на главную страницу

28 Января 2009 года

Культура

Среда

ШЕКСПИРА ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



«...Есть Родина, которую мы любим и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину и какие люди ее защищают - во многом зависит от нас. Как мы, мы - театр, их воспитаем, такими они и будут». Эти строки в своей книге когда-то написал выдающийся режиссер Алексей Дмитриевич Попов, который был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии (ныне Центрального академического театра Российской Армии) с 1935 по 1958 год. Говоря о том, что его театр «об армии и для армии», он имел в виду, что «надо не просто пропагандировать армию, но и заниматься духовным воспитанием и культурным развитием ее бойцов и командиров». И в разные годы наряду с пьесами, близкими армейской тематике, здесь ставились спектакли Лопе де Веги, Мольера, Шекспира. Великих драматургов, которые в своих произведениях утверждали главный принцип: добро обязательно должно победить зло. Прочтение классических пьес в ЦАТРА всегда интересно и привлекает внимание публики и критиков. По традиции на спектакли обязательно приглашают военнослужащих.


     Для комедии «Много шума из ничего» по пьесе любимого многими Уильяма Шекспира режиссер театра, народный артист России Борис Морозов тоже открыл новую гармонию из привычных музыки, движения и красок театрального действа. Интересно и художественное оформление спектакля, в чем заслуга народного художника СССР Иосифа Сумбаташвили. За три часа действия декорации практически не меняются. Но их рисунок «прописан» так грамотно, что игрой света и тени, смещением таким образом акцентов сценографии по ходу сюжета создаются необходимые для спектакля воздух и объем. И соответственно достигается некая достоверность места действия и момента. Художник по свету - Дамир Исмагилов. Музыка композитора, заслуженного деятеля искусств России Григория Гоберника интересно подсказывает, что спектакль хоть и комедия, но скорее с трагедийным акцентом.
     Тема, заданная в пьесе, волновала людей во все времена, современна она и сегодня. Это любовь во всем ее многообразии. А с ее Величеством, берущим в плен все без исключения сердца, всегда идут рядышком такие понятия, как дружба, верность и вероломство с сопутствующими интригами. Шекспир выбрал местом действия местечко Мессина во Флоренции. Именно здесь любовная история, хитроумно переплетаясь с коварством завистников, в конечном итоге возрождает веру в победу добра над злом. В то, что человек способен самоотверженно любить и прощать.
     Для яркости сюжет построен в основном на антитезе. Есть ярко очерченные «хорошие» герои - дон Петро, принц Арагонский (заслуженный артист России Александр Дик), Леонато, мессинский губернатор (народный артист России Александр Михайлушкин), его дочь Геро (Елена Сахарова) и брат Антонио, Клавдио, молодой знатный флорентиец, жених прекрасной Геро, его друг Бенедикт. И «злодеи» - дон Хуан, побочный брат принца (заслуженный артист России Николай Лазарев), с приближенными.
     Что интересно: вроде бы положительные персонажи, сильные личности, а легко пасуют перед кознями злодеев. И это чуть было не приводит к смерти оклеветанной мерзавцами Геро. А безмерно любящий жених Клавдио и добродетельный принц Арагонский сразу поверили в мнимую измену невинной девушки. Такой вот жесткий посыл, что поиски любви весьма неоднозначны в их житейских проявлениях.
     А заканчивается все вроде бы как в сказке. Геро осталась жива, вышла замуж за Клавдио. Бенедикт, юноша со вздорным, но юморным и добрым характером, хоть и не верит в истинную любовь, все же ее находит, соединяясь с острой на язычок Беатриче, племянницей губернатора (Анна Киреева). Правда, тоже путем интриг, хотя и веселых, подстроенных их добрыми друзьями. Так что добродетель торжествует. Видимо, это и хотел показать Шекспир с расчетом на тогдашнюю публику.
     И здесь Борис Морозов интересно пользуется правом современного прочтения классики. Сюжет и реплики остаются неизменными. Разве что стражники в своем несколько карнавальном выходе пытаются «поиграть словами» на новый лад. Несколько эпатажно, что, может быть, и зря.
     Так вот, актеры с режиссерской подачи словно бы задают нынешнему зрителю вопрос: а настоящая ли любовь показана в пьесе? Можно ли признавать высоким чувство, искренность которого надо доказывать смертью, пусть и мнимой? И можно ли вообще играть в Любовь? И кто Геро - счастливица или жертва? А ее Клавдио - наивный юноша с высокими понятиями о нравственности или подлец, грамотно приспосабливающийся к обстоятельствам? И столь верный понятиям дружбы Бенедикт, почему позволяет собой манипулировать?
     Такой вот пафосно-трагический накал чувств в обрамлении жизнерадостной комедии положений. И любовь как-то отступает на задний план при всем ее главенстве в сюжете. Она - словно искусственный цветок без запаха и живости форм, скованная со всех сторон условностями и злобой.
     Вполне вероятно, и Шекспир тоже думал об этом. Иначе зачем бы назвал свое творение «Много шума из ничего»? На вечные вопросы, которые ставит в своих всегда современных пьесах бессмертный Шекспир, каждый отвечает по-своему. Но драматург как раз и велик умением их задавать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex