на главную страницу

24 Января 2009 года

Страна и мир

Суббота

Все только начинается...

Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



     С самого начала наш разговор с начальником кафедры ВМС Военно-морского института министерства обороны Казахстана, который находится в Актау (ранее город назывался Шевченко), капитаном 3 ранга Константином Маловым (кстати, выпускником ВМА имени Н.Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге) носил откровенный характер. И в этом не было ничего удивительного: начальник ВМИ капитан 1 ранга Марат Тулекбаев лично распорядился открыть все для ознакомления в учебных аудиториях. Первое впечатление от увиденного в институте - здесь явно присутствует симбиоз различных военно-морских культур - оказалось верным.
     Например, на кафедре устройства и живучести корабля увидел стенд, на котором с пояснениями на русском языке дается в разрезе схема фрегата типа «МЕКО-200», разработанного на рубеже 70-80-х годов прошлого века в ФРГ и находящегося на вооружении ВМС Турции. Кстати, один из офицеров-преподавателей кафедры получил образование в Военно-морской академии в Стамбуле. Причем, по словам капитана 3 ранга Малова, его подчиненные как-то даже поспорили: капитан-лейтенант Нуржан Рамазанов, выпускник стамбульской ВМА, считал, что размерения необходимо давать в ярдах, как его учили на западный манер, однако капитан-лейтенант Ислам Жалпанов возразил: их необходимо давать в милях, более привычных для российской военно-морской школы. Победила его точка зрения. Ведь подавляющее большинство офицеров, в том числе и молодых, - выпускники советских и российских военно-морских учебных заведений.
     Отдельной страницей в летописи казахстанского ВМИ проходит сотрудничество с военными моряками Южной Кореи. В апреле 2007 года с Тихого океана были доставлены три артиллерийских катера южнокорейского производства «Шапшан», «Батыл» и «Ожет». Причем если до турецкой военно-морской базы Пендик в Босфоре корейская сторона доставила катера своими силами, то дальше переход осуществляли сами казахстанцы. Через Эрегли и турецкий Синоп, украинскую Керчь, российский Азов, Волго-Донским каналом, далее - через Астрахань и уже Волго-Каспийским каналом катера пришли в назначенную базу в Баутине, которая находится невдалеке от Актау. Командир перехода капитан 1 ранга Сириккали Бимурзаев, выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина, начальник походного штаба капитан 2 ранга Булат Сарсенбаев, окончил Черноморское ВВМУ имени П.С. Нахимова, вместе с подчиненными справились с этой сложнейшей задачей.
     В качестве образцов корабельного артиллерийского вооружения на кафедре используют артустановки «Бофорт» и «Эрликон», соответственно шведского и швейцарского производств. В свое время они были установлены на одном из артиллерийских катеров, переданных ВМС Казахстана по программе сотрудничества с НАТО. Образцы костюмов для досмотровых партий турецкого производства. Один из них, «REDMEN», выполненный из легкого полимерного материала красного цвета, сразу привлек мое внимание. Его преимущества очевидны. Он жесткий, выполнен в форме панциря, чем достигается дополнительная защита для человека. При этом «красный человек» весьма подвижен.
     Впрочем, особого преклонения перед западной военно-морской наукой среди казахстанских моряков я не заметил. Скорее, речь идет об уважении традиций и достижений в строительстве национальных военных флотов в других странах.
     Строительство военно-морских сил Казахстана проходит в отнюдь не простых условиях. Необходимо понимать, что страна расположена на огромной территории в Центральной Азии. Похоже, данное обстоятельство во многом и определяет сухопутное мышление государственной элиты. Если темпам развития морской торговой и гражданской инфраструктуры на казахстанском берегу Каспия стоит только позавидовать, то ВМС находятся далеко не в приоритетном направлении военного строительства.
     Судите по фактам. Грузооборот порта Актау приближается к 10 миллионам тонн в год. Его инфраструктура, отвечающая мировым стандартам, образована уже в нынешнем веке на кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития. Для решения задач защиты территориальных вод и охраны биологических ресурсов создана дивизия морских пограничных частей, которой командует контр-адмирал Кенжемерген Абикеев. Но в морской доктрине, если так можно выразиться, четко определенного места ВМС пока, по мнению самих же казахстанских военных моряков, не находится.
     Речь здесь не идет о какой-либо нехватке средств. Наш сосед по Каспию сегодня, в чем мы убедились воочию, - это страна с динамично развивающейся многоплановой экономикой, высокотехнологичным производством, металлургической и добывающей промышленностью, мощным сельским хозяйством. В том же Актау, нефтедобывающей и морской столице Западного Казахстана, зарплата в 1.000 долларов считается весьма умеренной для портовиков, гражданских моряков и нефтяников. А об уровне социальной защищенности военнослужащих судите по следующим показателям. Например, лейтенант, выпускник ВМИ, однако не входящий в корабельное звено, получает около 650 американских долларов. Успешно действует и программа жилищного строительства. Но одновременно при наличии в составе ВМС батальона морской пехоты нет сколько-нибудь серьезных десантных высадочных средств. Оттого на вопрос российских моряков, когда же, собственно, вы, друзья и соседи по Каспию, пожалуете к нам на боевых кораблях, они скромно улыбаются - мол, скоро. А пока подобный визит даже с технической точки зрения весьма затруднителен.
     Сегодня к руководству ВМС Казахстана пришли патриоты флота. Тот же командующий региональным командованием «Запад» контр-адмирал Ратмир Комратов, исполняющий обязанности главнокомандующего казахстанскими ВМС капитан 1 ранга Аблай Лекеров и другие вполне резонно ставят вопрос о необходимости создания для безопасности государства полноценного морского щита.
     В данной связи наличие военно-морского института они рассматривают как одно из условий формирования собственных взглядов на военно-морское искусство и отечественной системы подготовки национальных кадров. Согласитесь, ситуация, когда в одних ВМС служат представители совершенно разных военно-морских школ, довольно абсурдна.
     Военно-морской институт Минобороны Казахстана переживает весьма непростой период становления в своей небольшой истории. Ему лишь недавно исполнилось восемь лет. Состоялся первый выпуск офицеров, который составил всего шесть человек. «Лучше меньше, да лучше», приводят здесь слова мало цитируемого ныне классика. И еще добавляют: отсев составил в полтора раза больше, чем собственно выпуск. Конечно, учиться в институте непросто. Но казахстанские парни все больше и больше дорожат выбором в пользу флотской службы.
     Словом, здесь, на берегах полуострова Мангышлак, все только начинается.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex