на главную страницу

28 Января 2009 года

Армия и общество

Среда

ПРИЧАЛ У БОЛЬШОГО КАМНЯ

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».
Фото автора и Ильдуса ГИЛЯЗУТДИНОВА.



Проблема международного сотрудничества по утилизации радиационно-опасных объектов как важный фактор обеспечения благоприятного экологического состояния Дальневосточного региона в последние годы находится в центре внимания многих ученых и специалистов.

     Заметные сдвиги в этом направлении есть, если обратиться к опыту безопасного вывода из строя выслуживших свой срок на Тихоокеанском флоте атомных подводных лодок (АПЛ) и их утилизации на судоремонтном оборонном промышленном предприятии «Звезда» в городе Большой Камень. За минувшее десятилетие после принятия Правительством России специальной целевой программы из 75 таких кораблей в регионе осталось только 10, в том числе два в аварийном состоянии. 44 АПЛ были утилизированы именно на этом заводе.
     - Огромную помощь приносит нам плодотворное сотрудничество с заинтересованными в экологической безопасности региона странами, – сказал корреспонденту «Красной звезды» заместитель директора завода Александр Киселев. – Благодаря финансированию программы «Совместное уменьшение угрозы» из Соединенных Штатов Америки было утилизировано 13 атомоходов, по другому проекту с японцами – три (и остается в силе контракт с этим государством еще на две подлодки). «Разделку» одной АПЛ совместно с Японией профинансировали Австралия и Южная Корея. Кроме того, сегодня действует контракт с Министерством иностранных дел и международной торговли Канады на утилизацию двух атомоходов с ядерным реактором на борту, принято решение на заключение следующего подобного договора с этой же страной.
     Начинается трудоемкий процесс с доставки выведенных из эксплуатации АПЛ на завод. Чтобы отбуксировать сюда эдакую махину, скажем, с Камчатки или из Хабаровского края, проводится целый комплекс технических мероприятий, при этом обеспечивается прежде всего безопасность плавания. Самое главное – на месте грамотно выгрузить из реактора отработанное топливо, удалить радиоактивные отходы, выполнить дренаж теплоносителя. Облученное топливо размещается в контейнерах в специальном береговом комплексе, который заводчанам из Большого Камня помогли в свое время построить американцы. Жидкие радиоактивные отходы перерабатываются, а полученный состав переводится в твердое безопасное состояние (цементируется в специальных бочках, которые складируются в здешнем хранилище). Только после всего этого подводный корабль передается в цех на утилизацию.
     Если вкратце, то из лодки, состоящей из десяти отсеков, специалисты вырезают три с ядерной энергетической установкой в центре и специальным материалом основательно заделывают их с двух сторон. После чего обезвреженная таким образом плавающая «единица» пополняет целую эскадру себе подобных в одной из укромных бухт. Причем «трехотсечная технология», по которой выполняется утилизация АПЛ, разработана в сотрудничестве с учеными из головных институтов на приморском заводе, и ее успешно применяют на других родственных предприятиях страны.
     - Контроль на предмет радиоактивности на территории производства поставлен как положено, – добавляет заместитель начальника управления завода по утилизации Александр Пивцаев. – То есть каждый этап работ по разделке подводных атомоходов выполняется строго в соответствии с нормативными требованиями. К тому же свой контроль за утилизацией осуществляет центр госсанэпиднадзора. Но что касается плавающих в бухте объектов – так сказать, продуктов этой утилизации, – это вопрос из вопросов. Если, к примеру, произойдет затопление такого блока, то появится реальная радиационная угроза для всей окружающей среды. Так что ожидаемый в ближайшие годы комплекс сухого хранения, где в перспективе разделанные остатки атомохода могут храниться столетиями, нас очень выручит.
     Тревогу специалистов сегодня вызывают две аварийные АПЛ. Их плавучесть поддерживается нештатными средствами – судоподъемными понтонами, системой поддува балластных цистерн от берегового источника.
     - Необходимо учитывать, что потенциальная опасность радиоэкологических инцидентов при хранении этих аварийных объектов продолжает существовать и вероятность ее неуклонно возрастает вследствие коррозийных процессов, – сказал военному журналисту Александр Киселев. – Поэтому проблему обеспечения экологической безопасности данных АПЛ необходимо разрешить в ближайшее время. Это может быть достигнуто путем размещения подлодок на твердом основании и перевода их в специальное укрытие.
     Естественно, такой проект требует немалых капиталовложений. Ведь для его реализации нужно создать специальные понтоны для каждой аварийной АПЛ, завести атомоходы в плавучий док и установить на понтоны основания, произвести разрезку кораблей с формированием трехотсечных блоков и подготовить их к долговременному хранению. Кроме этого, предстоят и другие работы, связанные с перемещением блоков в укрытие, строительством зданий. Дальнейшая же поддержка такого проекта со стороны стран международного сообщества может существенно ускорить решение актуальной для всего региона проблемы.
     Добавим, что свою обеспокоенность сложившимся положением с комплексной утилизацией на местных предприятиях не раз высказывали и экологи, и общественность Приморского края. Трагедия, которая случилась однажды в связи с аварией ядерной установки одной из подлодок на Чажминском судоремзаводе, по-прежнему заставляет заострять подобные вопросы. В частности, на одном из форумов во Владивостоке по проблемам радиационной опасности объектов, используемых ДальРАО и Военно-морским флотом, речь шла о возможном создании системы реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера. Пока столь важный проект реализован только в Мурманской области.
     Между тем в соответствии с новой редакцией Федерального закона № 68-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года № 335 меры по радиологическим чрезвычайным ситуациям местного или регионального масштаба должны приниматься на местном (региональном) уровне. Значит, в регионах, где есть объекты использования атомной энергии и радиационно-опасные объекты и соответственно есть потенциальная опасность возникновения радиологических чрезвычайных ситуаций, просто необходимо создавать системы реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера. Дальний восток, Приморье относятся к таким регионам.

     На снимках: списанную АПЛ подводят к пирсу завода; разрезка прочного корпуса на три части; гвардейская атомная подводная лодка «Самара» - одна из последних в серии «Щук» - еще несет службу на Тихом океане.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex