на главную страницу

28 Января 2009 года

Армия и общество

Среда

МОРСКИЕ ВАХТЫ «ИВАНА ГОЛУБЦА»

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Вадим МАМЛЫГА.
Фото Владимира ПАСЯКИНА.



     
Подвиг старшего краснофлотца

     25 марта 1942 года совершил бессмертный подвиг старший краснофлотец Иван Голубец.
     Во время обстрела Стрелецкой бухты вражеский снаряд разорвался у борта МО-0121. На катере начался пожар. Командир лейтенант В. Лурье принимал все меры, чтобы его ликвидировать. В машинном отделении с огнем боролись мотористы во главе с механиком воентехником 1 ранга Г. Гусевым. На верхней палубе пожар тушили другие моряки.
     Сбитое в одном месте пламя тут же перекидывалось в другое, ползло и растекалось по настилу, поднимаясь по переборкам отсека вверх. Каждую минуту огонь мог переброситься во второе машинное отделение. На механике Гусеве загорелся китель. Острая боль обожгла руки. Но он не отступил до тех пор, пока не сбил пламя с мотора, и лишь после этого рухнул на палубу. Его на носилках вынесли с катера, потом отправили в госпиталь. Тяжелое ранение и ожоги получил моторист краснофлотец А. Старченко.
     На «малый охотник» поднялись командир дивизиона капитан-лейтенант В. Гайко-Белан и инженер-механик дивизиона И. Запалов. В этот момент новый взрыв потряс воздух. Осколки застучали по бортам и по палубе.
     - Пожар на корме! – доложил старшина 2 статьи С. Прошенков. Каждый понял зловещий смысл этих слов: ведь там, на корме, размещены глубинные бомбы. Если они начнут рваться, погибнут катера, люди, взлетят на воздух причал и береговые сооружения.
     Об этом подумал и рулевой-сигнальщик СКА-0183 краснофлотец И. Голубец. Увидев пожар на МО-0121, он в одно мгновение прыгнул на борт горящего катера. Нащупал рычаг бомбосбрасывателя, потянул на себя. Рычаг не действовал: его заклинило. Но надо было во что бы то ни стало сбросить бомбы за борт, не дать огню добраться до них. Оттянув заднюю решетку бомбосбрасывателя, Голубец вытолкнул руками первую бомбу, затем вторую, третью, четвертую...
     Второй бомбосбрасыватель действовал исправно. Задыхаясь в горячем дыму, краснофлотец все нажимал и нажимал на его рычаг. Вот и вторая серия больших глубинных бомб оказалась за бортом. Теперь надо освободить корабль от малых глубинных бомб: пламя уже совсем близко подобралось к ним.
     Отважный моряк выхватывал малые бомбы из огня и скатывал их в воду. Он делал это упорно, не замечая ничего вокруг, превозмогая боль. Все его внимание поглотили бомбы, готовые в любую минуту взорваться. Он думал об одном: как спасти корабль! Он не видел, как языки пламени достигли бензобаков, не слышал голоса инженера-механика, доложившего командиру дивизиона о том, что спасти корабль уже невозможно, надо спасать людей, не слышал команды капитан-лейтенанта В. Гайко-Белана: «Всем покинуть корабль». Краснофлотец пробивался сквозь огонь к последней бомбе. Нагнулся за ней, но поднять не успел. Тяжелый гул от взрыва бензобаков прокатился над бухтой. Столб воды и дыма поднялся над тем местом, где только что стоял горящий корабль. Голубца подбросило вверх. Его нашли распростертым на причале. Ценой жизни отважный моряк спас находившиеся рядом катера, береговые сооружения, людей. О его подвиге узнал весь флот. 14 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
     В Музее боевой славы ОВР, с посещения которого начинают свою службу моряки дивизиона тральщиков, подвиг Ивана Голубца отмечен особо. А в Стрелецкой бухте, где раньше находилась бригада ОВР установлен памятник на могиле краснофлотца. Одному из нас еще в советские времена не раз доводилось быть свидетелем волнующих и строгих воинских ритуалов, которые проходили на этом святом для всех черноморцев, и особенно овровцев, месте. Сильные впечатления. Они не могут не волновать душу человека, заставляют учащенно биться сердце.
     
Экзамен у кавказских берегов

     Начало зимнего периода обучения на флоте выдалось не по-зимнему жарким. Причем безо всяких метафор. Зимние шапки и шинели вахтенных на корабельных ютах дивизиона тральщиков резко диссонировали с двадцатиградусным «летом» на термометрах, что, может быть, кому и досаждает, но только не вахтенным морского тральщика «Иван Голубец», вернувшегося из районов боевого патрулирования у субтропических берегов Абхазии. Им к погодным капризам, кажется, не привыкать...
     Вообще, для кораблей Краснознаменной бригады охраны водного района (ОВР) капитана 1 ранга Валерия Зубкова вторая половина текущего года случилась горячей отнюдь не только по причине климатических особенностей районов выполнения боевых задач. С момента проведения «жесткой фазы» военной операции по принуждению Грузии к миру в акваториях кавказского побережья с миротворческой миссией побывало большинство кораблей бригады. Что, разумеется, оказало значительное влияние на всю организацию боевой подготовки экипажей ОВРа. Размеренные учебные планы были серьезно откорректированы сложной военно-политической ситуацией на Кавказе, и это, по словам командиров кораблей бригады, положительно повлияло на боевую слаженность экипажей и корабельных расчетов. Ведь экзамен пришлось держать не перед строгими, но все-таки привычными проверяющими, а перед непредсказуемым характером вполне боевой обстановки, которая, как известно, совсем не склонна к послаблениям или поблажкам.
     Недавно от кавказских берегов вернулись еще две овровские «единички»: малый противолодочный корабль (МПК) «Александровец» и морской тральщик (МТЩ) «Иван Голубец». Корабли в составе передового корабельного отряда быстрого реагирования в течение месяца осуществляли боевое патрулирование районов интенсивного судоходства, сопровождение транспортов, обеспечивали рекогносцировку прибрежных районов близ портов Сухуми и Очамчира, отрабатывали учебно-боевые задачи по плану боевой подготовки в море. С учетом того обстоятельства, что граница между миром и войной на Кавказе – субстанция нынче крайне неконкретная и размытая, экипажи трудились в условиях значительных физических и эмоциональных нагрузок.
     Командир МТЩ «Иван Голубец» капитан 3 ранга Алексей Петрачков результатами похода на Кавказ вполне удовлетворен. По оценкам командования флота, работая в условиях высокой интенсивности, все поставленные задачи экипаж выполнил профессионально и с высокой степенью ответственности. По мнению командира, немаловажную роль в этом сыграл явно выраженный фактор «миротворческой миссии», очень выразительно, в частности, проявившийся в особом отношении абхазского населения к присутствию российских военных моряков в их неспокойной республике: «Абхазы с большой надеждой относятся к российской помощи. Это проявлялось во всем. Для нас это стало, без преувеличения, сильным вдохновляющим стимулом», – вот слова командира.
     
Фактор «горячей точки»

     Кроме того, немалую роль, по словам капитана 3 ранга Петрачкова, сыграл и фактор «горячей точки», который без лишних слов и убеждений способствовал высокой самоорганизации каждого члена экипажа, что в итоге положительно отразилось на общей организации службы в период выполнения боевых задач.
     Заметим, в последнее время не раз слышали от командиров кораблей, выполнявших боевые задачи у берегов Кавказа, о том, как неузнаваемо преображался их личный состав во время пребывания в зоне конфликта. И причина того, видимо, не только в том, что с «войной шутки плохи», а еще и в том морально-психологическом настрое, который обычно отличает реальную мужскую работу от ее всевозможных плановых имитаций – пускай важных и необходимых, но все-таки имитаций.
     Наиболее часто слышимая от командиров кораблей ОВРа, принимавших (и принимающих) участие в миротворческих операциях на Кавказе, метафора: экипаж, мол, работал, как единый механизм. Кому-то это сравнение, возможно, покажется избитым и неоригинальным. Но к чему, согласитесь, требовать от командиров стилистических изысков, когда есть старая, но при этом очень точная формулировка для констатации неоспоримого факта: реальные боевые условия – мощный катализатор потенциальных возможностей экипажей кораблей.
     По итогам последнего похода командир МТЩ «Иван Голубец» хотел бы особо отметить, как старшего мичмана Александра Оленина -старшину команды гидроакустиков, мастера военного дела, мичмана Валерия Борисенкова – старшину команды поиска, мичмана Алексея Бодунова – старшину команды мотористов, матросов: моториста Константина Солушко, радиометриста Вячеслава Плешкова, комендора Рената Уразумбетова. Последние, к месту будет замечено, прибыли служить на корабль всего полгода назад, но уже стали хорошими специалистами.
     
Держал американца в напряжении

     Это, кстати, был не первый поход «Ивана Голубца» к берегам Кавказа с момента начала грузино-осетинского конфликта. В сентябре экипаж морского тральщика уже выполнял боевые задачи в беспокойных кавказских акваториях, в частности, осуществляя слежение за находящимся в Черном море американским гидрографическим судном «Пасфайндер». За якобы безобидным «фасадом» этого судна скрывались далеко не самые миролюбивые цели. Известно, что ВМС США используют суда этого класса исключительно в разведывательных целях.
     По словам командира, судя по явной нервозности, с которой на «гидрографе» воспринимали близкое соседство «русских», тральщик их планы если не сорвал, то изрядно подкорректировал. Во всяком случае такой плотной опеки американцы, видимо, не ожидали и всем своим поведением выдавали досаду.
     
Новички – серьезные ребята

     Из своего свежего «кавказского похода» тральщик вернулся в канун нового учебного года. Предваряющий его организационный период для экипажа тральщика на сей раз имел свои особенности. Прежде всего в том, что после месячного выполнения задач в районах с неблагоприятными погодными условиями механизмы и агрегаты корабля подверглись серьезному испытанию на прочность. С учетом того объективного факта, что недавно «Иван Голубец» преодолел 35-летний рубеж своего пребывания в составе флота, задача по поддержанию его в режиме «товсь» изрядно усложняется.
     Еще одной особенностью текущего оргпериода для корабля стало то, что на днях его экипаж значительно обновился за счет матросов последнего призыва. Девять новичков для небольшого корабля – это не только серьезная замена, но и немалая ответственность. И дело не только в том, что в последнее время (в связи с переходом на годичный срок службы по призыву) подготовка полноценных корабельных специалистов имеет предельно сжатые сроки, но и в том, что, являясь кораблем «первой линии», МТЩ «Иван Голубец» живет в перманентном ожидании времени «Ч». В январе, к примеру, корабль заступил на боевое дежурство по флоту, а характер возможных вводных вообще трудно предугадать.
     На практике, как говорит командир, это означает, «что времени на раскачку у нас практически нет». Зато есть твердая уверенность, что молодое пополнение быстро войдет в строй. Половина новоприбывших – с высшим образованием, вторая половина – со средним техническим. Немаловажную роль, по словам капитана 3 ранга Петрачкова, играет и возрастной состав новичков. Средний возраст – 21 год: «Пришли не мальчишки, а вполне серьезные люди. Большие надежды в деле их профессиональной подготовки возлагаю на мичманский состав и моряков конктрактной службы, которых на корабле, кстати, больше половины от всего личного состава. Немаловажно и то обстоятельство, что все новички прибыли из шефствующих над кораблем регионов – Таганрога, Мытищ, – а «земляки» нас в подборе кандидатов для службы на подшефном им корабле никогда не подводили».
     Следует отметить, что в свои недавние походы корабль выходил с изрядно обновленным офицерским составом. В двух из трех боевых частей опыт первых боевых служб приобретали лейтенанты последнего года выпуска. Должность заместителя командира по воспитательной работе также занимает недавний выпускник вмуза. По оценке капитана 3 ранга Петрачкова, профессиональной подготовкой и отношением к службе лейтенантов Ивана Истомина, Николая Горбунова и Александра Вавилова он вполне доволен и надеется, что они достойно продолжат добрые традиции корабля.
     
Такой истории можно завидовать

     - А традиции морского тральщика поистине богаты,- рассказывает заместитель командира дивизиона тральщиков капитан 3 ранга Валерий Адашинский. – До 1991 года он носил наименование «Харьковский комсомолец», затем 14 лет был «Радистом» и с 2005 года стал «Иваном Голубцом». Построен на Ленинградском Средне-Невском заводе, спущен на воду в 1973 году. 4 ноября 1973 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. С 1974 года корабль находится в составе сил постоянной готовности Черноморского флота.
     1975 год – боевая служба в Средиземном море (100 суток), пройдено 5.000 миль из них – 260 миль с тралами. 1977 год – боевая служба в проливе Босфор. 1979 год – боевая служба в Средиземном море. 1983 год – боевая служба в Атлантическом океане. Каждый последующий год – боевые службы в проливе Босфор, Атлантическом океане, дважды в Персидском заливе во время танкерной войны и в 1990 году – боевая служба в Атлантическом океане.
     За это время многие офицеры, мичманы, старшины были награждены орденами и медалями. С прекращением существования Советского Союза выход кораблей Черноморского флота в дальние океанские походы был приостановлен.
     
Отблески приза главнокомандующего

     К слову, о продолжателях добрых традиций. В 2000 году в составе корабельной тральной группы корабль завоевал приз главнокомандующего ВМФ РФ на состязательном тралении. На корабле продолжают служить офицеры и мичманы, участвовавшие в боевом тралении еще в 1980-е годы во время танкерной войны.
     По итогам зимнего и летнего периодов обучения закончившегося учебного и календарного года МТЩ «Иван Голубец» признан лучшим кораблем в дивизионе тральщиков и одним из передовых в бригаде. Нельзя не сказать и о том, что по итогам состязательного траления на приз главнокомандующего ВМФ экипаж внес в победу тральной группы весомый вклад. Командир дивизиона тральщиков капитан 2 ранга Алексей Кашлак в беседе с одним из нас отметил уверенные и грамотные действия своего тезки командира «Ивана Голубца» капитана 3 ранга Петрачкова. Алексей Александрович, уроженец Ленинграда, выпускник ВВМУПЛ им. Ленинского комсомола 2000 года. Проходил службу в должностях командира штурманской боевой части, помощника командира. С сентября 2007 года – командир корабля. Впрочем, состязательное траление и завоеванный приз главкома ВМФ – тема отдельного разговора. Пока же скажем, что «Иван Голубец» идет правильным и уверенным курсом. Тем курсом славы и побед, которым шли герои-овровцы, среди которых и известный всему Черноморскому флоту старший краснофлотец Иван Карпович Голубец – рулевой СКА-0183, ушедший в бессмертие в июне 1942 года, когда гитлеровцы в третий раз штурмовали Севастополь.

     На снимках: командир дивизиона тральщиков капитан 2 ранга Алексей КАШЛАК; МТЩ «Иван Голубец».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex