На этом судне, которое было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года, предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъемное устройство обеспечивает спуск и подъем подводных аппаратов при волнении до
5 баллов. «Алагез» имеет подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.
Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидробарокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.
По словам командира спасательного судна капитана 1 ранга Александра Бузилова, 2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и во взаимодействии с экипажами других кораблей «Алагез» принимал в них самое непосредственное участие. Следующим, весьма важным, новым и очень серьезным событием для корабля стали испытания вертолетного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил. А в июле водолазы-глубоководники спасательного судна в рамках плановой боевой учебы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров...
В 1970 — 1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были спасательные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство уникальной подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана».
Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории той субмарины было достаточно много и других, заслуживающих внимания читателя событий. Так, в марте 1978 года лодка участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «Комсомолец» установил рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил «почетную» награду - «именную» книжицу «Конституция СССР».
Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.
1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.
Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. Юрий Клебанов, бывший командир электромеханической боевой части, несколько лет назад в беседе со мной вспоминал: «Дул сильный ветер. Около восьми часов вечера - тревога. Первая мысль - опять кто-то затонул. За полчаса дошли до места, поставили сигнальный буй. Минут через сорок погрузились и легли на грунт рядом с аварийной лодкой, так и лежали рядом трое суток. А все потому, что парни с лодки оказались, мягко говоря, малоподготовленными подводниками. Не знаю, кто уж из них все-таки додумался разблокировать переднюю крышку торпедного аппарата, но только после этого мы смогли им помочь...»
А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1 статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...
Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.
Последнее боевое задание - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно...
Девяностые годы - после развала Советского Союза - были трудными для нашего флота. Ставший в ремонт «Комсомолец Узбекистана» из-за крайне низкого финансирования в тот период флотских нужд так и не получил новой «путевки в жизнь». Тогда же и на «Алагезе», казалось, был поставлен крест. Но все же этот корабль удалось сохранить. С 2000 года его стали интенсивно ремонтировать. На эти работы были выделены немалые средства. Для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов Владивостокского судоремонтного завода. К тому же ремонт был произведен в одном из самых крупных доков Приморья...