на главную страницу

31 Января 2009 года

Страна и мир

Суббота

Жизнь – не игра. И не викторина

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Порассуждать сегодня можно о многом... Однако мировой финансовый кризис и связанный с ним саммит в Давосе - тема «долгоиграющая»; избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси - дай ему Бог долголетия и больших успехов в деле служения Православной Церкви и России - относится к теме вечного...

     Лично меня на уходящей неделе буквально потрясло выступление Президента РФ Дмитрия Медведева, точнее, заключительное слово на заседании Российского организационного комитета «Победа», та его часть, где Дмитрий Анатольевич привел примеры вопросов и варианты ответов Единого государственного экзамена по истории.
     Вопрос первый: «Какие изменения произошли в Красной Армии в ходе войны?» Варианты ответов: «Были введены погоны; была введена должность полкового священника; была создана специальная служба для выкупа пленных у противника». Вопрос второй: «Что является следствием коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?» Варианты ответов: «Выход Японии из войны; переход стратегической инициативы к Красной Армии; распад антигитлеровской коалиции...»
     А далее напрямую цитирую президента: «Последнее - «Расстрел всех немецких солдат, находящихся в советском плену». Что это?! Чудовищно! Если мы дальше будем по таким учебникам и по таким тестам готовить наших школьников, вы представляете, какие у них знания будут о периоде Великой Отечественной войны? В таких вопросах, к сожалению, проявляется не только неуважение к нашей истории, но, если хотите, известная доля провокации...»
     Вот так. Добавить к сказанному нечего.
     Все мы некогда сдавали экзамены, и, наверное, подавляющему большинству из нас мудрые профессора или многоопытные учителя говорили, что сверхзадача здесь - во-первых, увидеть, как обучаемый понимает предмет, и, во-вторых, понять, как он может мыслить и излагать свои мысли. Мол, вызубрить можно что угодно, но вы поймите, к чему все это нужно и почему оно так, и донесите свое понимание до собеседника.
     В каждом из «чудовищных», по словам Дмитрия Медведева, вариантов есть один правильный ответ. Естественно, элементарный. Но если бы, извините, «в наши времена» на вопрос об изменениях в Красной Армии «в ходе войны» (неужели за эти четыре года более ничего не менялось?!) курсант военного училища четко доложил, что «были введены погоны», и замолчал, то его бы с треском из аудитории выставили, а потом еще долго вспоминали подобный уровень «исторических познаний».
     Однако сейчас пресловутый ЕГЭ превратил истинную проверку знаний в некое подобие викторины. Ответить на ее вопросы можно, либо зная, либо вызубрив, либо угадав - если повезет. О каком же реальном знании и понимании истории - то есть нашего прошлого, той науки, которую мудрые люди именуют «предвидением наоборот», - теперь можно рассуждать?
     Игра почему-то неотвратимо входит в нашу жизнь. Лотереи, «однорукие бандиты», казино - и вот теперь даже экзамены в той же игровой форме. Да, очевидно, увлекает. Но есть ли от того действительная польза? Если раньше призыв, прозвучавший в «мультяшной» песенке, «Надо жить играючи!» вызывал улыбку, то теперь он стал вызывать тревогу. Есть ведь та опасная грань, за которую даже в игре переходить нельзя - все-таки законы и правила разные. Когда же вообще игра заменяет дело, то, как говорится, пиши пропало!
     Кстати, мне самому не раз приходилось готовить и проводить разного рода викторины на историческую тему. Интересно, увлекательно, особенно поначалу. Вот только потом вопросы исчерпываются и приходится «поднимать планку». А можно, наверное, и опускать... У «викторины» ЕГЭ есть точно такая же опасность, что ни к чему хорошему привести не может, - уровень знаний станет еще более «проблематичным».
     Президент России увидел симптомы этой опасности, проявившиеся в откровенном «неуважении к нашей истории», и, повторю, назвал их «чудовищными». Однако только лишь «улучшением» вопросов для ЕГЭ положение дел не исправишь. Хватит «играть»! Викторина хороша на газетных страницах, но не как главный показатель уровня знания, понимания и мышления людей, вступающих в самостоятельную жизнь.
     ...Сейчас я вспомнил, что очень давно не слышал столь популярного некогда латинского определения: «homo sapiens» - «человек разумный». Да и фраза, которую с гордостью повторяли молодые интеллектуалы: «Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую», тоже как-то осталась в прошлом... Теперь в ходу другое - навязчиво повторяемый рекламный призыв: «Играйте и выигрывайте!» Не думайте, не работайте, не созидайте - играйте. Авось, и выиграете...
     Однако за этим ли сомнительным «выигрышем» приходит в этот мир человек, сотворенный, как считает Церковь, по образу и подобию Божию? Тот самый «homo sapiens», в конце-то концов?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex