2 февраля исполнилось бы 60 лет легендарному военному летчику Герою России генерал-майору Борису Воробьеву, который трагически погиб десять лет назад.
Мечта подняться в небо родилась у него в детстве. Впервые увидев вертолет, Борис «заболел» авиацией и сделал все от него зависящее, чтобы стать первоклассным летчиком. И не просто стал, а вошел в историю армейской авиации, став заслуженным военным летчиком и Героем Российской Федерации.
Судьба отпустила этому удивительному, страстно увлеченному авиацией человеку всего 49 лет. Они уместили работу слесарем на Московском авиаремонтном заводе, учебу в Сызранском высшем военном авиационном училище и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, участие в боевых действиях в Афганистане, тридцатилетнюю службу в Военно-воздушных силах и воспитание трех прекрасных дочерей.
Военная биография Бориса Воробьева началась в 1967 году, когда он поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, по окончании которого получил блестящие характеристики. «Решения в воздухе принимает грамотно, действует без промедления», - записали инструкторы в его выпускной аттестации.
За два года в Афганистане, командуя эскадрильей, Борис Воробьев совершил 160 боевых вылетов, проведя в воздухе 290 часов. Причем выполнение самых трудных боевых заданий в небе Афганистана всегда брал на себя. Характерно, что в его вертолетной эскадрилье не было потерь ни личного состава, ни авиатехники. На Родину офицер тогда вернулся кавалером двух орденов - Боевого Красного знамени и Красной Звезды. Вскоре был назначен начальником Чирчикского центра боевого применения и переучивания летного состава, где в то время интенсивно готовили вертолетчиков к боевым действиям в грозном небе Афганистана.
Увлеченность Бориса Воробьева теорией полета вертолета, постоянный поиск новых тактических приемов, изучение и анализ боевых действий вертолетчиков в Афганистане да и личное жизненное кредо «делай, как я» сделали генерала замечательным наставником. Суворовский завет «тяжело в ученье - легко в бою» выполнялся им неукоснительно не только в Чирчикском, но и в Торжокском центре боевого применения и переучивания летного состава, которым он руководил позже.
С уверенностью можно сказать, что он был новатором в вертолетной авиации, первым в мире выполнившим на боевом вертолете «косую петлю». Каждый такой полет приравнивался к известной «петле Нестерова». Борис Алексеевич был не только воздушным асом, но и исследователем неизведанного. Поэтому и летал на пределе возможного. В нем воплотились сконцентрированная воля, твердый характер, высокий интеллектуальный потенциал, отвага и мужество. Обладая неуемной энергией, умением отстаивать свое мнение, генерал Борис Воробьев обосновал теоретически и лично отработал в полетах новые элементы техники пилотирования.
Труд первопроходцев всегда сложен, а в авиации он еще и опасен. Рожденный летать, Борис Алексеевич одним из первых в армейской авиации освоил вертолет Ка-50 «Черная акула». В изучении и освоении этого вертолета воздушный ас ушел гораздо дальше профессиональных летчиков-испытателей. Он впервые, например, рассчитал и выполнил на «Черной акуле» «косую петлю». Имея пытливый ум, летчик всегда находился в поиске нового как в технике пилотирования, так и в совершенствовании режимов воздушного боя. Именно генералу Борису Воробьеву было доверено демонстрировать пилотажные возможности Ка-50 на международных авиасалонах во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах, Малайзии и Великобритании - так небольшой вертолет выходил в большую жизнь. Опытный военный летчик был поистине влюблен в Ка-50. Выжимая из «Черной акулы» все, на что она способна, шаг за шагом изучал ее пилотажные и боевые возможности. Работая с конструкторами, Борис Воробьев находился на острие поиска чисто вертолетных режимов воздушного боя. Об этом свидетельствует и его сложный пилотаж на Ка-50. Работа над уникальным боевым вертолетом принесла летчику заслуженную славу и известность в авиационном мире.
Благодаря генералу Борису Воробьеву в 1992 году была создана пилотажная группа «Беркуты» - единственная в России и в мире, выполняющая сложный пилотаж на боевых вертолетах. И вот уже более 16 лет летчики из Торжка показывают свое пилотажное мастерство на различных авиасалонах и воздушных праздниках.
За мужество и героизм, проявленные при проведении государственных испытаний вертолета Ка-50, генерал-майору Борису Воробьеву 19 мая 1997 года была вручена Звезда Героя Российской Федерации.
...17 июня 1998 года на торжокской земле произошло трагическое событие, в реальность которого и сегодня, спустя 10 лет, не хочется верить. Во время полетов в 344-м Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации потерпел катастрофу вертолет Ка-50 «Черная акула», пилотируемый генерал-майором Борисом Алексеевичем Воробьевым.
Сегодня о нем напоминают площадь в Торжке, электропоезд в Твери, названный его именем. Ежегодно на родине Героя России в подмосковном Фрязеве проходит молодежный турнир по греко-римской борьбе. Соревнования каждый год собирают в стенах школы, где он учился, названной его именем, не только спортсменов, но и его боевых друзей, однополчан. Аналогичный турнир по дзюдо ежегодно проводится и в Торжке. На центральной площади Ногинска открыт пилон, увековечивающий память славного сына России. Аналогичный памятник герою открыт и в Торжке. Жителям военного городка на улице Авиационной, который построен благодаря усилиям генерала Бориса Воробьева, о нем напоминает мемориальная доска на доме, в котором он жил.
На могиле Героя России генерал-майора Бориса Воробьева в Торжке стоит памятник, на котором выбито лишь несколько слов: «Люблю вас - живите! Вам верю - летайте!»
От редакции. Как сообщил «Красной звезде» помощник главнокомандующего ВВС по информационному обеспечению подполковник Владимир Дрик, в первых числах февраля на базе Торжокского авиационного центра пройдет открытый турнир по дзюдо памяти заслуженного военного летчика Героя России генерал-майора Бориса Воробьева. В соревновании примут участие юноши и девушки 1995-1998 годов рождения. В старинный Торжок приедут команды из Тверской области, Санкт-Петербурга, подмосковных Видного, Лобни, Волоколамска и Клина.