на главную страницу

29 Января 2009 года

Армия и общество

Четверг

Космические высоты «Татьяны»

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Фото Юрия ИВАНОВА.



В наступившем году, объявленном Президентом России Дмитрием Медведевым Годом молодежи, сотрудничество Вооруженных Сил с молодой научной элитой страны имеет особое значение.
   Космические войска запускают малые космические аппараты, которые предназначены для практического обучения российских студентов.

     История сотрудничества Московского университета и Космических войск началась с запуска космического аппарата «Татьяна» 20 января 2005 г. Накануне 250-летнего юбилея МГУ имени М.В. Ломоносова ректор университета Виктор Садовничий лично присутствовал на пуске ракеты-носителя «Космос-3М» с университетским космическим аппаратом на борту.
     Космический аппарат «Татьяна» был создан Омским КБ «Полет», которое к тому времени уже имело опыт создания малых научно-образовательных космических аппаратов. Научная аппаратура, установленная на космическом аппарате «Татьяна», была сконструирована непосредственно студентами, аспирантами и преподавателями МГУ. Спутник «Татьяна» проработал на орбите больше двух лет, хотя гарантийный срок существования его в космическом пространстве составлял один год.
     Этому аппарату удалось решить серьезные научные задачи. В течение полутора лет, после того как закончила существование космическая обсерватория «Коронас-Ф», «Татьяна» была единственным российским научным космическим аппаратом. Уже на втором витке ее аппаратура зарегистрировала вспышку на Солнце, то есть измерила потоки заряженных частиц (протонов и электронов), выброшенных Солнцем в направлении Земли, и в течение своего активного существования регистрировала и идентифицировала все солнечные события. Самый большой научный результат, полученный при помощи этого космического аппарата, – регистрация сверхкоротких световых вспышек (так называемых «транзиентов») в верхней атмосфере. По данным, полученным с первой «Татьяны», защищено около 50 дипломов, причем в основном не в Москве, а в Ульяновске, Димитровграде, Костроме, Волгограде.
     В настоящее время в научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ готовится несколько новых проектов микроспутников с образовательными задачами. Практически готов к запуску российско-индийский аппарат. Запуск, запланированный в 2009 г., состоится с индийского космодрома, но научная аппаратура в основном разработана в НИИЯФ МГУ. В 2009 г. с помощью ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Байконур уйдет в космос и вторая «Татьяна». После первого удачного полета университетского микроспутника поступили предложения о сотрудничестве от южнокорейских и других зарубежных университетов, так что «Татьяна-2» станет еще и международным проектом.
     Российско-индийский микроспутник в новый период солнечной активности будет регистрировать рентгеновские и гамма-лучи, а также потоки заряженных частиц, идущих к Земле во время солнечных вспышек. Вторая «Татьяна» будет «смотреть» не на Солнце, а вниз. Ее основной целью станет исследование тех самых «транзиентов», то есть вспышек электромагнитного излучения в верхней атмосфере Земли (спрайтов, эльфов, блюджетов).
     «Университетские микроспутники – это летающие учебные лаборатории весом от 10 до 100 кг, с помощью которых студенты любого вуза могут выполнить задачи естественно-научного практикума, курсовую или дипломную работу, поскольку получаемую с «Татьяны» информацию мы размещаем на сайте МГУ. Наша первейшая задача – укрепить связи МГУ с регионами и создать единую образовательную программу космических исследований. Мы подходили к запуску первой «Татьяны» так: мы запускаем спутник не для МГУ, а для всего университетского сообщества, – рассказал кандидат физико-математических наук заместитель директора НИИЯФ МГУ Владимир Радченко. – Поэтому научные данные, полученные в новых экспериментах, будут также доступны всем желающим, а мы подготовим учебно-методические пособия».
     Ракетно-космическая отрасль и космическая наука вмещают в себя огромное количество как проявлений фундаментальных естественно-научных законов, так и их практических приложений, поэтому участие университетского сообщества в образовательных космических программах представляется не только интересным, но и очень полезным. Примером этого явился и проект «Космический аппарат «Бауманец», который был реализован в МГТУ им. Н.Э. Баумана с использованием производственных ресурсов НПО машиностроения. Молодежный космический центр МГТУ им. Н.Э. Баумана начал разработку космического аппарата «Бауманец» в конце 2003 г. Разработка и запуск микроспутника весом 85,5 кг с полезной нагрузкой для проведения научно-образовательных экспериментов были посвящены 175-летней годовщине создания университета. Этот проект отличался от предыдущих участием студентов на всех стадиях создания аппарата: разработка концепции, конструирование, создание, испытание компонентов, окончательная сборка, предполетные испытания, запуск, управление аппаратом на орбите, проведение экспериментов на борту.
     Образовательные эксперименты на борту космического аппарата «Бауманец» включали: анализ информации с камеры дистанционного зондирования Земли; использование уголковых отражателей для определения параметров орбиты; измерение затухания сигналов миллиметрового диапазона радиоволн при прохождении атмосферы; эксперименты по передаче данных через сеть «Глобалстар»; разработку и испытание бортового компьютера.
     Запуск «Бауманца» должен был состояться 26 июля 2006 г., но в связи с аварией на космодроме Байконур ракеты-носителя «Днепр» он был потерян вместе с другими 17 космическими аппаратами, выводимыми этим носителем. Несмотря на неудачу, этот проект вызвал огромный интерес не только у студентов и профессорско-преподавательского состава МГТУ имени Н.Э. Баумана, но и у представителей промышленности, так как малый космический аппарат «Бауманец» реализовал в себе инновационные технологии, которые осваиваются в «большой науке».
     По словам доктора технических наук, доцента кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители», руководителя Молодежного космического центра МГТУ имени Н.Э. Баумана Виктории Майоровой, с 2003 по 2006 г. через проект «Бауманец» прошло более 100 студентов, было сделано 25 курсовых проектов, 20 докладов, опубликовано около 20 печатных трудов. Более 20 студентов, окончив учебу в университете, получили работу в ведущих российских и международных аэрокосмических компаниях.
     «Проект космического аппарата «Бауманец» явился примером взаимодействия между техническим университетом и предприятиями ракетно-космической отрасли. Такое сотрудничество приводит к возникновению новых идей и позволяет создавать современные и перспективные космические аппараты. В настоящее время мы работаем над созданием нового малого образовательного космического аппарата дистанционного зондирования «Бауманец-2», в котором будут применены новейшие космические технологии», – сказала Виктория Ивановна.
     Создание и использование малых космических аппаратов в образовательном процессе необходимо и Космическим войскам России.
     Орбитальная группировка малых космических аппаратов «Можаец» явилась одним из наиболее весомых технических достижений коллектива преподавателей и курсантов Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского в последние годы. Это позволило в значительной степени повысить эффективность образовательного процесса и военно-научной работы.
     Реализация проекта характеризуется рядом особенностей: создание космического аппарата в минимальные сроки и с минимальной стоимостью за счет использования конверсионных технологий; вывод космического аппарата на орбиту в качестве попутной нагрузки; управление космическим аппаратом проводилось как штатными стационарными наземными пунктами, так и с использованием учебных пунктов, а также автономных мобильных пунктов управления; впервые использовалась космическая навигация системы GPS/Глонасс.
     При массе спутника 60 кг «Можаец» явился удачной космической платформой для отработки и испытаний бортовой аппаратуры малого космического аппарата, проведения научных и прикладных экспериментов в интересах развития космических технологий и создания перспективных спутниковых систем, в том числе дистанционного зондирования Земли.
     В настоящее время первую в отечественной истории группировку научно-образовательных космических аппаратов учебного заведения составляют два аппарата академии, выведенные на околоземную орбиту с Государственного испытательного космодрома Плесецк. Это «Можаец-3», запущенный 28 ноября 2002 г., и «Можаец-4» (27 сентября 2003 г).
     Во время работы со спутниками курсанты Военно-космической академии (ВКА) обучаются методам обработки баллистической и телеметрической информации, анализируют результаты космических экспериментов. Дежурными расчетами академии отрабатываются практические навыки подготовки и проведения сеансов управления космическими аппаратами, осваивается опыт взаимодействия и эксплуатации технических средств в условиях, максимально приближенных к реальным. На материалах проектирования и эксплуатации малых космических аппаратов серии «Можаец» курсантами защищено более 100 дипломных и курсовых проектов.
     При Министерстве образования и науки зарегистрирована и успешно развивается Ведущая научная школа «Малые космические аппараты», в которую входят 30 молодых ученых из ведущих технических вузов страны. Руководит школой доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, президент Межгосударственной акционерной корпорации «Вымпел», бывший заместитель начальника ВКА имени А.Ф. Можайского по науке генерал-майор запаса Вячеслав Фатеев. В рамках школы подготовлены 12 кандидатских и 6 докторских диссертаций.
     «Образование в технических вузах страны должно сопровождаться не только созданием космических аппаратов и комплексов их управления. Процесс образования сегодня необходимо обязательно связывать с интерпретацией космической информации. Студенты и курсанты, как будущие инженеры и руководители, должны пользоваться космической информацией в повседневной жизни, так же как мобильными телефонами. Без этого инновационное развитие России невозможно, – прокомментировал профессор Фатеев. – Я лично мечтаю о том, чтобы именно студенческие спутники исследовали Луну, Марс, Юпитер, Сатурн. Российским преподавателям и студентам надо добиваться того, чтобы на поверхности этих планет первым появился флаг российского студенчества. Мы имеем для этого все основания».
     23 мая 2008 г. боевыми расчетами Космических войск с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Рокот» был выведен на орбиту космический аппарат «Юбилейный». Как рассказал ответственный секретарь Ассоциации космонавтики России Николай Игнатьев, образовательная программа космического аппарата «Юбилейный» предполагает участие вузов в управлении полетом спутника; прием, обработку телеметрической информации и проведение лабораторных и практических занятий на ее основе. Спутник успешно функционирует на орбите. В его управлении участвуют студенческие коллективы МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), ВКА имени А.Ф. Можайского, создавая тем самым предпосылки для межвузовского партнерства не только на Земле, но и в космосе.
     Таким образом, сотрудничество Космических войск и лучших технических вузов страны по запуску малых научно-образовательных космических аппаратов «Можаец», «Бауманец», «Татьяна» и «Юбилейный» выполняет высокую миссию по реализации инновационных проектов в области образования, высоких технологий, информатики и телекоммуникаций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex