на главную страницу

27 Января 2009 года

Страна и мир

Вторник

Решает Собор

В минувшие выходные дни в Москву на Архиерейский и Поместный соборы прибыли иерархи Русской Православной Церкви (РПЦ), посланцы монастырей, духовных академий и семинарий, а также представители мирян из числа православных верующих с целью избрать нового Патриарха Московского и всея Руси. Большинство нынешних граждан России, надо признать, фактически очень слабо представляет себе жизнь РПЦ и те многовековые традиции, которых придерживаются православные священнослужители. Чтобы помочь восполнить этот пробел, мы публикуем (с сокращениями) статью иерея Василия Секачева, кандидата исторических наук, с полным текстом которой можно ознакомиться в последнем номере журнала о православной жизни «Нескучный сад» («Патриаршество в России от восстановления до наших дней»). Историк рассказывает о предыстории и обстоятельствах восстановления патриаршества в России, а также о выборах всех патриархов с 1917 по 1990 год.



     
«...Убыла душа»

     В 1721 году Петр I окончательно упразднил в России патриаршество, поставив во главе Церкви Синод во главе с обер-прокурором - чиновником, всецело подотчетным царю. Хотя Православная Церковь и признавалась «первенствующей и господствующей» в Империи, а обер-прокуроры были призваны проводить в жизнь царскую политику заботы и попечения о Церкви, Русская Церковь немало претерпела от обер-прокурорского произвола. Обер-прокуроры обычно не имели никакой связи с церковной средой, среди них были такие вольнодумцы, как бригадир И.И. Мелиссино (1763—1768), предлагавший реформировать православие по протестантскому образцу (хотя он же и запретил телесные наказания священников), такие откровенные атеисты, как бригадир же П.П. Чебышев (1768—1774), нецерковные мистики, как князь А.Н. Голицын (1803—1817), просто недалекие люди, как граф Д.А. Толстой (1865—1880), считавший, что слова «Несть пророка в своем отечестве» - это народная мудрость. Чуть ли не единственным исключением из этого печального правила являлся К.П. Победоносцев (1880—1905), который, будучи внуком священника, был искренне верующим человеком.
     Вместе с тем на протяжении XVIII—XIX веков в русском обществе периодически раздавались протесты против созданного Петром церковного строя. В середине XIX века критика синодальной системы исходила из среды славянофилов А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина и И.С. Аксакова. Последний с особым чувством восклицал: «...Убыла душа, подменен идеал, то есть на месте идеала Церкви очутился идеал государственный, и правда внутренняя замещена правдой формальной, внешней».
     В немалой степени именно связанная с упразднением патриаршества бюрократизация церковного управления, превращение Церкви в «духовное ведомство» и оттолкнули в XIX веке от Церкви большинство интеллигенции, а затем на рубеже XIX—XX веков и массу простого народа.
     В 1880-е годы в стенах Петербургской Духовной академии под крылом тогда еще архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского, в русле возрождения аскетических монашеских идеалов начинают говорить и о восстановлении патриаршества. В 1903 году выходит отдельным изданием статья известного публициста, раскаявшегося народовольца Льва Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление», где говорится о необходимости восстановления патриаршества и возобновления Соборов, также отмененных Петром. Статья привлекла сочувственное внимание Николая II, пожелавшего собрать Всероссийский Поместный собор, для подготовки которого в 1906 году начало действовать Предсоборное присутствие. В 1912 году при Синоде было учреждено Предсоборное совещание, также занимавшееся подготовкой Собора.
     
Выбор трехсот

     Однако Собор открылся уже в революционное время - 15 (28) августа 1917 года. В его работе приняли участие 564 человека. Епископат был представлен в полном составе, от каждой епархии присутствовали три мирянина и два клирика. К числу клириков относились представители духовных учебных заведений и монастырей, а также военного духовенства. Были также армейские представители-миряне. Всего 314 мирян против 250 лиц духовного звания.
     Одной из центральных тем его обсуждения было восстановление патриаршества. В это время лишь немногие участники Собора были убежденными поборниками этого восстановления. Противники патриаршества боялись, что патриаршество будет угрожать церковной соборности, в которой они видели одно из главных завоеваний революции 1917 года и которая уже проявилась во время свободных выборов архиереев в начале лета этого года. В последующем соборность, согласно этой точке зрения, должна будет проявить себя в регулярном проведении Поместных соборов, в выборности священства. Патриаршество же представляет собой проявление «отжившего монархизма», «средневековья», «восточного папства».
     Наконец, 28 октября (10 ноября) 1917 года Собор вынес историческое решение о восстановлении патриаршества. При этом указывалось, что высшая власть в Церкви принадлежит Поместному собору, который должен собираться в определенные сроки и которому должен быть подотчетен Патриарх. Именно в это время в Москве стало известно о свержении Временного правительства и о переходе власти к Совету народных комиссаров.
     Затем была установлена процедура избрания Патриарха. Голосование должно было быть тайным, в два тура. Сначала все соборяне должны были подать записки с именем одного кандидата, после чего во втором туре подавались записки уже с тремя именами из числа набравших наибольшее число голосов в первом туре. И когда выявлялись три кандидата, получивших абсолютное большинство голосов, архиереи, подобно тому, как это происходит во всех восточных церквах, должны были совершить окончательное избрание. Но на Соборе 1917 года русские архиереи решили передать последнее решение на волю Божию, проведя жребий.
     5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. После окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский».
     21 ноября (4 декабря) в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация святителя Тихона в Патриархи Московские и всея России (титул «всея Руси» появился уже позже, во время Великой Отечественной войны).
     
Патриарх военного времени

     Следующий Патриарх избирался в чрезвычайных условиях. После 18-летнего запрета избирать Патриарха вместо почившего в 1925 году святителя Тихона Сталин поздно вечером 4 сентября 1943 года вызвал к себе трех архиереев и разрешил им немедленно выбрать Патриарха и для этого провести Архиерейский собор. Собор прошел 8 сентября 1943 года в бывшем особняке немецкого посла в Чистом переулке в Москве. Это был первый Собор после 1918 года.
     В его работе приняли участие 19 архиереев - все те, кто был в это время на свободе на неоккупированных немцами территориях. На Собор их доставили военные самолеты. Когда Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) предложил собравшимся избрать Патриарха и сказал, что сам он иного кандидата, кроме Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского), не видит, его слова встретили всеобщее одобрение.
     Затем был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов (с 1935 года Синод не действовал). Патриарх принял титул «Московского и всея Руси» - слова «всея Руси» напоминали о Руси Киевской и единстве трех восточнославянских православных народов.
     Сталин стремился взять под свой контроль церковное возрождение, которое открылось в стране с началом войны. Поэтому 8 сентября 1943 года при Совнаркоме СССР был учрежден Совет по делам Русской Православной Церкви под председательством Г.Г. Карпова, полковника НКВД.
     
Избраны единогласно

     Патриарх Сергий управлял Церковью до 1944 года. 15 мая этого года он умер. Согласно его завещанию местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Ленинградский Алексий. Собор для выборов нового Патриарха был Поместным, но клирики и миряне назначались для участия в Соборе своими правящими архиереями. Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняли участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян.
     Однако избирали Патриарха только архиереи. Все они, облаченные в мантии, поочередно отвечали на вопрос управляющего делами Московской патриархии протоиерея Николая Колчицкого одними и теми же словами: «Избираем Патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского».
     Выборы Патриарха в 1971 году, после смерти Патриарха Алексия I (Симанского), были также открытыми и безальтернативными. Хотя теперь повсюду в епархиях под председательством правящих архиереев прошли съезды духовенства и мирян, которые должны были избрать членов Поместного собора и даже обсудить кандидатуру будущего Патриарха.
     Большая часть епархиальных съездов высказалась за то, чтобы Патриархом был избран Крутицкий митрополит Пимен (Извеков), но были названы и кандидатуры митрополитов Ленинградского Никодима (Ротова) и Алма-Атинского Иосифа (Чернова), старшего по хиротонии (посвящению в священнослужители. - Ред.) в российском епископате и имевшего лагерный стаж 25 лет. Однако на состоявшемся накануне Собора архиерейском совещании с подачи митрополита Никодима (Ротова) было решено, что на голосование будет выдвинут лишь один кандидат - митрополит Пимен.
     Тогда же архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), бывший участник Белого движения и до 1951 года эмигрант, предложил, чтобы голосование было все-таки тайным, но его предложение не было принято. 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой лавре 75 архиереев - участников Собора назвали своим избранником митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена.
     
Избрание Святейшего Алексия II

     3 мая 1990 года почил Патриарх Пимен. На этот раз в отличие от выборов 1945 и 1971 годов выборы Патриарха совершались свободно, при тайном голосовании и наличии целого ряда кандидатов.
     Они происходили в условиях обретения Церковью долгожданной свободы. Были проведены епархиальные собрания для избрания делегатов на Поместный собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Членами Собора автоматически становились все правящие архиереи. 6 июня Архиерейский собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского Филарета (Денисенко) - соответственно 37, 34 и 34 голоса. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка.
     Голосование происходило в два тура, поскольку первоначально Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) получили равное число голосов. Было также постановлено, что Поместный собор может увеличить число кандидатов.
     7 июня открылся Поместный собор, в котором приняли участие 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян (в том числе 38 женщин), 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. По предложению Архиерейского собора устанавливалась следующая процедура избрания: утверждение трех кандидатов, предложенных Архиерейским собором, внесение путем тайного голосования дополнительных кандидатов и, наконец, избрание из числа утвержденных Собором кандидатов одного. Избранным Патриархом считался архиерей, набравший более 50 процентов голосов. В случае, если ни один из кандидатов не набирал более 50 процентов голосов, проводилось повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
     В 1990 году в списке для решающего голосования остались только кандидаты, выдвинутые Архиерейским собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил по примеру Поместного собора 1917 года избрать Патриарха жребием, но это предложение не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 - за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Но поскольку никто из кандидатов не набрал более 50 процентов голосов, был проведен второй тур голосования.
     Во втором туре за митрополита Алексия проголосовали 166, а за митрополита Владимира - 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх по обычаю, установленному на Соборе 1971 года, принял свое избрание следующими словами: «Избрание меня освященным Поместным собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex