на главную страницу

4 Февраля 2009 года

Армия и общество

Среда

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ

На вопросы «Красной звезды» отвечает глава администрации Тамбовской области, доктор экономических наук Олег БЕТИН

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».




     - Олег Иванович, хотелось бы начать наш разговор с вашего любимого изречения: «Жизнь богаче наших представлений о ней». Мысль, прямо сказать, изумительная...
     - Кажется, Резерфорд сказал, что атом так же бесконечен, как окружающий нас мир. Вот вам начальная точка для самых пространных размышлений на эту тему. Чем больше человек познает окружающую среду, тем глубже он понимает ничтожность своих представлений о материи. Об этом говорил Владимир Иванович Вернадский, наш земляк. И ведь в самом деле, как мало знаем мы о природе, да и о себе. Насколько, простите, убоги наши представления о материальном мире. Бесконечность материи, ее многообразие, неспособность человека по-настоящему осознать все эти величины и все эти формы – разве это не интересная тема? Вот едешь за городом и поражаешься зимней красотой. Кто ее создал? Ответы разные. Одни полагают, что все давным-давно ясно, спорить не о чем. А другие тихо сомневаются и продолжают думать о первопричинах. И чем больше думают, тем интереснее им жить, тем богаче представляется им жизнь во всех ее формах – ведомых и пока неведомых.
     - Ваш родной город, бесспорно, являет собой яркий символ российский провинции. Его чаще других упоминают в самых разных обстоятельствах, начиная со строки Лермонтова о «значке на карте генеральной» и заканчивая знаменитым тамбовским волком. Существует также некий фамильный ряд, которым очень гордятся горожане: Державин, Рахманинов, Чичерин, Вернадский...
     - Лермонтов, по-моему, Тамбов не очень жаловал. Был ли он тут вообще? Наверное, нет. А «Тамбовскую казначейшу» написал по рассказам. Но дело не в том, посещал он наш город или не посещал. Лермонтов – великий русский поэт. Его любит Россия, его любит Тамбов. В городе есть памятник поэту, есть улица, названная в его честь.
     Названные вами имена, безусловно, составляют гордость города, региона в целом. Но я вот о чем хотел бы сказать. О государственной политике России тех времен. В Тамбовскую губернию (как и в любую другую) из столиц приезжали на государственную службу люди определенного звания, положения, культурного уровня. Приезжали не одни, а с семьями. Соответственно привозили с собой какой-то уровень культуры, образования. Это было очень важно для провинции. Здесь, на берегах Цны, Вороны, поселялись представители русского дворянства, офицерства, семьи ученых, просветителей и т.д. Вот что было очень существенно для культурного развития губернии.
     У Вернадского есть такая интересная мысль. В определенные переломные периоды в определенных местах рождаются гении. Заметьте, не везде, а в определенных местах. Так вот, больше всего таких мест в России. Тамбовщина – одно из таких мест. Кстати, Вернадский в течение двенадцати лет трудился здесь. Мичурин прославил наш край своими трудами. Рахманинов! Его высоко ценил весь мир. А в родном Отечестве плохо знали до некоторого времени.
     Что я вообще хочу по данному поводу сказать? Я хочу сказать, что Тамбов еще прославит Россию. Я в этом не сомневаюсь.
     - Тамбов, как известно, возник в череде селений-крепостей, построенных в ХVII веке. В общем, город оборонного значения. В нем всегда было много военных. В советское время целых три военных училища обеспечивали местных красавиц завидными женихами и перспективами кочевой жизни. На южной окраине дислоцировалась славная 267-я мотострелковая дивизия, дав неофициальное, но прочное название целому району – Пехотка. Сейчас людей в погонах на порядок меньше, но ощущение такое, что они никуда не делись и теперь во многих других местах подают пример надежности и организаторской хватки. Вы согласны с этим?
     - Люди с внутренним стержнем, самодисциплиной, самоорганизацией, с добротным практическим умом – такие везде нужны, они во всяком деле находят себе применение. Существуют трезвые головы, способные принимать рациональные решения в непростых обстоятельствах. Ведь каких-то чистых схем управления не существует. Необходимо оценивать конкретную обстановку и принимать верные решения.
     Да, вы правы, в Тамбове много бывших военных. И среди них немало способных организаторов. Или, как вы заметили, людей с организаторской хваткой. Их много и у нас, в областной администрации. «Милитаризация» тамбовской власти, прямо скажем, наивысшая. Если в нашем учреждении всем бывшим военным надеть форму, от них некуда будет спрятаться. Ну а если говорить серьезно, то среди тамбовских отставников очень много людей дела. Встречаются, правда, и малополезные люди, не желающие поработать над собой, получить ценную профессию, переучиться. Приходит и говорит: у меня высшее образование, я преподавал в военном вузе. Ему в ответ: ну и что? Нам преподаватели не нужны, нам нужны специалисты такого-то профиля...
     Что же касается оборонного значения Тамбова, то оно без всякого преувеличения огромно. Город-то действительно строился как одна из крепостей на периферии тогдашней России. И вся последующая его история была свидетельством того, что здесь был один из тыловых опорных пунктов державы. Тамбов, если оглянуться назад, представлял мощную кузницу офицерских кадров. А сколько во время войны здесь было госпиталей! Сотни тысяч раненых солдат и офицеров проходили реабилитацию, поднимались на ноги и возвращались в строй. Под Сталинград-то отсюда шли батальоны. И с марша их бросали останавливать танки. Почти все погибли. 90 процентов. Вот вам и тыл!
     Сколько эвакуированных детей прокормила и вырастила Тамбовщина! Эти дети, между прочим, многому здесь научились. Они познали цену тяжелому крестьянскому труду. Они жили в больших семьях, и их никто не обделял куском хлеба. Они, как все другие члены семьи, хлебали горячий суп из общей большой миски, ощущая себя равными среди равных.
     - Немало офицеров, когда-то посланных отсюда в дальние гарнизоны, возвратились в свои забронированные квартиры. Но есть еще и такие, которые в Тамбове никогда не жили, но, завершая службу, склонны сделать свой выбор в пользу него. Как к этому относится город?
     - Хорошо относится. В Тамбове военных любят, это правда. Да и как не любить, если в каждой третьей семье есть кто-нибудь из профессиональных военных – отец, сын, брат, сват...
     - Вы знаете, мне часто кажется, что Тамбов – город на перекрестке эпох. В подтверждение этого я даже иллюстрацию подобрал: в одну линию выстроились памятник Ленину, купола храма Казанской Божией Матери и здание ВТБ. Правда, тут присутствует небольшой оптический обман. Но уж больно символ соблазнительный – скрещение эпох...
     - Абсолютно ничего плохого в этом символе нет. В Париже по-своему чтут Наполеона, сохраняя памятники ему там, где стоят другие памятники – его историческим противникам. Все, что создано людьми, есть наша национальная история. Человек может поклониться вождю, если считает нужным. Этот же человек может пойти в храм, если у него есть такая потребность. А потом зайти по делам в коммерческий банк. Никакого противоречия во всем этом нет. Зато есть мудрость народа. Нам ничего не надо разрушать. «Или – или», хочу это подчеркнуть, дурная постановка вопроса.
     Вот я хочу вас спросить: кто у нас больше всего пострадал? И отвечу: русский мужик. Ему, русскому мужику, надо поставить главный памятник. И мы поставили. Причем в самом красивом месте – на набережной. Стоит этот мужик босой, на черноземе, оружие растоптал, рубаху распахнул, смотрит на храм и плуг из рук не выпускает. Вот вам символ: человек, прошедший все, но не озлобившийся и продолжающий пахать и кормить других. Как же не уважать такого мужика! А ведь собери сейчас здесь высоколобых деятелей искусства, покажи им этого мужика – и они могут его забраковать. Я не исключаю. А мы браковать не будем, он нам нравится.
     - «Красивые места населены красивыми людьми», – написал когда-то ректор Тамбовского института культуры Валентин Баранов. Фраза не могла не врезаться в память местной общественности. Хорошая фраза, емкая. В погожие летние вечера тротуары в центре, вымощенные добротной плиткой, становятся подиумами, на которых длинноногие красавицы совершенно бесплатно демонстрируют последние моды...
     - Красивые тамбовские девушки – это совершенно справедливо. Порода. И красота города – это тоже справедливо. Красота своеобразная, присущая только этим местам. Когда российские чиновники пытались «совершенствовать» ее по своему разумению, у них, естественно, ничего не получалось. И не могло получиться. Почему? А потому, что истинная культура не может возникнуть из ничего, на пустом месте. Надо сохранить самобытность города, тогда он сохранит и свою настоящую красоту.
     - В последние годы в городе появилась череда так называемых «элитных» жилых домов, на которые небогатая местная публика блаженно заглядывается, как на неосуществимую мечту. С наступлением темноты становится ясно, что многие квартиры, обретя хозяев, не обрели жильцов. Ситуация знакомая, в Москве она еще нагляднее. Что все-таки происходит с этим нашим «доступным жильем»?
     - Сложная тема. Спроса нет настоящего. Не каждый может заработать на те квадратные метры, которые выставляются на продажу. А кто-то не готов к этому морально, психологически. Жить красиво не прочь, а приложить к этому все силы не хочет. Получается, как в том рекламном ролике про двух рыбаков: и рыбка, дескать, клюет, и денежки идут. Сказывается инерция прошлых понятий, когда все на себя брало государство.
     Но дело, конечно, не только в нежелании много работать ради обретения благоустроенной квартиры. Кому-то выполнить такую задачу просто не под силу. Отсюда вытекает задача государственного масштаба: надо строить больше социального жилья. И мы такую цель перед собой ставим.
     - Давайте перейдем от жилья к хлебу насущному. Или, если выражаться языком стратегов, к продовольственной безопасности региона. Скажите, пожалуйста, в чрезвычайной ситуации губерния способна себя прокормить, хотя бы по минимуму – жареной картошкой с огурцами?
     - Губерния запросто прокормит не только себя, но и еще другие губернии. Она способна прокормить нашу армию. Вот смотрите, мы в прошлом году собрали 3 миллиона тонн зерна. А нам для продовольственного обеспечения населения города и области достаточно 60 тысяч тонн. Ну максимум 100 тысяч. Спрашивается, куда остальное девать? У нас в полном достатке картофеля, подсолнечного масла, других культур. Мы не только проживем, но и имеем возможность зарабатывать на производстве сельскохозяйственной продукции, поставлять ее в Европу. Однако для реализации этих возможностей нужна соответствующая государственная политика. Политика обеспечения продовольственной безопасности страны.
     - К числу факторов качества жизни, как известно, относится и здоровая окружающая среда. Тамбов находится в сравнительно неплохих экологических условиях по сравнению с некоторыми российскими центрами индустрии и мегаполисами. Тем не менее охрана природы остается и для тамбовских властей важнейшей точкой приложения сил и ума. Как вы оцениваете эту сферу деятельности администрации?
     - Это одна из проблем, так скажем. Тут и промышленные предприятия, которым куда-то надо девать отходы. Тут и комплекс ЖКХ, для которого требуются мощные очистительные системы. И перерабатывающие предприятия, например сахарный завод. Много работы. И мы, поверьте, всем этим занимаемся.
     Но это также и проблема нашей общей культуры. Культуры взаимоотношений с природой. К примеру, едет за город, на водоем, семья. Внешне приличная, обеспеченная. Отдыхает, пользуется тем, что нам даровано. А потом оставляет отходы своего отдыха. Смотришь на места купания, и душа разрывается: пустые банки, бутылки, пакеты и т.д. Словом, наше агрессивное бескультурье. А во что мы превращаем лес!
     В общем, тут нам расти и расти, накапливая в себе понимание того, что никто, кроме нас самих, нашу окружающую среду на сбережет. Драконовские меры? Это не те методы. Хотя, конечно, без каких-то санкций не обойтись.
     - В заключение позвольте полюбопытствовать о теме вашей докторской диссертации. Насколько близка она к вашей работе на посту губернатора?
     - Это вообще суть моей работы – управление межбюджетными отношениями. Так что мне на практике, каждый день приходится претворять в жизнь основы теории, которые я отстаивал при защите диссертации.
     - Большое спасибо, Олег Иванович, за эту беседу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex