на главную страницу

23 Января 2009 года

Страна и мир

Пятница

ЗАМОРОЖЕННАЯ ВОЙНА

Марианна ГРИШИНА.



Прошел еще один год объявленной Соединенными Штатами и поддержанной мировым сообществом «войны с терроризмом». Однако и он, к сожалению, не принес ощутимых успехов в борьбе с этим вызовом человечеству. Более того, в 2008 году терроризм продолжал нести людям зло, демонстрируя при этом все новые и изощренные формы. Вспомним нападения террористов на индийский город Мумбаи. Сама же борьба с этой угрозой выглядит запутанной и полной противоречий. Почему так происходит, попытались дать ответ А.Н. Михайленко и В.И. Келехсаева в своей книге «Противодействие терроризму: международный опыт», которая недавно увидела свет. В ней на основе широкого круга разнообразных источников исследуются природа современного терроризма и характерные черты противодействия ему. Наш корреспондент встретилась с одним из авторов этой книги, профессором кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктором политических наук Александром МИХАЙЛЕНКО и попросила его ответить на ряд вопросов.

     - Александр Николаевич, в чем основные черты современного терроризма и характерные особенности деятельности террористических организаций? В каких регионах мира террористические организации на сегодняшний день наиболее широко распространены и какие на этот счет существуют прогнозы на будущее?
     - Что касается основных черт современного терроризма, то они, как и прежде, состоят в осуществлении насилия в отношении гражданского населения для достижения политических целей. Однако в деятельности террористических организаций сегодня наблюдается ряд новых моментов. Первый из них связан с уходом от вертикальной структуры управления и переходом на сетевую структуру. Если раньше «Аль-Каида» составляла замысел будущей операции, планировала ее и контролировала ее осуществление, то сегодня она в большей степени является идеологическим центром, а не организационным ядром террористов. Следствием такого изменения - и это второй новый момент - стало то, что все больше террористических акций проводят так называемые микроигроки, то есть небольшие автономные группы или даже одиночки, которые получили начальные сведения о проведении терактов из Интернета, а необходимые средства изготовили из подручных материалов. Противодействовать им гораздо сложнее, чем это было раньше, потому что, будучи дилетантами, они часто пренебрегают элементарными правилами безопасности, а именно их и отслеживают органы правопорядка.
     Это общая тенденция, которая касается всех видов терроризма. Но у каждой разновидности терроризма есть те или иные изменения, отражающие нынешний этап их развития. Так, в религиозном терроризме в последнее время стала заметной тенденция к гораздо более агрессивному отношению лидеров террористических организаций к умеренным мусульманским режимам. Мощным стимулом активизации национального терроризма стало признание рядом стран в нарушение существующих международно-правовых принципов независимости Косово. Множество новых тенденций фиксируется в «высокотехнологичных» видах терроризма, таких как кибертерроризм, биотерроризм и др.
     Территориально эпицентром терроризма сегодня являются Ирак и Афганистан. Боевой опыт в этих странах получили и продолжают осваивать десятки тысяч террористов, они расползаются по всему миру и еще долго будут распространять этот смертельный заряд.
     - Еще в 2001 году началась разработка моделей и принципов международного сотрудничества, а также международно-правовых и управленческих основ противодействия терроризму. Что в этой сфере уже достигнуто?
     - Действительно, развитие международного сотрудничества является, по мнению большинства политиков, ученых и специалистов, одним из важнейших направлений повышения эффективности противодействия терроризму. Прошедшие годы показали, что бороться в одиночку с международными террористами не под силу даже самым мощным государствам мира. Однако есть такие стороны противодействия терроризму, которые не способствуют созданию широких антитеррористических коалиций. В контртеррористической деятельности используется секретная информация, и риск расшифровки растет по мере увеличения количества участников коалиции. Эффективность сотрудничества снижают двойные стандарты, стремление разделить террористов на «плохих» и «хороших».
     Тем не менее международное сотрудничество в противодействии терроризму постоянно развивается. Активную роль в этом процессе играет Россия. В частности, по ее инициативе стали проводиться совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов по вопросам противодействия терроризму. В марте 2008 года в Ханты-Мансийске состоялось уже седьмое по счету такое совещание. В его работе приняли участие 76 делегаций из 54 стран, а также представители Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра СНГ. Участники совещания обсудили вопросы укрепления антитеррористической безопасности объектов критической инфраструктуры. Обсуждались также проблемы развития сотрудничества специальных служб и органов финансового контроля в создании надежных механизмов выявления и пресечения каналов финансирования международных террористических организаций, а также другие вопросы.
     Необходимость слаженной работы касается не только отдельных международных организаций, но и сотрудничества между ними. Не стоит замыкаться в «своих» организациях, придерживаясь блокового мышления, следует стремиться к более широкому взаимодействию. В нашем регионе целесообразно развивать контакты между такими организациями, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и НАТО. Все они занимаются проблемами противодействия терроризму, и сотрудничество между ними принесет пользу всем странам Евразийского региона.
     - Хорошо известно, что террористические организации совершенствуют средства и методы своей работы. Насколько, на ваш взгляд, современные государства, а также межгосударственные объединения и международные организации в состоянии «успевать реагировать» на новые вызовы со стороны террористических структур?
     - Ваш вопрос довольно точно отражает основную проблему в любом противоборстве. Отстающая сторона в нем всегда будет в проигрыше. Примеров тому в сфере противодействия терроризму множество. Вспомним, например, что известное контртеррористическое подразделение ФРГ ГСГ-9 было создано спустя всего несколько недель после теракта на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. Было бы оно создано раньше, и неизвестно, как бы развивались события... Или другой пример. В последние годы фиксируется взлет количества терактов с использованием террористов-смертников. И вот недавно в СМИ появляется информация о том, что ученые разработали устройства для выявления «камикадзе» на расстоянии.
     Мне кажется, что сегодня положение о необходимости «успевать за террористами» нуждается в переосмыслении. Противодействие терроризму должно идти на шаг впереди, обгонять террористов, предотвращая осуществление их кровавых замыслов. Мне могут ответить, что в силу непредсказуемости террористов предвидеть их действия невозможно. Думаю, что проблема во многом связана со стратегией противодействия терроризму. Нужны стратегические подходы, основанные на глубоком научном изучении проблем и тенденций развития терроризма. Они-то и позволят прогнозировать ситуацию, работать на опережение.
     - В ряде стран Азии на сегодняшний день происходят некоторые весьма показательные тенденции, связанные с противодействием терроризму. В Афганистане, согласно поступившей недавно информации, правительство Карзая, например, планирует вступить в переговоры с лидерами «Талибана». Возможно ли, по вашему мнению, снизить уровень террористической угрозы с помощью политического регулирования?
     - Если вы заметили, в последнее время редко можно услышать о «войне» с террористами, потому что они в этом случае будут приравнены к государству в качестве сторон конфликта. Сотрудникам американских государственных учреждений не рекомендуется употреблять слово «джихад», потому что это и термин из сферы терроризма, и религиозное понятие. Его использование может способствовать тому, что в сознании миллионов мусульман ислам будет ассоциироваться с терроризмом. В Великобритании вместо словосочетаний «исламский экстремизм» или «фундаментализм джихада» чиновникам предлагают использовать такие выражения, как «насильственный экстремизм» или «криминальные убийства». И здесь очевидно стремление разделить ислам и терроризм. Все это происходит не для того, чтобы более четко выражать суть событий. Направленность здесь одна: отделить преступников от масс.
     Между тем провести такой водораздел бывает довольно сложно. Многие террористические организации являются частью политических движений. В декабре 2005 года в Египте прошли парламентские выборы, на которых представители запрещенной во многих странах партии «Братья-мусульмане» получили 88 депутатских мандатов (из 454 мест в парламенте). Наиболее свежий пример в этом смысле - победа на октябрьских парламентских выборах 2007 года в Косово бывших террористов из Армии освобождения Косово. Думаю, что с этими и другими подобными политическими движениями нужно работать.
     Нельзя не учитывать и тот факт, что террористы весьма активно работают с населением. Так, исследование, проведенное в четырех мусульманских странах (Марокко, Пакистан, Египет и Индонезия), показало, что сегодня их жители крайне негативно относятся к США и одобряют действия террористов. 89 проц. египтян, 64 проц. пакистанцев, 63 проц. марокканцев и 60 проц. индонезийцев убеждены в том, что практически все процессы, происходящие сегодня в мире, организовываются или контролируются США. В таких условиях терроризм непобедим.
     Важно также, чтобы сотрудничество с мусульманскими странами способствовало их социально-экономическому развитию. Известно, что бедность является одним из факторов, способствующих росту терроризма. В бедных странах результаты экономической глобализации воспринимают как несправедливые, а чувство несправедливости является питательным источником террористов. Террористические организации черпают пополнение среди мусульманской молодежи. Доля населения в возрасте до 14 лет в Афганистане составляет около 45 проц., в Ираке - около 40 проц. В условиях почти поголовной безработицы, особенно среди молодежи, заработки, предлагаемые террористическими организациями, бывают едва ли не единственным шансом прокормиться. Поэтому снижать уровень террористической угрозы нужно не только с помощью политических мер, но и через социально-экономические мероприятия.
     - Завершая интервью, хотелось бы узнать ваше мнение о том, каковы сегодня основные направления повышения эффективности противодействия терроризму?
     - О некоторых из них я уже сказал. Например, одним из таких важных направлений является совершенствование международного сотрудничества. Я уже отметил также важность разработки стратегии противодействия терроризму. Из других направлений выделю потребность в совершенствовании законодательной базы противодействия терроризму. В ряде стран совсем недавно (например, в Великобритании в 2006 году, на Филиппинах в 2007-м) приняты новые законы о противодействии терроризму, в которых учтены самые последние тенденции его развития. Этот опыт следует перенимать и другим странам. Необходимо стремиться к тому, чтобы больше государств присоединились к тринадцати контртеррористическим конвенциям ООН и протоколам к ним.
     Еще одно направление совершенствования противодействия терроризму - это использование внутренних слабостей террористических организаций, в частности противоречий между ними. На практике же получается обратная картина: «Аль-Каиде» удается порой объединить ранее непримиримых врагов в борьбе с «неверными». Так, в Египте стали сотрудничать давние и заклятые противники - террористические организации «Исламский джихад» и «Исламская группа». Большой резерв в плане использования слабостей террористических организаций - работа с разочаровавшимися в терроризме. Их довольно много, людей, которые остались недовольны руководителями террористических организаций, ошибками в действиях террористов. Многие просто захотели вернуться в обычную мирную жизнь, а не прятаться по темным углам.
     Наконец, упомяну еще одно важное направление, которое связано с совершенствованием средств и методов контртеррористической деятельности. Во Франции, например, в общественных местах и местах массового сбора людей установлено около 300 тыс. камер видеонаблюдения. В Белой книге французского правительства по вопросу противодействия терроризму к наиболее уязвимым в террористическом отношении областям отнесены защита от возможного использования террористами оружия массового уничтожения, выявление взрывчатых веществ, мониторинг телекоммуникаций, видеонаблюдение, защита информационных систем и биометрическое направление. Эти сферы нуждаются в обеспечении современными контртеррористическими средствами в первую очередь.
     

     

     Когда интервью было готово к публикации, появилось сообщение, что министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд в статье в британской газете «Гардиан» призвал к пересмотру стратегии противодействия терроризму, а введенный в политический обиход администрацией Джорджа Буша термин «войны с терроризмом» охарактеризовал как «вводящий в заблуждение и ошибочный». По словам Милибэнда, сделанный после терактов 11 сентября 2001 года выбор в пользу почти исключительно вооруженной борьбы с терроризмом не в состоянии обеспечить победу над этим злом. Британский министр считает, что лозунг «войны с терроризмом» формирует некую идею о наличии единого врага. В действительности же военизированные группировки экстремистов имеют очень широкую мотивацию, и бороться с ними необходимо не только с помощью оружия, но и - что более важно - путем развенчивания идеологических лозунгов и призывов террористов, а также путем обеспечения торжества права над беззаконием. Милибэнд также указал на необходимость противодействия терроризму путем блокирования каналов поставки оружия и денег экстремистам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex