на главную страницу

28 Января 2009 года

Вызовы XXI века

Среда

НАНОВОЙНА: МАСШТАБ УГРОЗЫ

Иван ЧИЧИКОВ.



Большинство современных экспертов сходится во мнении, что нанотехнологии определят облик XXI века. Это понятие еще не привычно для большинства из нас. С середины 1990-х годов оно употребляется преимущественно для обозначения манипуляций на атомарном и молекулярном уровне («молекулярная нанотехнология»). Нанотехнологии, как очевидно уже сегодня, потребуют внесения кардинальных изменений в деятельность по обеспечению национальной безопасности и повлекут за собой радикальные перемены в содержании военного дела, в военном искусстве. Представляем вниманию читателей материал, подготовленный Иваном Чичиковым, экспертом Российского стратегического общества, созданного Клубом выпускников Военного института иностранных языков.

     
Наногонка началась

     Развитие нанотехнологий затрагивает все стороны вооруженных сил – от экипировки бойца и стрелкового оружия до космических аппаратов и сложных военных систем. В первую очередь новые технологии найдут применение в существующих видах вооружений и техники, значительно улучшив их свойства и функциональные характеристики. Они позволят создавать уникальные конструкционные материалы, новые полупроводники и оптику, миниатюрные датчики обнаружения химических веществ и компонентов биологического оружия, а также компьютеры, производительность которых на несколько порядков выше, чем у существующих... Кроме того, важную роль для вооруженных сил будут играть резкое снижение стоимости, а также уменьшение веса приборов и устройств, изготовленных с использованием нанотехнологий, снижение их энергопотребления.
     Появление молекулярных нанотехнологий в распоряжении отдельно взятого государства способно изменить геополитическую расстановку сил на планете в его пользу радикальнее, нежели появление ядерного оружия в США. «Тот, кто раньше овладеет нанотехнологией, займет ведущее место в техносфере следующего столетия», – таков прогноз «отца водородной бомбы» Эдварда Теллера.
     Очевидно, что в интересах страны-пионера в этой сфере будет не просто сохранить, но и максимально увеличить технологический отрыв от потенциальных конкурентов, обеспечив себе возможность стать единоличным владельцем молекулярных нанотехнологий. Именно поэтому до получения недосягаемого превосходства фаворит наногонки будет всячески скрывать факт своего лидерства.
     Качественный переворот в военном деле произойдет с разработкой сложных самореплицирующихся систем, в том числе функционирующих на основе совокупности универсальных микро- и нанороботов.
     Под нанороботом (наноботом) специалисты понимают молекулярную машину, которая может быть запрограммирована на строительство практически любой структуры или устройства (в том числе своей копии) из более простых химических строительных блоков (атомов и молекул), а также на выполнение других сложных функциональных задач на микро- и наноуровне. Говоря проще, наноробот – это устройство субмикронных размеров.
     
Атакуют нанороботы

     По оценкам ряда экспертов, уже в 2025 – 2030 годах начнется изменение военно-политической ситуации в мире в связи с появлением нанороботов.
     Во-первых, произойдет миниатюризация систем вооружений, появление «невидимого» оружия и «обезлюдивание» армии и оборонно-промышленного комплекса.
     Во-вторых, выявится неконкурентоспособность прочих видов вооружений перед нанооружием, ядерное оружие утратит значение как фактор сдерживания или стратегического превосходства, нанороботы начнут замещать традиционные вооружения во всех родах войск.
     В-третьих, появятся практически неограниченные возможности для ведения сверхинтенсивной гонки вооружений.
     В-четвертых, возникнут новые предпосылки для начала мировой войны.
     Производимые на основе молекулярных нанотехнологий виды оружия будут применяться во всех боевых действиях или операциях будущего, поскольку они позволяют использовать самый широкий спектр физических явлений и эффектов. Новые виды вооружений будут связаны как с традиционными методами (взрывное действие, тепловыделение, кинетическое ударное воздействие), так и с совершенно новыми подходами, основанными на использовании воздействия пучков электромагнитного излучения (создание термических, механических или электрических перегрузок), информационной атаки на искусственные системы или людей, химического и биологического воздействия на материалы и организмы.
     По разрушительной мощи нанотехнологическое оружие многократно превосходит ядерное – оно способно буквально стерилизовать планету, т.е. полностью уничтожить биосферу Земли, вплоть до бактерий и вирусов.
     Появление молекулярной нанотехнологии не только изменит характер ведения войн, но и создаст новые причины для их начала. С середины прошлого века мир основывался на стратегии гарантированного взаимного уничтожения с помощью ядерного оружия. С появлением молекулярных нанотехнологий произойдет утрата значения ядерного оружия как фактора взаимного сдерживания или стратегического превосходства, так как нанотехнологические боевые устройства будут способны за короткий промежуток времени обнаружить и скрытно вывести из строя все элементы ядерного щита противника.
     Нанотехнологическая гонка вооружений неизбежно приведет к мировой военной нестабильности. Значительное превосходство одного из государств в создании нанооружия способно подтолкнуть его руководство к принятию решения о нанесении безответного удара по своим вероятным противникам для минимизации риска появления у тех молекулярной нанотехнологии.
     В некотором смысле стратегия превентивного удара считается единственно приемлемой для войн наноэпохи. В американских военных кругах прочно укоренилась точка зрения, что сохранение научно-технологического отрыва США в области молекулярной нанотехнологии потребует быстрой и разрушительной войны, в которой победит тот, кто ударит первым.
     Дополнительным мотивом использования наступательной стратегии является тот факт, что наносредства обороны должны быть более совершенными, чем наносредства нападения.
     
Цель – человек

     Современный вооруженный конфликт в первую очередь является противоборством экономик. Сегодня для победы в войне достаточно уничтожить военную промышленность, коммуникации, боевую технику.
     В эпоху молекулярной нанотехнологии уничтожить средства производства и нанотехнику противника станет практически невозможным – даже после значительных разрушений и материальных потерь будет происходить сверхбыстрое самовосстановление экономики и наноружия. В таких условиях ведения войны человек станет самым уязвимым звеном, поэтому наноудар будет направлен в первую очередь на живую силу противника.
     Как средства борьбы против нанороботов, находящихся в открытых средах (атмосфере, земной поверхности, на зданиях, сооружениях, технике), может быть предложен набор мер различной степени эффективности: от огнеметов и сверхмощного направленного электромагнитного импульса до нанороботов-перехватчиков.
     Но нанороботы, попавшие в организм человека, становятся практически недосягаемы для большинства средств обороны, так как зараженный «носитель» будет уничтожен прежде, чем проникшее в его тело боевое наноустройство будет обезврежено. Данный факт является дополнительным аргументом для использования наноустройств в качестве высокоточного оружия приоритетно против живой силы противника.
     Каковы возможности использования молекулярной нанотехнологии для уничтожения или выведения из строя живой силы противника (включая не только людей, но и любые другие живые организмы или искусственно созданные биосистемы)?
     Это прежде всего прямое уничтожение с использованием традиционных средств макроскопического разрушающего воздействия (снаряды, взрывы, резкие скачки температуры и давления). Усовершенствование таких средств за счет молекулярных нанотехнологий может означать не только повышение технических характеристик (материалов, средств наведения, транспортировки и управления), но и развитие принципиально новых подходов, включая способность формирования самого поражающего оружия в процессе достижения цели.
     Возможна также разработка принципиально новых средств воздействия на живые организмы – например использование огромного количества микроустройств, способных забивать или «облеплять» лицо, носоглотку и глаза человека. Другие микроустройства могут «блокировать» пальцы, руки или ноги и т.п.
     Становится возможной модификация старых или создание новых типов химических и биологических веществ поражающего действия, включая их инъекцию с помощью искусственных или гибридных насекомых.
     Кроме того, возможно поражение проникающими в организм микроскопическими устройствами, способными к дальнейшему самовоспроизведению.
     
Осторожно, нанокиллеры!

     Для проведения масштабных и высокоточных военных акций против живой силы противника значительный интерес представляют микро- и нанороботы, способные латентно находиться в организме «носителя» заданное время и активироваться по сигналу.
     Достигнутые успехи в микроробототехнике позволяют уже сегодня создавать устройства для проведения локальных диверсий, в первую очередь для физического уничтожения высшего руководства противника. Также возможен вариант внедрения в организм высокопоставленных лиц нанороботов – «киллеров-эмбрионов» – для последующего воздействия на «носителя» и, в частности, для его шантажа.
     «Киллер-эмбрион» представляет собой устройство для скрытного внедрения в организм объекта поражения. Простейшая конструкция такого механизма – автономный источник питания, манипуляторы, движитель, система связи и микрокапсула с высокотоксичным веществом. По сигналу (может передаваться с пульта дистанционного управления, по радиосети, со спутника и т.д.) капсула с токсином вскрывается, и «носитель» погибает.
     Еще большие перспективы для совершения «недиагностируемого убийства» открывает использование более сложных и многофункциональных нанороботов. Наличие у таких наномеханизмов развитых манипуляторов, способных механически разрушать отдельные клетки жизненно важных органов, позволит воздействовать на критические отделы нервной системы, тем самым вызывая гибель организма «носителя». Например, поражение центра дыхания или сердцебиения в продолговатом мозге человека будет имитировать смерть от приступа астмы или внезапной остановки сердца.
     Главная особенность «киллеров-эмбрионов» в том, что они могут срабатывать в заданное время и при строго определенных условиях. Речь идет о гарантированной смерти объекта атаки, отсроченной на фиксированный срок.
     Указанные возможности нанооружия позволяют заранее, скрытно и тщательно подготовится к широкомасштабному вторжению – мгновенно уничтожив зараженных «носителей», например только в локальных зонах военных объектов противника, в штабах, центрах управления, политических и административных центрах. Такие нанороботы позволят быстро и эффективно поражать людей, в том числе из числа обслуживающих ядерное оружие, а также лиц на высшем уровне, принимающих решение о его применении.
     Само вторжение будет иметь превентивный характер, чтобы гарантированно исключить возможность ответного удара противника как нанооружием, так и традиционными средствами.
     Очевидно, что приоритетными кандидатами на роль объектов нанотехнологической атаки станут представители высшего государственного руководства противника, ключевые фигуры спецслужб и силовых ведомств, представители законодательной и судебной власти, экономической элиты и т.д.
     Наделение наноустройств механизмом генетического наведения позволит запрограммировать такого наноробота на выполнение тех или иных действий в зависимости от генетической структуры ДНК организма, в который он был помещен. Наличие у нанороботов подобной функции открывает практически безграничные возможности для создания нового поколения этнического оружия.
     
Ближайшие перспективы

     В 2003 году специалисты космического агентства США NASA доказали принципиальную возможность создания «кинематических самовоспроизводящихся клеточных автоматов». В отчете проведенного исследования указывается, что самореплицирующиеся машины могут быть не сложнее, чем существующий чип Pentium IV, а создание первого самовоспроизводящегося наноустройства по предварительным расчетам займет около двадцати лет.
     По информации из открытых источников известно, что на сегодняшний день в мире уже созданы десятки функциональных микро-, наноустройств и компонентов для нанороботов. В рамках правительственных и неправительственных организаций официально инициированы и ведутся проекты по различным аспектам развития молекулярной нанотехнологии.
     Перспектива применения микро-, наноустройств в медицине является предметом открытого обсуждения. Декларируемое назначение медицинских нанороботов первого поколения – точечная доставка лекарств и очистка кровеносных сосудов от холестериновых отложений. В ведущих странах мира разработаны первые образцы микро- и наноустройств для функционирования непосредственно в человеческом организме.
     Созданный в одном из австралийских университетов медицинский микроробот длиной 0,25 миллиметра имеет автономный источник энергии, оснащен камерой, системой связи, может нести иную полезную нагрузку и способен абсолютно произвольно путешествовать внутри организма человека.
     Таким образом, ныне существует реальная техническая возможность для использования специализированных роботов микронных и субмиллиметровых размеров с заданным набором функциональных возможностей для успешного выполнения специфических задач (разведка, проведение «точечных диверсий», организация локальных биологических атак и пр.).
     В данной области развития нанотехнологий безоговорочно лидируют Соединенные Штаты Америки. Подобные проекты также существуют в ЕС, Китае, Израиле, Южной Корее, Австралии и некоторых других странах. Набирает темп это направление военно-технического развития и в России. И его нельзя ослаблять, поскольку это чревато опасностью возникновения новой беспрецедентной угрозы национальной безопасности нашего государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex