на главную страницу

27 Января 2009 года

Культура

Вторник

Туча страха

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     «Тщательно нахмуренная морда» – колоритный образ. Перед глазами сразу возникает этакий свирепый мужик, до самой печенки рассерженный на окружающую действительность. Сердиться есть на что. Холод, тьма, голодные люди, истребляющие друг друга за пачку патронов или пластиковую бутылку с перловкой, одичалые стаи собак, а главное – нулевая перспектива перемен к лучшему. Словом, гибнущее Отечество.
     Таков результат работы заокеанских «рыцарей плаща и кинжала», разложивших местных «бояр» и разрушивших страну. Иракский вариант в северном исполнении. Формально всем заправляет временная администрация, по истечении срока мандата которой стране якобы должен быть возвращен государственный суверенитет. Но это потом, когда-нибудь. А сейчас хозяева, то есть гости «из-за бугра», мелькают на огромной скорости на своих «хамвиках», с аборигенами не общаются, боясь оказаться мишенью для какого-нибудь народного мстителя.
     Хорошо понимаешь, что перед тобой всего лишь писательская фантазия, тем не менее странная жуть обдает твою спину холодом и крепко берет «за жабры». Легким чтением сие занятие не назовешь. Серое вещество часто приходится напрягать, чтобы не упустить ход «творческой мысли». Тысяча страниц вдохновенного сочинительства. Три романа в одной книге. Трилогия, изданная известным санкт-петербургским издательством «Крылов»: «Мародер», «Каратель», «Другой Урал».
     Автор – Беркем аль Атоми, под псевдонимом которого скрывается не обделенный литературным талантом и прозорливостью наш современник. Его преимущественно народная лексика насыщена ненормативными вводными словами и выражениями. Однако местами писатель разнообразит сюжетную линию достаточно плотными, со злой иронией, отступлениями. И тогда думаешь: а ведь без нарочитой матерщины было бы лучше.
     Персонажи узнаются мгновенно. К примеру, Никита Черных, столичный либерал-демократ, взахлеб говорящий по телевизору о торжестве свободы и в сердцах ругающий «ржавое от крови наследство прошлого». По его словам, «ни для кого не секрет, что так называемый суверенитет наряду с армиями, тайными полициями и прочим ГУЛАГом есть не что иное, как инструмент подавления личности, теряющий свою актуальность в условиях истинной демократии, победившей наконец лицемерный кровавый режим, рядившийся в демократические личины».
     Это словоблудие вызывает бешенство у главного героя «Мародера» – Ахметзянова (Ахмета), осознающего горькую реальность: ни горячего душа после работы, ни пива, ни отдыха на море, ничего другого из прошлой жизни больше не будет. Окружающая реальность – это навсегда. И потому он злобно усмехается в страстном желании пройтись кулаком по жирной лощеной морде перевертыша Черныха, да так, чтобы его зубы превратились в мелкое крошево.
     Ахмет – мародер со склонностью к черному юмору. Мародер, можно сказать, талантливый, напористый, способный быстро реагировать на текущие события, грозящие завершиться полной катастрофой. Он отлично понимает, что люди без власти жить не могут, обязательно найдутся умники, желающие извлечь из хаоса выгоду. На выходе в таких случаях получается махновщина. Улавливая своим чутким ухом тревожную тенденцию всеобщего озлобления, Ахмет поражается тому, что в интонациях «травоядных горожан» обычная нахрапистость и уверенность, что «за базар никто не подтянет», уступили место «тихому шипению и готовности к убийству».
     Да, он был прав, на его глазах рождалось страшное время, антиэпоха, когда все легкие на подъем, агрессивные и подвижные люди-звери начинали «мочить друг друга». Вся эта публика, состоящая из бывших законопослушных горожан, соседей по подъезду, по общему двору, теперь представлялась ему «стадом, от которого несло немытыми телами, подгоревшей едой, бензином, памперсами, асфальтом и растущей паникой». Притом что не было никакой войны, никаких ядерных ударов, никакой интервенции. Всех попросту сдали. Отдали под «внешнее управление», тысячекратно повторив перед этим, что, дескать, своим умом с нарастающим валом проблем никак не справиться.
     А начиналось это в 1990-х годах. Затем все как-то нечаянно рассосалось, хотя ему, Ахмету, было ясно, что относительное улучшение есть не что иное, как отдушина перед наступлением конца. Несмотря на свой социальный статус, он почитывал газету «Спекулянтъ», вследствие чего постепенно разобрался в сущности столичных иносказаний. Иначе говоря, он понял, что высокоумных экспертов не тревожило приближение катастрофы. Было ясно, что на борт последнего парохода они влезть успеют.
     Как и многие соотечественники, Ахмет не мог не заметить, как на телевидении исчез возродившийся было стиль «надоев и привесов», зато «пялиться в телок» стало гораздо интереснее. Потом оказалось, что деньги за кордон были непонятно как вывезены, а страна еще осталась должна, причем столько, что даже начинать расплачиваться было бессмысленно. Весьма странным было то, что кредиторов-то долги не расстраивали, наоборот, они предлагали помощь, ввозили красивые автомобили, шустро переделывали ненужные заводы в красивые аквапарки и торговые центры.
     Словом, были нехорошие предчувствия. И они оправдались...
     Уже перекочевав в «Карателя», «отожравшийся на рыбно-мясной диете» Ахмет (тут читателя ждет интригующая история гибели и возрождения героя) ходит по «трупу своего города». Его город убит «грубо и быстро». Не убит даже – усыплен. С наглой уверенностью, что отвечать не придется. Теперь в сердце Ахмета нет ни боли, ни страха. Прошлое не имеет значения. Значение имеют только долги. Их надо возвращать. Это его призвание.
     Используя массу деталей, автор пускается в далекое плавание-повествование. К сожалению, трудно отделаться от ощущения, что связь с главной темой в процессе его свободных импровизаций теряется. Зато обнаруживается неслабый терминологический запас по военно-технической части, что, безусловно, создает иллюзию достоверности происходящего на страницах книги. Кому-то это может показаться явной перегруженностью. Но только не тем, кто любит побаловать свое воображение «чисто мужскими забавами».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex