Для комедии «Много шума из ничего» по пьесе любимого многими Уильяма Шекспира режиссер театра, народный артист России Борис Морозов тоже открыл новую гармонию из привычных музыки, движения и красок театрального действа. Интересно и художественное оформление спектакля, в чем заслуга народного художника СССР Иосифа Сумбаташвили. За три часа действия декорации практически не меняются. Но их рисунок «прописан» так грамотно, что игрой света и тени, смещением таким образом акцентов сценографии по ходу сюжета создаются необходимые для спектакля воздух и объем. И соответственно достигается некая достоверность места действия и момента. Художник по свету - Дамир Исмагилов. Музыка композитора, заслуженного деятеля искусств России Григория Гоберника интересно подсказывает, что спектакль хоть и комедия, но скорее с трагедийным акцентом.
Тема, заданная в пьесе, волновала людей во все времена, современна она и сегодня. Это любовь во всем ее многообразии. А с ее Величеством, берущим в плен все без исключения сердца, всегда идут рядышком такие понятия, как дружба, верность и вероломство с сопутствующими интригами. Шекспир выбрал местом действия местечко Мессина во Флоренции. Именно здесь любовная история, хитроумно переплетаясь с коварством завистников, в конечном итоге возрождает веру в победу добра над злом. В то, что человек способен самоотверженно любить и прощать.
Для яркости сюжет построен в основном на антитезе. Есть ярко очерченные «хорошие» герои - дон Петро, принц Арагонский (заслуженный артист России Александр Дик), Леонато, мессинский губернатор (народный артист России Александр Михайлушкин), его дочь Геро (Елена Сахарова) и брат Антонио, Клавдио, молодой знатный флорентиец, жених прекрасной Геро, его друг Бенедикт. И «злодеи» - дон Хуан, побочный брат принца (заслуженный артист России Николай Лазарев), с приближенными.
Что интересно: вроде бы положительные персонажи, сильные личности, а легко пасуют перед кознями злодеев. И это чуть было не приводит к смерти оклеветанной мерзавцами Геро. А безмерно любящий жених Клавдио и добродетельный принц Арагонский сразу поверили в мнимую измену невинной девушки. Такой вот жесткий посыл, что поиски любви весьма неоднозначны в их житейских проявлениях.
А заканчивается все вроде бы как в сказке. Геро осталась жива, вышла замуж за Клавдио. Бенедикт, юноша со вздорным, но юморным и добрым характером, хоть и не верит в истинную любовь, все же ее находит, соединяясь с острой на язычок Беатриче, племянницей губернатора (Анна Киреева). Правда, тоже путем интриг, хотя и веселых, подстроенных их добрыми друзьями. Так что добродетель торжествует. Видимо, это и хотел показать Шекспир с расчетом на тогдашнюю публику.
И здесь Борис Морозов интересно пользуется правом современного прочтения классики. Сюжет и реплики остаются неизменными. Разве что стражники в своем несколько карнавальном выходе пытаются «поиграть словами» на новый лад. Несколько эпатажно, что, может быть, и зря.
Так вот, актеры с режиссерской подачи словно бы задают нынешнему зрителю вопрос: а настоящая ли любовь показана в пьесе? Можно ли признавать высоким чувство, искренность которого надо доказывать смертью, пусть и мнимой? И можно ли вообще играть в Любовь? И кто Геро - счастливица или жертва? А ее Клавдио - наивный юноша с высокими понятиями о нравственности или подлец, грамотно приспосабливающийся к обстоятельствам? И столь верный понятиям дружбы Бенедикт, почему позволяет собой манипулировать?
Такой вот пафосно-трагический накал чувств в обрамлении жизнерадостной комедии положений. И любовь как-то отступает на задний план при всем ее главенстве в сюжете. Она - словно искусственный цветок без запаха и живости форм, скованная со всех сторон условностями и злобой.
Вполне вероятно, и Шекспир тоже думал об этом. Иначе зачем бы назвал свое творение «Много шума из ничего»? На вечные вопросы, которые ставит в своих всегда современных пьесах бессмертный Шекспир, каждый отвечает по-своему. Но драматург как раз и велик умением их задавать.