на главную страницу

4 Февраля 2009 года

История Отечества

Среда

ОН ОСТАНОВИЛ ПАУЛЮСА

Беседовала Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко - из плеяды полководцев Великой Отечественной войны. Он командовал войсками, которые участвовали в крупнейших оборонительных и наступательных операциях. Его полководческий талант проявился в Сталинградской битве, завершившейся 2 февраля 1943 года разгромом крупнейшей группировки гитлеровцев. Накануне этой даты, которую отмечают ныне как День воинской славы России, дочь маршала Татьяна Андреевна дала интервью «Красной звезде», поведав о некоторых малоизвестных фактах из жизни маршала.


     - Татьяна Андреевна, в семье часто вспоминали о войне?
     - Сам отец мало о чем говорил. Он больше занимался систематизацией своих воспоминаний: писал мемуары. Но я помню с детских лет, что Сталинградская битва, как главная тема военной жизни отца, как бы постоянно присутствовала у нас дома, создавая при этом особую, не передаваемую словами атмосферу. Потом, спустя годы, я прикоснулась к архивам отца, которые мама, спасибо ей, бережно хранила на протяжении многих лет, и поразилась необъятности его дел.
     Еще в 1943 году отец по горячим следам написал первый вариант воспоминаний о Сталинградской битве. Основным подспорьем в работе стали фронтовые дневники, которые он вел длительное время, начиная с 1930-х годов, хотя в военное время это было запрещено. Он хотел сохранить для людей память о войне и поэтому смело и откровенно разговаривал на страницах дневников и с самим собой, и с нами, потомками, о том, что его волновало. В этих дневниковых записях есть все: и личные наблюдения, и анализ своих действий как военачальника, и восхищение мужеством советских воинов, и откровенные оценки знаковых политических и военных фигур.
     - По прошествии 60 лет после Победы интерес к Сталинграду, Сталинградской битве, предопределившей исход Второй мировой войны, не угасает.
     - Вы правы. Подтверждаются пророческие слова отца по этому поводу: «Мне думается, что чем дальше в историю будут уходить дни и ночи Сталинградской эпопеи, тем отчетливее будет проявляться в сознании людей ее величие».
     - Почему при подборе командующего на Сталинградском направлении выбор Сталина пал именно на вашего отца?
     -С февраля 1942 года отец находился на излечении в госпитале после ранения. При проведении Торопецко-Холмской и Вележской наступательных операций он получил тяжелейшее ранение. Еще 23 дня, лежа с ногой, закованной в гипс, продолжал руководить 4-й Ударной армией. Многие тогда посчитали, что Андрей Иванович отвоевался. Но он, находясь в госпитале, упорно учился ходить - сначала на костылях, потом с палкой. При этом, по словам очевидцев, отец, отслеживая события на фронтах, многократно высказывал уверенность, что получит назначение именно на Сталинградское направление, где завязывался, по существу, гордиев узел не только Великой Отечественной, но всей Второй мировой войны.
     - А как вы полагаете, откуда у него была такая уверенность?
     - Действительно, почему выбор пал на него? Ведь было уже немало других, показавших себя в боях авторитетных военачальников. Но вопрос решился однозначным решением Сталина.
     У Сталина еще до войны сложилось положительное и, даже можно сказать, особое мнение о моем отце. Возможно, сыграли роль командно-штабные учения, проведенные в январе 1941 года под руководством наркома обороны СССР Тимошенко и непосредственным контролем самого Сталина.
     Кстати, отец и в своих книгах, и в дневнике подробно рассказывает о военном совете по итогам тех учений: «После подведения итогов и постановки задач на новый учебный год нарком тов. Тимошенко провел большое совещание, на котором отрабатывались оперативно-стратегические вопросы в разрезе армейских и фронтовых операций. Параллельно с проводимым совещанием каждый день с 19 часов проводились оперативные упражнения методом решения летучек. Это очень хорошая форма подготовки и проверки оперативных познаний высшего командного состава. Было создано три группы, в которые входили командующие войсками округов. Я был в группе Б.М. Шапошникова. В эту группу входили кроме меня Жуков Г.К., Кирпонос, Павлов, Конев И.С., Кузнецов.
     Метод занятия в группах: каждый участник в запечатанном конверте получал карту, напечатанную на машинке обстановку и заточенные карандаши - красный, синий и желтый. Генерал, получивший такой пакет, должен, не выходя из комнаты и ни с кем не общаясь, в течение двух часов изучить обстановку, нанести ее на карту, принять решение, которое нужно нанести на карту, отдать распоряжение или приказ и изложить его письменно на бумаге. После чего все сдать руководителю, который ни на минуту не отлучался, следил за нашей работой, но ни к кому не подходил.
     Разбора нашим работам не было. Начальство - руководители групп - собирались у наркома, изучали эти решения и делали свои выводы о нашей подготовке, наших познаниях и мышлении». И дальше в дневнике отец отмечает, что Сталин принял решение не объявлять победителя по итогам этих мероприятий, но нарком СССР Тимошенко доверительно рассказал отцу о том, что Сталин все-таки в кругу руководителей учения особо выделил результаты работы Еременко».
     На мой взгляд, возможно, это был первый момент, когда у Сталина сложилось определенное мнение об отце. И на практике это подтвердилось уже фактом его назначения командующим армией на Дальний Восток с задачей создания на базе этого объединения двух мощных укрепрайонов для отражения возможной угрозы на наших восточных рубежах.
     Это было очень ответственное назначение, поскольку работа по созданию укрепрайонов предполагала выполнение задач не только сугубо военно-организационного характера, но и, учитывая особенности нашего Дальнего Востока, экономических и, более того, внешнеполитических задач в этом регионе.
     Третий момент, который я не могу оставить без внимания, поскольку о нем фактически не упоминается в военно-исторических публикациях, заключается в следующем. Едва началась агрессия фашистской Германии против СССР и последовали многочисленные неудачи советских войск, проявилась дезорганизация органов управления, как отца неожиданно вызывают с Дальнего Востока на Запад. Получив приказ, отец выехал поездом, но в Новосибирске пересел на специально присланный за ним самолет. Прибыв 28 июня в Москву, он получает назначение на должность командующего Западным фронтом. И уже 29 июня рано утром под Могилевом в штабе фронта он принял дела у генерала Павлова.
     Скажу кратко: через несколько дней (10 июля) вся группировка советских войск, сдерживающих продвижение агрессора к Москве, была преобразована в Западное направление, командование которым возглавил Маршал Советского Союза Тимошенко, но отец, ставший при этой реорганизации первым заместителем главнокомандующего по Западному направлению, фактически продолжал командовать дезорганизованными войсками Западного фронта.
     В кратчайшие сроки Еременко, тогда генерал-лейтенант, сумел восстановить управление частями Западного фронта и боеспособность личного состава. Об этом свидетельствует тот факт, что под Смоленском войска Западного фронта более месяца стояли насмерть и не пропускали гитлеровские части, прежде всего танковую группировку Гудериана, к столице.
     К сожалению, в нашей исторической литературе оборону Москвы начинают отсчитывать с поздней осени 1941 года и связывают ее обычно с именами Георгия Жукова и Константина Рокоссовского. При этом, на мой взгляд, недостаточно учитывается Смоленское оборонительное сражение, которым непосредственно руководил Андрей Иванович Еременко и которое дало целый месяц для подготовки оборонительного сражения у Москвы. Отмечаю это не как дочь полководца, а как человек, много лет занимающийся исследованием событий Великой Отечественной войны.
     Без учета итогов Смоленского сражения, наверное, нельзя понять, почему командование вермахта внесло существенные коррективы в план стратегической операции по захвату Москвы и вместо лобового удара нацелило войска на окружение Москвы с севера и юга. Ставка Верховного Главнокомандования ожидала нанесения удара танковой группировкой Гудериана с юга. Для отражения этого удара 13 августа был создан Брянский фронт, командующим войсками которого был назначен Еременко. В сентябре он получил звание генерал-полковника.
     - Как известно, Андрей Иванович заверил Сталина в том, что разгромит Гудериана. Это заявление, как считается, особенно понравилось Верховному. Писали, что он даже назвал Еременко «человеком, который нужен в этих сложных условиях». Однако остановить танки Гудериана на том этапе не удалось.
     - Да, действительно, Еременко был назначен командующим Брянским фронтом в связи с предположением Ставки о том, что Гудериан пойдет на Москву южнее столицы. Однако Гудериан пошел гораздо южнее - в направлении Юго-Западного фронта. Брянский же фронт, несмотря на большое количество нестыковок в руководящих директивах Ставки, свои задачи выполнял успешно, насколько это было возможно в тех сложных условиях. Три месяца Брянский фронт не пропускал немцев на своем направлении к Москве, и, даже будучи окруженными, его войска в середине октября сумели прорвать фронт противника и организовать непреодолимый оборонительный рубеж на Можайском направлении.
     - А как сам оценил Сталин действия Брянского фронта и работу командующего по руководству этим фронтом?
     - На что уж скуп, по словам отца, был Сталин на похвалу, но он трижды благодарил войска Брянского фронта. Что касается отца лично, то Верховный посетил Еременко в госпитале, где отец находился на излечении после ранения, полученного на Брянском фронте. Имейте в виду, что в те дни немцы были почти у стен Москвы и у Сталина, наверное, было огромное количество дел. Отец был крайне удивлен этим посещением. Надо было жить в то время, чтобы представить себе исключительную значимость такого фактически частного и единственного за всю войну посещения Сталиным раненого военачальника.
     Кроме того, когда все три армии Брянского фронта вышли из окружения, Сталин поздравил с этим отца по телефону. И снова повторил свою благодарность при назначении его командующим 4-й ударной армией.
     - Так, быть может, Андрей Иванович и впрямь был любимчиком вождя?
     - Наверное, правильнее будет сказать, что Сталин ценил Еременко. Ему особенно импонировала неизменная уверенность командующего в победе и его исключительное личное мужество. За последние 10 лет я много думала об отношениях Сталина и Еременко. Опираясь не только на материалы отца, но и на информацию последних лет, я пришла к выводу, подчеркиваю, к неоригинальному выводу, что Сталин был вождем для подхалимов, а для людей конкретного дела, к которым относился и мой отец, Сталин был вдумчивым руководителем. И как любой умный человек, а в уме ему отказать не могут даже ярые антисталинисты, был способен аккумулировать и военные знания.
     Насколько я могу судить, Сталин ценил в Еременко его военный профессионализм, последовательно реализуемую волю в достижении поставленных целей, инициативу, самостоятельность и, не побоюсь сказать, способность отдавать приоритет своему видению конкретной ситуации на поле боя по отношению к руководящим указаниям сверху. При всей своей раздражительности Сталин признавал за Еременко эти качества. Конечно, Еременко не был в этом смысле исключением. Сталин имел в своем окружении достаточное количество высококвалифицированных военных специалистов, у которых многое заимствовал.
     - Далее был Сталинград...
     - Под руководством Еременко Сталинградский фронт удержал оборону на Волге, выдержал натиск 6-й полевой армии Паулюса, измотал ее и создал благоприятные условия для последующего контрнаступления. О Сталинградской битве написано очень много трудов и мемуарного, и исследовательского характера. Не стоит повторяться.
     Скажу лишь то, что касается отца. Пока шло само Сталинградское сражение, он был целиком и полностью поглощен решением самых неотложных оперативных вопросов. Он постоянно работал, и времени на цельное осмысление происходившего у него просто не оставалось. Но вот когда после Сталинградской битвы он был вынужден проходить длительное реабилитационное лечение в санатории в Цхалтубо, то, глубоко проанализировав все аспекты Сталинградского сражения, пришел к выводу, что там, на берегах Волги, ему удалось самое главное дело всей жизни.
     - Не секрет, что особых наград Андрей Иванович от Сталина не получил: ни звания Маршала Советского Союза, ни ордена «Победы».
     - Это действительно так. Но сказать, что отца обошли наградами, тоже нельзя. Скажем, только орденов Суворова у него было три. И все I степени. И еще орден Кутузова. И тоже I степени.
     Я вот где-то читала о таком случае. В начале 30-х годов некий человек, кавалер ордена Красного Знамени прислал свою награду в Кремль - Сталину. В сопроводительном письме он написал: «Дорогой товарищ Сталин! Вы стоите во главе нашего государства, но у вас нет никаких наград, и я хотел бы передать вам свой орден». На что Сталин переслал орден обратно со словами: «Дорогой товарищ, вы лично заслужили награду своим трудом. Мы же - руководители Советского государства - уже отмечены и награждены тем, что благодаря доверию народа занимаем столь высокие посты».
     Когда однажды моей маме задали аналогичный вопрос об отцовских наградах, она ответила: «Вот вы говорите, что он не получил звания Героя Советского Союза. Но он, как и многие тысячи советских солдат, стал Героем Сталинграда. Советский Союз ушел в историю, а Сталинград остался неоскверненным».
     Что же касается личной оценки отца Верховным, то об этом свидетельствует его приезд к Еременко на Калининский фронт.Там эта оценка и была высказана.
     Дело было так. В апреле 1943 года отец получил назначение на Калининский фронт, а 5 августа туда приехал Сталин. К слову, об этом эпизоде история долго умалчивала. Несколько часов они проговорили с глазу на глаз. В своих дневниках Андрей Иванович пишет, что приезд показался ему как бы извинением со стороны Верховного Главнокомандующего за то, что по итогам Сталинградской битвы Еременко не был должным образом вознагражден.
     Сталин тогда отметил, что Еременко, командуя двумя фронтами, сыграл у стен Сталинграда важную роль, а кто там «доколачивал» врага, особой роли не играет. Именно так отец изложил суть беседы в дневнике.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex