на главную страницу

3 Февраля 2009 года

Культура

Вторник

ТАЙНЫ ПОДВОДНЫХ ОРБИТ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



«Подводный флот от Сталина до Путина». Так называется новое научно-популярное издание, которое рассказывает о рождении и становлении российского атомного флота. Авторы этого труда, изданного в двух томах при содействии префектуры Южного административного округа Москвы, – контр-адмирал в отставке Георгий Костев и его сын капитан 1 ранга в запасе Игорь Костев.
   В предисловии к первому тому Юрий Буланов, префект Южного административного округа, отмечает: «Авторы, прошедшие служебный путь на подводных лодках от лейтенанта до заместителя командира дивизии, а затем службу в Главном штабе ВМФ, являются непосредственными участниками создания послевоенного Военно-морского флота страны.
   В книге впервые в открытой печати изложены события и факты строительства, развития и использования подводных сил нашего Отечества...»

     
Адмиралу – от юнги

     Георгий Георгиевич был непосредственным участником и очевидцем многих событий, происходивших после войны в советском ВМФ. Сейчас на счету Костева более 230 работ о флоте. Среди них фундаментальная военно-историческая монография «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения». В 1999 году книга вызвала такой читательский интерес, что уже через год была переиздана под названием «ВМФ страны в последние полвека». Но именно в тот год произошли трагические события с АПЛ «Курск», анализ которых стал принципиальным дополнением вышедшей третьим изданием монографии - «ВМФ Советского Союза и России. 1945-2000».
     Третье издание было отмечено наградами - 9 декабря 2004 г.
     Г.Г. Костев получил медаль «Лучшие книги и издательства» из рук главы Русского биографического института Сергея Рыбаса, а комиссия по премиям Академии военных наук присудила ему премию им. А.А. Свечина. В свою очередь правление Ассоциации книгоиздателей наградило Костева дипломом лауреата конкурса «Лучшие книги 2004 года».
     В развитие этой уникальной работы Георгий Георгиевич издает книгу «Неизвестный флот». В нее включены остросюжетные истории о происходивших на флоте чрезвычайных происшествиях, ранее не известных широкой общественности. Интересны и примеры, раскрывающие роль личности в истории флота.
     Костев - один из авторов сборника исторических очерков «Москва и судьбы Российского флота». Его статьи, очерки, рассказы затрагивают многие вопросы истории создания, становления и развития ВМФ и, в частности, подводного флота России. Вот заголовки лишь некоторых из них. «Подводная война и атомные подводные лодки», «Зачем Российскому флоту Средиземное море?», «Проблема стареющих подводных лодок России (или ядерная безопасность при утилизации АПЛ)», «История и перспективы Морских стратегических сил России», «Задачи советского ВМФ в годы «холодной войны» и с ее окончанием», «Что делать с российским атомным флотом». Большой интерес вызывает и серия статей «О морской стратегии России».
     В Центральном московском архиве создан фонд Г.Г. Костева, в котором хранятся собранные им документы, материалы, фотографии. Это поистине уникальное наследие с конкретной информацией о множестве фактов, событий, произошедших в отечественном ВМФ.
     Александр Солженицын назвал Георгия Георгиевича «историком русского флота», Валентин Пикуль с почтением подписал для него свою книгу: «Адмиралу Костеву от юнги Пикуля».
     Сын Георгия Георгиевича и соавтор нового издания - выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. После службы на командных должностях в подводном флоте Игорь Костев был назначен начальником группы по ликвидации и утилизации вооружения и военной техники ВМФ в 17-м управлении Минобороны РФ, а с 1995 по 2000 г. был старшим уполномоченным Постоянной комиссии приемки кораблей ВМФ. После увольнения в запас Игорь Георгиевич продолжил сотрудничество с одним из крупнейших судостроительных предприятий страны - Адмиралтейскими верфями...
     
Как все начиналось

     Сегодня Георгий Георгиевич Костев - кандидат военно-морских наук, профессор. Отсчет его флотского стажа начался в 1944 году, когда он поступил в только что созданное Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ). Вместе с однокурсниками курсант Костев участвовал в обеспечении боевых действий на Карельском перешейке, нес с пограничниками патрульную службу на побережье Финского залива, помогал трофейным командам на «линии Маннергейма», участвовал в очищении прибрежных лесов от вооруженных бандитов, оставшихся за линией фронта, вел наблюдение за горизонтом на случай предполагаемой высадки немецкого десанта на Карельский перешеек, помогал саперам уничтожать мины.
     В феврале 1945 года, уже после выхода из войны Финляндии, состоялась незабываемая и яркая встреча Георгия с адмиралом И.С. Исаковым, посетившим ЛВМПУ. Эта беседа, а затем книга адмирала «Военно-морской флот в Великой Отечественной войне» помогли Г. Костеву определить свою судьбу - служить только на подводных лодках.
     Осуществилась мечта в 1950 году. Он окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и в звании лейтенанта был назначен штурманом на подводную лодку в Кронштадт. Два года интенсивного плавания на Балтийском море пролетели незаметно. В аттестации Костева назвали лучшим штурманом соединения.
     В 1952-1953 годах Костев учился на Высших специальных классах офицерского состава подводного плавания и противолодочной обороны ВМС в Ленинграде по специальности «Командное отделение». Окончив классы, Георгий Георгиевич вплоть до 1959 г. служил на дизельных подлодках С-85, С-219 в должностях помощника командира на Балтийском, старшего помощника на Черноморском и командира на Тихоокеанском флотах.
     
Командирский рубеж

     Будучи уже командиром лодки, Костев совершил более 10 дальних походов, прошел по Мариинской системе, Северному морскому пути.
     В 1959 году за успехи в боевой подготовке экипажу ПЛ С-219 во главе с Георгием Костевым было вручено переходящее Красное знамя Камчатского обкома КПСС.
     С августа 1959 г. по июль 1962 г. он - слушатель Военно-морской академии в Ленинграде. В 1962 г. после окончания академии Георгия Георгиевича назначают командиром К-50 - одной из первых в Советском Союзе атомных подводных лодок. Началась служба на атомоходах. В 1964 г. командир АПЛ К-50 капитан 2 ранга Г.Г. Костев выполнил два похода.
     В июне 1965 г. АПЛ К-50 вышла на учение «Печора» - крупнейшее в истории Северного флота. Была получена задача обнаружить в Северной Атлантике «авианосец противника» (его обозначал один из крейсеров СФ с двумя эсминцами). С обнаружением следовать за ним не отставая и давать его координаты для ударных сил флота. Разыгрался шторм. Сверху постоянно висели реальные натовские разведсамолеты. Но несмотря на это, главным было не упустить «противника». Несколько суток К-50 шла под водой со скоростью 28-30 узлов, подвсплывая для донесений. По данным К-50, силы флота задачу выполнили, «противник» был уничтожен.
     После этого похода командир К-50 капитан 1 ранга Костев был удостоен чести в День ВМФ (25 июля 1965 г.) быть приглашенным в штаб флота по случаю вручения Северному флоту ордена Красного Знамени. Ему поручили выступить на торжествах сразу же после речи командующего флотом. Это была высокая оценка действий экипажа К-50 со стороны командования.
     Были и другие походы, когда К-50 оправдывала доверие командования. В одном из них Костеву пришлось принять рискованное решение - прорвать рубеж «противника» на самом полном ходу с риском быть обнаруженным. Но точный расчет командира позволил решить задачу, и К-50 тогда получила высокую оценку...
     
После К-50

     Следующей ступенькой в служебной карьере Георгия Георгиевича стала должность заместителя командира дивизии в своем же соединении. Тогда ему довелось не раз выходить в дальние продолжительные походы старшим на борту атомных подводных лодок К-3, К-8, К-133 и других.
     В 1966 г. с должности заместителя командира дивизии АПЛ Северного флота он был переведен в Москву, в Главный штаб ВМФ, где служил в оперативном управлении. В штабе Георгию Георгиевичу поручили курировать регион Средиземноморья. Туда как раз вошли американские ПЛ. ВМФ СССР пришлось в ответ начинать активную противолодочную деятельность. Потом по региону прокатилась череда арабо-израильских войн.
     В период обострения арабо-израильских отношений в 1967 г. в соответствии с решением начальника Главного штаба ВМФ Костев, как один из наиболее подготовленных офицеров, возглавил группу по проблемам боевой службы. Он лично занимался подготовкой и организацией эскадры ВМФ в Средиземном море, непосредственно участвовал в управлении силами советского ВМФ и в организации их взаимодействия в этом регионе с ВМС арабских государств. В августе 1968 г. Костев был назначен заместителем начальника Южного направления оперативного управления ГШ ВМФ. С того времени он готовил материалы по анализу и использованию сил на Средиземном море.
     В 1970 г. Костева перевели на службу в Военно-политическую академию им В.И. Ленина. В академии он, как начальник кафедры оперативно-тактической подготовки ВМФ, продолжал заниматься научной работой и в январе 1974 г. защитил диссертацию на оперативно-тактическую тему.
     Как ученый и опытный методист, он привлекался на учения флотов стран Варшавского договора с целью внедрения в практику действий сил современных теоретических положений оперативного искусства ВМФ. Его научные труды издавались на многих языках за рубежом.
     
Ударная мощь

     Приведу несколько цитат из книги «Подводный флот от Сталина до Путина», в которой дается анализ состояния подводных сил нашего Отечества именно в тот период: «В советском флоте разрабатывалась не только теория по уничтожению наземных объектов противника, но были и другие направления развития оперативного искусства ВМФ. Пожалуй, за всю историю отечественного ВМФ не найти более масштабных концепций, подобных тем, что существовали в 70-80-е годы ХХ века по решению глобальных задач советским Военно-морским флотом с ярко выраженным наступательным характером. К ним можно отнести теорию морских операций по уничтожению ракетных подводных лодок противника, авианосных группировок противника и уничтожению сил противолодочной войны».
     «Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, - важнейшее стратегическое средство нападения в современной войне. Они составляют основу стратегических подводных ракетно-ядерных систем США и НАТО. И совершенно очевидно, что уничтожение этих систем коренным образом может повлиять на исход вооруженной борьбы в целом, то есть имеет стратегическое значение. Поэтому в советский послевоенный период задача борьбы с ракетными подводными лодками противника и стала главной задачей Военно-морского флота СССР.
     Атомные ракетные подводные лодки западных государств к 1980 г. имели на борту более 500 ядерных боеголовок, были развернуты вокруг Евразии и нацелены на важные объекты Советского Союза. Их ударная мощь постоянно наращивалась созданием новых систем. Например, новейшая по тем временам подводная ракетно-ядерная система «Трайдент», как считали американские специалисты, значительно увеличила патрулируемую площадь Мирового океана...»
     «...Командования ВМС США и НАТО считали решение проблемы борьбы с советскими подводными лодками одним из основных условий господства на море. По их мнению, такая борьба предусматривала уничтожение наших подводных лодок в базах, на маршрутах перехода, в районах боевых действий, а также при непосредственном противолодочном охранении боевых кораблей и конвоев. Все это вероятный противник СССР объединил понятием «противолодочная война», которую он подразделяет на тактическую и стратегическую. Первая включала действия, направленные против подводных лодок, угрожающих боевым надводным кораблям и транспортам. Такие действия имели целью поиск и уничтожение подводных лодок в районах маневрирования оперативных соединений и перехода конвоев. Противолодочные силы прикрывали объекты, поэтому сами действия называли еще объектовой обороной. Оборона обеспечивалась противолодочной авиацией с авианосцев, а также противолодочными надводными кораблями и подводными лодками, действующими в составе охранения соединений и конвоев...»
     В завершение приведу еще одну цитату из предисловия к новому изданию Юрия Буланова - префекта Южного административного округа: «Можно утверждать, что выход в свет книги о подводном флоте нашего Отечества... явится исключительно важным и своевременным актом на современном этапе становления российской государственности после распада СССР.
     Смею предположить, что данный труд будет способствовать возрождению морской мощи России и вызовет особый интерес у широкого круга читателей к нашему подводному флоту».
     И с этими словами нельзя не согласиться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex