспортной авиации было выполнено 15 самолето-рейсов. Самолетами Ил-76 и Ан-124 «Руслан» в столицу республики Чад Нджамену было перевезено более 130 человек и 300 тонн различных грузов.
     Перелет выполнялся беспрерывно в течение одних суток по маршруту аэродром Мигалово (Тверь) - аэропорт Нджамены с промежуточной посадкой в ливийском аэропорту Сепха для дозаправки топливом. Общая протяженность маршрута туда и обратно составила порядка 12 тысяч километров. Таким образом, суммарное время, проведенное экипажами в воздухе, превысило 17 часов. И все эти перелеты выполнялись в ночное время, поскольку был утвержден такой график. В связи с необходимостью оперативного выполнения задачи и соблюдения требований безопасности при выполнении продолжительных перелетов было принято решение использовать сдвоенные экипажи самолетов Ил-76 и Ан-124.
     Для перевозки российской вертолетной группы были задействованы опытные экипажи смоленского и оренбургского военно-транспортных полков. Участвовавший в перевозке летный состав прошел специальную подготовку для выполнения полетов по международным воздушным трассам. Это особый вид летной подготовки: сначала они изучили теорию в ивановском центре боевого применения и переучивания летного состава, а затем уже приступили к тренировочным и контрольным полетам.
     - В условиях увеличения объема выполняемых задач значительно возрастает и интенсивность эксплуатации авиационной техники. Не секрет, что ресурс большей части самолетного парка в настоящее время находится на продлении. Какие пути решения этой проблемы вы видите и каковы перспективы обновления авиапарка?
     - Да, основном поддержание исправности авиационного парка осуществляется сегодня за счет продления ресурса техники. К сожалению, в настоящее время из промышленности к нам приходит недостаточное количество двигателей, запасных частей. Все замыкается на финансировании. И все же тот парк, который сегодня находится на вооружении в объединении, позволяет выполнять возложенные задачи. Его можно эксплуатировать до 2020 года, за исключением самолетов Ан-26 и Ан-24.
     Если говорить о перспективе, то наиболее очевидный для нас путь - это модернизация самолетов, установка нового пилотажно-навигационного оборудования, новых двигателей. Мы серьезно рассчитываем на модернизацию Ил-76МД. Что же касается закупок новой техники: большие надежды возлагаем на то, что в ближайшее время, приблизительно к концу 2009 года, на Ульяновском заводе начнется серийное производство нового самолета Ил-76МФ. И возможно, будет запланировано его поступление для военно-транспортной авиации. Но пока это перспективный проект, и конкретного решения по нему еще не принято.
     - Какие изменения затронут военно-транспортную авиацию в рамках оптимизации Военно-воздушных сил с учетом формирования перспективного облика Вооруженных Сил?
     - Если говорить о будущем 61-й воздушной армии Верховного Главного Командования, в соответствии с новым обликом Вооруженных Сил у нас произойдет укрупнение полков до авиационных баз. В силах и средствах мы ничего не теряем: парк авиационной техники также останется неизменным. Отдельные полки будут передислоцированы и войдут в состав тех частей, которые будут укрупняться. Таким образом, на одном аэродроме в составе авиабазы будет сосредоточено большее количество техники.
     - Предусматривается ли в рамках оптимизации более активное взаимодействие со структурами гражданской авиации?
     - Вы знаете, у нас достаточно аэродромов совместного базирования: как военных, так и гражданских. Это направление и в дальнейшем должно получать развитие, поскольку исключительно бюджетного финансирования не всегда достаточно. А когда есть и коммерческая, и бюджетная составляющая, от этого только больше пользы общему делу. Это серьезное подспорье и в развитии и поддержании в надлежащем состоянии аэродромной сети по всей территории государства. Аэродромы совместного базирования, которые уже сегодня успешно функционируют по такой схеме, находятся в Твери, Смоленске, Пскове.
     - Несмотря на любые оргштатные изменения и структурные преобразования, вопросы социального обеспечения никто не снимал. Как они решаются в военно-транспортной авиации?
     - Совсем недавно в Оренбурге был построен и заселен новый дом. В прошлом году было принято решение, и вот за этот год он был построен и сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что в Оренбурге планируется и дальнейшее развитие жилого фонда.
     Большие перспективы строительства в Твери, уже принято решение о размещении там нового городка. Площадки под застройку администрацией областного центра уже выделены, осталось провести проектно-изыскательские работы, утвердить проект и начать строить. Естественно, жилье будет строиться как служебное, так и для постоянного проживания. Точно такая же ситуация и в Пскове, и в Таганроге. Практически во всех этих городах предусмотрено крупное жилищное строительство.
     - В таком случае, есть надежда, что социальные проблемы в новом году не будут настолько серьезно отвлекать личный состав объединения от выполнения поставленных задач. В этой связи, какие ключевые мероприятия боевой подготовки запланированы в 2009 году?
     - Практически для всех полков спланированы и будут проведены летно-тактические учения с практическим применением. Планом боевой подготовки предусмотрено участие военно-транспортной авиации в масштабных учениях под руководством министра обороны «Запад-2009» и «Осень-2009». Также под руководством главнокомандующего ВВС будет проводиться крупное командно-штабное учение с участием сил и средств объединения.
     В ходе этих мероприятий силами ВТА будет выполняться комплексная задача. Это и воздушные перевозки по обеспечению и подготовке к учениям, и непосредственное участие в учениях - воздушное десантирование.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex