на главную страницу

24 Января 2009 года

Тема номера

Суббота

Главный орган военного управления

К годовщине образования Генерального штаба

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай МАКАРОВ



Уважаемые коллеги!
   25 января мы отмечаем годовой праздник главного органа военного управления – Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
  За время своего существования Генеральный штаб не раз подтверждал свой статус оперативно-стратегического стержня, пронизывающего и организующего всю деятельность Вооруженных Сил России. Определение, данное выдающимся российским офицером-генштабистом Александром Свечиным Генеральному штабу, который «должен представлять гвардию зарождающихся идей... схватывать, лелеять и проповедовать их», актуально и в наши дни.
   Сегодня, когда оборонное ведомство страны вступило в пору коренных преобразований, роль вашей службы, вашей творческой инициативы, высокой профессиональной подготовки трудно переоценить. Уверен, коллектив Генерального штаба достойно исполнит предназначенную ему роль мозгового центра нашей оборонной системы и все задачи, поставленные перед нами по укреплению безопасности страны, будут решены качественно и эффективно.
   Поздравляю всех вас с праздником. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов, оптимизма в решении служебных задач, дальнейших свершений во благо нашей Родины!

     Современные теория и практика руководства деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, его организация, сложившаяся система управленческих органов имеют свою весьма продолжительную историю. Не является исключением и основной орган оперативного управления армией и флотом, вобравший в себя множество функций, связанных с решением проблем обеспечения надежной защиты и безопасности страны, – Генеральный штаб, со дня официального образования которого минует в январе 2009 г. уже 246 лет.
     В последнее время к основным направлениям деятельности Генерального штаба, его полномочиям, роли в процессе поддержания боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, развития их видов и родов войск, военной науки и военного искусства, оружия и боевой техники, в целом обеспечения обороноспособности государства проявляется со стороны российской общественности повышенный интерес. И это не случайно, поскольку на Генеральный штаб, основой основ функционирования которого является решение в новых условиях таких сложных проблем, как строительство вооруженных сил и стратегическое планирование их применения, возлагается огромная ответственность за подготовку армии, флота и страны к обороне, а с началом военных действий, что, как показали недавние события на Кавказе, отнюдь не исключено, – за управление войсками (силами) в ходе вооруженной борьбы. Вместе с тем о том, каковы же в действительности предназначение Генерального штаба, его место в иерархии органов центрального военного управления государства и непосредственно в системе обеспечения его национальной безопасности, о путях, тенденциях и закономерностях развития, значении в истории страны и Вооруженных Сил большинство граждан России имеет довольно общее, если не сказать смутное, представление, основанное, как правило, на военных мемуарах. Более того, у определенной их части бытует мнение о Генеральном штабе как носителе и выразителе милитаристских тенденций во внутренней и внешней политике государства, как чуть ли не инициаторе многих войн, которые в прошлом вынуждена была вести Россия.
     Генеральный штаб в том виде и с теми функциями, в каком и с какими он существовал в советский период истории Отечества и существует сейчас, сложился далеко не сразу, а в результате длительных поисков организационной структуры и сложной эволюции центральных органов военного управления, проводившихся на различных этапах строительства вооруженных сил. Как свидетельствует исторический опыт, по мере непрерывного увеличения объема задач, связанных с обеспечением военной безопасности государства, и вызванных этим систематического увеличения численности армии, развития в сторону усложнения ее организационно-штатной структуры, оснащения новыми боевыми средствами и средствами боевого и других видов обеспечения, а также под влиянием изменения форм и способов вооруженной борьбы предназначение Генерального штаба (и даже его наименование), организация, местоположение и схема подчиненности в общей системе высшего военного управления государства неоднократно менялись, а функции неуклонно расширялись и усложнялись.
     Важно подчеркнуть, что на протяжении своей многолетней истории Генеральный штаб формировался и развивался вместе с армией. От квартирмейстерской части (службы), создание которой, кстати, совпало по времени с коренной реорганизацией всех основных сфер жизнедеятельности Российского государства, в том числе и военной, он вырос до основного органа, осуществляющего стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. С историей Генерального штаба связаны имена многих выдающихся государственных и военных деятелей Отечества, таких как З.Г. Чернышев, Ф.В. Баур, П.М. Волконский,
     Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев,
     П.П. Лебедев, Б.М. Шапошников, А.И. Егоров, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Антонов, С.М. Штеменко, В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, С.С. Бирюзов и другие.
     Роль Генерального штаба как центрального органа управления Вооруженными Силами всегда была исключительно важна: на него возлагались, особенно в годы Великой Отечественной войны, разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий, повышающих их эффективность. Генеральный штаб издавна и по праву считается «мозгом армии», поскольку, как свидетельствует история войн и военного искусства, высокий уровень руководства вооруженными силами во все времена являлся важнейшим фактором достижения успеха в вооруженной борьбе.
     Другой значимой задачей Генерального штаба было и есть обеспечение военной безопасности государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как подчеркивали некоторые военные деятели и теоретики в начале XX в., правомерно и другое его название – «воин мирного времени».
     История создания Генерального штаба уходит корнями в далекое прошлое нашей Родины и неразрывно связана с формированием и развитием отечественной армии, а в последующем и флота, военной науки и военного искусства. И действительно, общепризнано, что прообразом современного Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации является квартирмейстерская часть (позже – служба), созданная в начале XVIII столетия Петром I с целью оказания практической помощи главнокомандующим действующими армиями в решении, говоря современным языком, оперативных вопросов, т. е. вопросов, связанных с управлением войсками, ведущими военные действия. Вместе с тем в допетровский период, начиная со времени появления на Руси первых форм государственности, некоторые из этих обязанностей выполняли (последовательно) помощники и советники князей (воевод): бояре путные (путники), окольничие, сторожеставцы, станоставцы (становщики), полковые квартирмейстеры. Таким образом, есть все основания считать, что первые элементы (а следовательно, и истоки) службы, специально предназначенной выполнять в русском походном войске управленческие функции, в самом, конечно, зачаточном виде, появились где-то в середине IX – начале X в., положив начало ее дальнейшему развитию.
     Одним из этапов этого развития и стало образование в Российской регулярной армии сначала квартирмейстерской части (службы), а затем, в январе 1763 г., на ее основе – Генерального штаба как относительно самостоятельного, постоянно действовавшего органа военного управления с подчинением его вице-президенту Военной коллегии.
     В 1772 г. в соответствии с утвержденным 30 января Екатериной II Положением о Генеральном штабе во главе последнего был поставлен непосредственный руководитель – генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Тем самым все учреждение-Генеральный штаб – приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени – Военной коллегии (генерал-квартирмейстер подчинялся ее президенту), основным предназначением которого в военное время было оказание командованию помощи в вождении войск, а в мирное – подготовка необходимых для этого различного рода сведений и материалов.
     Необходимо подчеркнуть, что понятие «Генеральный штаб» с момента его создания и до Октябрьской революции 1917 г. кардинально отличалось от существовавшего в советский период и нынешнего. Его трудно было сформулировать в столь же четкой и определенной форме, как сейчас. Не случайно многие отечественные военные ученые, и в их числе такие известные историки и теоретики, как генералы Н.С. Голицын, Н.П. Глиноецкий, П.А. Гейсман, В.Ф. Новицкий и другие, отмечали в середине XIX – начале XX вв., что точного определения термина «Генеральный штаб» в России не существовало – оно, как правило, носило расплывчатый и произвольный характер.
     Под Генеральным штабом русской армии в тот период чаще всего понимали вспомогательный орган высшего военного управления (Военной 5 коллегии, Военного министерства, Главного штаба и т. д.) и командования, который включал в себя как центральный управленческий аппарат, носивший в разное время различные названия, так и войсковые структуры, составлявшие ту часть штабов (от военно-окружных – с 1864 г. до дивизионных), а также управлений отдельных бригад, крепостей, где сосредоточивалась деятельность по специальности Генерального штаба (в этих штабах и управлениях имелись специальные должности, которые должны были замещаться только чинами Генерального штаба). При этом, начиная лишь со времени окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг., его центральное управление, именовавшееся тогда Главным управлением Генерального штаба (ГУГШ), на деле превратилось в важнейший орган военного ведомства, призванный готовить предложения по обороне государства и специально заниматься в мирное время стратегическим планированием, а также решением проблем строительства сухопутных сил страны и подготовки их к войне, лишь приблизившись по своим функциям к задачам современного Генерального штаба. В военное же время в соответствии с существовавшими положениями всякий раз создавался специальный высший орган управления вооруженными силами на театре (театрах) войны во главе с главнокомандующим и со штабом при нем, к которым и переходили планирование военных действий и руководство ими. С момента его создания центральное управление Генерального штаба становилось как бы «тыловым» органом и уже не оказывало прямого влияния на этот процесс.
     Что же касается войсковых структур (войскового управления) Генерального штаба, то они и в мирное, и в военное время выполняли роль своеобразного связующего звена (системы) между «мозгом армии», в частности ГУГШ, и нижестоящими органами управления войсками. В ходе войны генералы и офицеры Генерального штаба этой категории находились в составе соответствующих строевых штабов (управлений) и занимались «боевой работой» по своей специальности, оказывая неоценимую помощь главнокомандующим (командующим, командирам) в организации и ведении операций (боев).
     В целом Генеральный штаб русской армии представлял собой совокупность чинов (генералов, офицеров, а также чиновников) особой специальности, как правило, с высшим военным образованием (с 1832 г. это Императорская военная академия, переименованная в 1855 г. в Николаевскую академию Генерального штаба). При этом чины Генерального штаба, проходившие службу в строевых штабах (управлениях), подчиняясь во всех отношениях местному командованию, в то же время, равно как и чины, служившие в центральном управлении Генерального штаба, находились в ведении генерал-квартирмейстера или, позже, начальника Генерального штаба. Иными словами, все офицеры и генералы Генерального штаба, где бы они ни исполняли свои многотрудные обязанности, представляли одно целое – особый корпус, или службу Генерального штаба.
     В дореволюционной истории Генерального штаба русской армии выделяются два периода: 1796-1828 и 1905-1908 гг. В первом из них Генерального штаба как учреждения, входящего в состав высшего органа военного управления государства, не существовало: императором Павлом I он был упразднен и взамен создана так называемая Свита Его Императорского Величества (Е.И.В.) по квартирмейстерской части, подчинявшаяся непосредственно царю, но имевшая своего особого управляющего (по штату – генерал-квартирмейстера). Свита продолжила свою деятельность под патронажем нового императора – Александра I в качестве самостоятельного органа и после образования в 1802 г. Министерства военных сухопутных сил (с 1808 г. – Военное министерство). Для более эффективного руководства ею в бытность управляющим Свитой Е.И.В. (с мая 1810 г.) генерал-майора и генерал-адъютанта П.М. Волконского была создана канцелярия управляющего квартирмейстерской частью.
     Однако с 1815 г., когда в соответствии с указом Александра I был учрежден Главный штаб Е.И.В. и к нему перешло управление всем военным ведомством, в составе этого высшего управленческого органа начала функционировать (параллельно со Свитой Е.И.В.) еще и специальная канцелярия генерал-квартирмейстера Главного штаба. В результате решение 7 «оперативных» вопросов, связанных с управлением сухопутной армией России, особенно после возвращения в 1827 г. Свите Е.И.В. прежнего названия – Генеральный штаб, оказалось разрозненным, что наряду с другими негативными явлениями, вызванными подчинением военного министра начальнику Главного штаба Е.И.В., создало огромные трудности в работе всей системы центрального военного управления. С тем чтобы хоть как-то исправить сложившееся положение, в 1828 г. руководство Генеральным штабом вновь было сосредоточено в одних руках – вверено генерал-квартирмейстеру Главного штаба Е.И.В. С упразднением в 1832 г. этого Главного штаба как самостоятельного органа управления (название было сохранено за группой высших должностных лиц) и передачей всего центрального управления военному министру Генеральный штаб, получивший наименование Департамент Генерального штаба, вошел в состав Военного министерства. И, таким образом, единство руководства военным ведомством было восстановлено.
     Период 1905-1908 гг. характерен новым расчленением и разрозненностью центрального военного управления. В 1905 г. Генштаб под названием «Главное управление Генерального штаба» был выделен, по примеру Германии, в самостоятельный орган во главе с независимым от военного министра начальником (с правом, как и военный министр, личного доклада императору). За Военным министерством, как это уже имело место в 1815-1832 гг., было оставлено в основном решение административно-хозяйственных вопросов, включая использование кредитов, все же остальные стали прерогативой Генерального штаба. Рабочим органом начальника Генштаба (он же начальник ГУГШ) являлось управление генерал-квартирмейстера.
     Создание самостоятельного Генерального штаба вновь породило двоевластие в армии, нарушило единство управления ею со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому в 1908 г. ГУГШ было возвращено в состав Военного министерства, а начальник Генерального штаба подчинен военному министру. Накануне Первой мировой войны в Генеральном штабе были сосредоточены все вопросы, связанные с организацией обороны страны.
     После победы Октябрьской революции, когда государственный аппарат Российской империи был разрушен, а старая русская армия перестала существовать, пришедшее к власти большевистское правительство ходом событий было сразу же поставлено перед необходимостью организации вооруженной защиты вновь образованного государства. Решая эту неотложную проблему, оно прошло сложный путь поиска наиболее приемлемых в условиях Гражданской войны организационных форм центральных органов военного управления, в том числе и органов оперативного руководства, отвечавших в той или иной мере задачам Генерального штаба.
     Такого единого, подобного Генштабу органа в тот период создано не было, и Реввоенсовет Республики (РВСР) как коллективный орган высшей военной власти руководил вооруженными силами через Полевой штаб и Всероссийский главный штаб. Первый занимался оперативной работой, т. е. осуществлял централизованное управление военными действиями, а второй ведал устройством тыла, укомплектованием войск (сил), их учебой и другими административными вопросами. И только в 1921 г. путем слияния Полевого штаба РВСР и Всероглавштаба был создан единый орган руководства Красной Армией – Штаб РККА, который по своей организационной структуре и объему решаемых задач являлся прообразом созданного на его основе в сентябре 1935 г. Генерального штаба.
     Не сразу этот новый управленческий организм (Штаб РККА, а затем и Генеральный штаб РККА) нашел свое место в сложной системе центрального военного управления, поэтому совершенствование его организационной структуры и уточнение функций осуществлялись вплоть до начала Великой Отечественной войны.
     На фото: А.И. Антонов служил в Генеральном штабе с декабря 1942 г. В феврале 1945 г. был назначен начальником Генштаба.
     Трагическое начало войны предопределило срочную реорганизацию высших органов военно-стратегического руководства обороной страны. Генеральный штаб стал с 23 июня 1941 г. основным рабочим органом Ставки Главного Командования (с 8 августа – Верховного Главнокомандования).
     В самые сжатые сроки организационная структура Генштаба, стиль и методы его работы были перестроены с целью приведения их в соответствие с требованиями и задачами вооружённой борьбы. Однако полностью добиться этого удалось лишь в конце 1942 – первой половине 1943 гг., когда Генеральный штаб, пройдя нелёгкий путь поисков своей наилучшей организации и места в системе стратегического руководства, накопив достаточный опыт в решении возложенных на него многообразных задач, превратился в основной и высокоэффективный рабочий орган Верховного Главнокомандования, через который Ставка осуществляла стратегическое руководство военными действиями фронтов и флотов, авиации дальнего действия и Войск ПВО страны, организацию их взаимодействия и всестороннего обеспечения.
     В годы войны в наибольшей степени проявились высочайшие организаторские способности Генштаба, немалый талант его руководителей, профессионализм и строжайшая ответственность сотрудников.
     Опыт войны показал, что структура Генерального штаба, стиль и методы его работы в мирное время должны в возможно большей степени соответствовать требованиям будущей войны, в то же время, быть способными гибко и оперативно реагировать на изменяющийся характер и условия вооружённой борьбы. Эти тенденции получили дальнейшее развитие в ходе послевоенного строительства Вооружённых Сил.
     После окончания Великой Отечественной войны была проведена реорганизация органов центрального военного управления, в том числе и Генерального штаба, в соответствии с требованиями мирного времени. Наряду с совершенствованием своей структуры, стиля и методов работы Генштабом были подготовлены и в высшей степени организованно осуществлены масштабная демобилизация действующей армии, крупная передислокация советских войск из ряда зарубежных стран на территорию Советского Союза, проведена большая работа по изучению и обобщению опыта минувшей войны и по внедрению его в практику подготовки Вооруженных Сил.
     Стремительное развитие современных средств вооружённой борьбы и создание принципиально новых их видов, в том числе ракетно-ядерного оружия, изменения в расстановке сил на международной арене в связи с оформлением различных, агрессивных по своей сути военно-политических союзов антисоветской направленности, и прежде всего блока НАТО, требовали от Генерального штаба принятия энергичных мер по повышению уровня боевой мощи и боеспособности советских войск.
     Переоснастив Вооруженные Силы новейшим оружием и военной техникой, внеся существенные изменения в организационную структуру Советской Армии и Военно-Морского Флота, Генеральный штаб в тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с руководством других силовых ведомств и армий стран – участниц Варшавского Договора сумел не допустить военного превосходства США и НАТО над СССР и его союзниками и добиться в начале 1970-х гг. военно-стратегического паритета с ними.
     Со второй половины 1980-х гг. его деятельность осуществлялась в соответствии с оборонительным характером советской военной доктрины. Она была направлена на обеспечение и укрепление международной безопасности государства.
     На фото: 1942 г. Офицеры и генералы Генерального штаба на Красной площади.
     В 90-е годы прошлого века произошли серьёзные изменения всей военно-политической ситуации в мире. Изменились внутриэкономические, социальные, демографические и другие условия в самой России, что существенно повлияло на задачи армии и флота, систему военного руководства, особенно оперативно-стратегического. Вместе с тем роль и значение Генерального штаба, в истории которого с момента создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации в марте – мае 1992 г. начался качественно другой этап, нисколько не уменьшились в процессе государственного переустройства и поиска нового места России в мировом сообществе.
     В своей практической деятельности Генеральный штаб в указанный период исходил из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в военной доктрине Российской Федерации. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, а также ряд других, реализация которых обеспечивала в конечном итоге безопасное и независимое развитие России.
     В целом же в системе военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб нес ответственность не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех имевшихся сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время.
     Отсюда – ведущая роль Генерального штаба в прогнозировании и оценке международной обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству страны в сфере обеспечения национальной безопасности.
     Одна из важнейших задач Генерального штаба – проведение в жизнь решений военно-политического руководства Российской Федерации по оптимизации и формированию современного облика Вооруженных Сил. Генеральный штаб занимает ведущее место в высшем эшелоне военно-управленческого аппарата и является координатором по всему спектру вопросов, связанных с планированием применения, развития и подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России.
     В настоящее время продолжается процесс оптимизации органов военного управления. Это в полной мере относится и к Генеральному штабу. Его основные звенья по офицерскому составу практически остаются в прежней численности. Сокращения касаются излишествующих, обслуживающих и довольствующих органов с тем, чтобы при оптимальной численности сохранить действительно работающий боевой состав.
     Сегодня Генеральный штаб призван обеспечивать стратегическое планирование, а также (в пределах своей компетентности) координацию деятельности и организацию взаимодействия с другими органами военного управления, войсками, воинскими формированиями, органами, федеральными органами исполнительной власти и организациями, создающими в военное время специальные формирования по выполнению задач в области обороны.
     Использование богатого исторического опыта, преемственность в деятельности Генерального штаба, учет велений времени дают основания для уверенности в том, что все возложенные на него непростые задачи будут успешно решены.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex