на главную страницу

3 Февраля 2009 года

Армия и общество

Вторник

Без права на ошибку

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда». Фото автора и Юрия ШИПИЛОВА.
Материал подготовлен при содействии начальника службы - помощника командующего войсками КСпН по информационному обеспечению подполковника Дмитрия ЗЕНИНА.



Поднимая машину в воздух, летчик авиации ПВО несет огромную ответственность за каждое решение и действие при выполнении боевой задачи. Его назначение - не допустить нарушений воздушного пространства в зоне ответственности и при необходимости отразить воздушное нападение на передовых рубежах. Те, кто сегодня отвечают за безопасность полетов авиации противовоздушной обороны Командования специального назначения (ПВО КСпН), не понаслышке знают цену такой ответственности. Более пяти лет службу безопасности полетов возглавляет опытный летчик-истребитель полковник Владимир СЕНЦОВ. На его счету шесть освоенных типов самолетов, 33 года летной работы и более 100 боевых вылетов из дежурного звена.

     
Счет – на минуты

     Окончив Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны, лейтенант Сенцов сразу попал в 10-ю отдельную армию ПВО. В зоне ответственности армии находилась практически вся северная территория Советского Союза. Тогда самолеты вероятного противника постоянно находились вдоль госграницы. Проверяли готовность и действия наших летчиков противовоздушной обороны, нередко предпринимая попытки нарушения границ воздушного пространства.
     - Чтобы не допустить нарушения, в воздух поднимали самолеты из дежурного звена. Напряженность была такая, что за одно дежурство мы выполняли по два-три вылета, - вспоминает полковник Сенцов.
     Налет опытного летчика в ходе боевого дежурства иной раз превышал налет в ходе плановых учебных полетов. В дежурное звено чаще всего назначали летчиков из числа наиболее подготовленных, поэтому реагировали моментально. За счет подготовки самолета и слаженности работы экипажа время вылета дежурного звена сокращалось вдвое.
     - У нас была единая команда. Благодаря совместным действиям с инженерно-техническим составом, 5-6 минут - и мы уже были в воздухе, - заметил полковник Сенцов. - Поэтому нас и боялись. Только по сопровождению самолетов у меня было более 16 вылетов.
     В один из таких «рядовых» вылетов в составе дежурного звена произошло событие, за которое летчик-истребитель Владимир Сенцов был награжден медалью «За боевые заслуги».
     Маршрут самолета-разведчика SP-71 в то время проходил на границах ответственности армии ПВО. Он взлетал из Норвегии или Великобритании, проходил по нейтральным водам, доходил до Новой Земли, делал петлю и возвращался с посадкой в Норвегии. Самолеты Миг-25 из дежурного звена выводили в район вероятного прохождения этой цели - в готовности в любой момент перехватить разведчика в случае нарушения.
     - Объект слишком близко подошел к границе, - вспоминает полковник Владимир Сенцов. - Поэтому мы экстренно были подняты в воздух и вынудили его не нарушать воздушную границу.
     
Спасительный МиГ

     Первые командные должности по руководящей линии пришлись на начало 1990-х - нелегкое для всей военной авиации время. Окончив Военно-командную академию ПВО в Калинине (Тверь), подполковник Сенцов был назначен командиром эскадрильи в Маршанский истребительный авиационный полк, тогда Московского округа ПВО, на МиГ-31. В то время шло значительное сокращение авиационных частей.
     - Зона ответственности увеличивалась, а задач не становилось меньше, - рассказывает заслуженный военный летчик Владимир Сенцов. - И тут, я считаю, конкретно нашему полку повезло.
     Как раз на тот период пришлось переучивание экипажей истребительного полка. Поставки новой авиатехники были уже спланированы. И в 1991-1992 годах полк получил новые МиГ-31.
     - Поэтому проблем с ресурсом техники не было - налет на экипаж составлял по 100-150 часов, - вспоминает летчик.
     В ходе одной из проверок тогда еще Главной военной инспекцией эскадрилья под командованием подполковника Сенцова подтвердила высокий уровень боевой подготовки. Отряд во главе с ведущим МиГ-31 комэска Сенцова выполнил вылет на полигон. Отработали успешно - цель была поражена с первой атаки. Тогда командир эскадрильи подполковник Владимир Сенцов был награжден второй наградой - медалью Нестерова.
     
Связанные одной целью

     Уже на протяжении пяти лет летчик-истребитель полковник Владимир Сенцов возглавляет службу безопасности полетов Командования специального назначения. По его словам, за это время летная работа получила новый импульс развития. Благодаря действиям командования войск КСпН и главного командования ВВС за последние два года значительно увеличилось количество полетов летчиков, в том числе и тренировочных, поскольку керосин идет по количеству запрашиваемого. Но и учеба не может быть без ошибок.
     - При возросшем налете нельзя избежать и относительного роста динамики нарушений, и нештатных ситуаций в воздухе, - заметил начальник службы безопасности полетов КСпН. - Благо, что техника, стоящая на вооружении, и уровень подготовки летного состава сегодня позволяют решать поставленные задачи.
     По его словам, охранять воздушное пространство над Москвой - это не только честь и гордость для каждого летчика, но и колоссальная ответственность. И несмотря на то, что уже существуют самолеты пятого поколения, МиГ-31, МиГ-29 и Су-27 на вооружении авиации ПВО вкупе с мастерством летного состава отвечают современным угрозам и требованиям.
     - Интенсивность воздушного движения в Центральном промышленном районе серьезно возросла в основном за счет коммерческих пассажирских перевозок, - объясняет полковник Сенцов. - Соответственно и число различного рода нарушений за последние три года увеличилось в разы, и тенденция при этом не меняется.
     В таких ситуациях в системе противовоздушной обороны задействуется, в том числе, и авиация ПВО. Приводятся в готовность и поднимаются в воздух самолеты на случай нарушения в зоне ответственности КСпН. И не имеет значения - малая ли авиация допускает нарушения или пассажирские самолеты, летящие без опознавания.
     - Система противовоздушной обороны - это единое целое, где каждый выполняет свою задачу, - говорит полковник Сенцов. - Для авиации ПВО - это прежде всего не допустить нарушения воздушной границы и при необходимости отразить воздушное нападение на передовых рубежах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex