на главную страницу

5 Февраля 2009 года

Армия и общество

Четверг

«...Все смешалось в доме Облонских», или что происходит в РОСТО (ДОСААФ)

Записал Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
  Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



В своих публикациях «Красная звезда» не раз поднимала вопрос об эффективности действующей в стране системы подготовки молодежи к армейской службе. Но все же пиковую актуальность разговор на эту тему обрел с момента озвученного решения о сокращении в условиях оснащения армии современными системами вооружения и военной техники сроков службы по призыву до 12 месяцев. Нововведение, в свою очередь, определило задачу по переводу существующей системы допризывной подготовки на качественно новый уровень. В частности, в новых условиях доармейская подготовка должна заменить обучение личного состава, ранее осуществлявшееся в учебных подразделениях Минобороны РФ.
  Вопрос о том, на какой базе должен претворяться в жизнь данный процесс, даже не возникал - конечно же на «мощностях» правопреемника легендарной ДОСААФ - Российской оборонной спортивно-технической организации, создававшейся как структура с особым статусом, конкретными государственными задачами и до того многие десятилетия являвшейся надежным союзником Министерства обороны.
  Но вдруг в условиях «активированной фазы» нововведения выясняется, что «планы по созданию принципиально новой системы подготовки на базе РОСТО (ДОСААФ) начали серьезно тормозиться абсолютным их неприятием со стороны руководства этой общественной организации». Данное суждение в декабре минувшего года со страниц «Красной звезды» высказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба - заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Василий Смирнов.
  Откровенное выступление начальника ГОМУ вызвало широкий читательский резонанс в российских регионах. И в первую очередь в среде тех, кто посвятил десятилетия своей служебной деятельности наращиванию авторитета ДОСААФ, а затем и РОСТО. Одним из тех, кто вслед публикации «Каким быть новому солдату?» изъявил желание поддержать тему разговора, стал бывший представитель ЦС РОСТО в УрФО, экс-председатель Свердловской областной оборонной спортивно-технической организации ДОСААФ генерал-майор запаса Николай КЛИМЕНКО.

     - Я полностью согласен с перечнем замечаний в отношении текущей политики РОСТО (ДОСААФ), высказанным в интервью «Красной звезде» генерал-полковником Смирновым. И на схожесть суждений у меня есть все основания. Хотя бы потому, что мне довелось возглавлять среднеуральскую оборонную спортивно-техническую организацию на протяжении 21 года. Срок, согласитесь, немалый, для того чтобы «быть в теме».
     Начну, пожалуй, с самого главного - со статуса РОСТО. Расшифруйте изначальную аббревиатуру организации: ДОСААФ - это добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. И этим, пожалуй, все сказано. В начале 1990-х годов организованное на базе ДОСААФ Российское оборонное спортивно-техническое общество стало узаконенным продолжателем славных дел ДОСААФ. Десятилетие спустя это положение, кстати, и закрепило совмещение двух аббревиатур в названии организации - РОСТО (ДОСААФ). Проще говоря, какое бы в силу веяний времени название ни было у данной организации, ее «рабочая» суть, по логике вещей, должна оставаться изначальной - содействовать Вооруженным Силам в подготовке призывной молодежи к предстоящей службе.
     Так, собственно, оно и было. До определенного момента. Затем настал период, когда, как отмечает в своем интервью генерал-полковник Смирнов, «планы по созданию принципиально новой системы подготовки на базе РОСТО (ДОСААФ) начали серьезно тормозиться абсолютным их неприятием со стороны руководства этой общественной организации». И я бы добавил: по большинству из предписываемых ей по статусу направлений. В настоящее время руководство РОСТО все активнее выражает требования строить взаимоотношения с Минобороны на коммерческой основе.
     Чтобы не быть голословным, сошлюсь на факты. В мою бытность регулярно под занавес года Свердловская областная организация РОСТО рапортовала о своих очередных достижениях. Возьмите любой год. Наиболее показательными в начале этого века было несколько лет. Скажем, в ходе подведения итогов деятельности региональной организации за 2004 год отмечалось, что в 2003 году Свердловскую область представляли 40.540 человек, входивших в 56 советов и 446 первичных организаций РОСТО. А с января 2005 года в области будет уже 69 советов и 467 первичных организаций. «Прирост» численности членов организации составил 425 человек.
     В 428 спортивных кружках и секциях на тот период занимались 10.250 детей и подростков, что на 500 человек больше, чем было в 2003 году. При годовом плане в 1.800 человек в двенадцати учебных организациях по девяти военно-учетным специальностям для силовых ведомств были подготовлены 1.868 граждан призывного возраста. В системе СТК для народного хозяйства обучены 12.668 подростков по двенадцати востребованным специальностям (для сравнения: в 2003 году выпуск составлял 11.000 человек по десяти специальностям).
     В тринадцати муниципальных образованиях, таких как Артинский, Ачитский, Белоярский, Байкаловский районы, в городах Арамиль, Качканар, Волчанск, были восстановлены местные советы. Они создали 18 первичных организаций РОСТО.
     В области действовало 11 десантных военно-патриотических клубов. За год по их линии через аэродромы Нижнетагильского и Екатеринбургского АСК прошли более 1.500 человек. В рамках программы «Парашютные прыжки для всех» свыше 1.000 свердловчан впервые совершили прыжок с парашютом. Общий налет аэроклубов за год превысил 1.250 часов, что позволило «пропустить через парашют» 8.800 парней и девушек.
     О подобном поступательном развитии сегодняшней Свердловской областной организации РОСТО остается только мечтать. По целому ряду причин. Основная из которых - резкий крен в сторону коммерциализации своей деятельности. За этой ширмой были утрачены контакты с целым рядом региональных клубов, осуществляющих военно-патриотическую работу и спортивно-техническую деятельность. Еще несколько лет назад трудно было представить, чтобы какая-то, будь то городского, районного или областного масштаба, спортивная акция на Среднем Урале проходила без участия представителей РОСТО. Сейчас таких мероприятий большинство. И, что самое обидное, на них, проводимых под эгидой местных администраций и частных энтузиастов, уже не поднимают флаг РОСТО - будто и нет такой организации!
     Еще хуже, что в последние годы региональное представительство РОСТО строит свою деятельность без взаимодействия с местными правительственными структурами. А я по опыту знаю: многие направления без соответствующей помощи со стороны областного правительства, содействия администраций муниципальных образований, Свердловской областной ОСТО в одиночку не потянуть. Так, вряд ли без должного внимания со стороны министерства общего и профессионального образования Свердловской области Екатеринбургскому АСК в том же 2004 году удалось бы открыть 10 новых парашютных кружков и изыскать 125.000 рублей на 8 дополнительных преподавательских ставок. Наверняка замерла бы работа в Арамиле, Кушве, Качканаре, Нижнем Тагиле и ряде других городов и районов области, не будь приняты в рамках их территорий муниципальные целевые двухгодичные программы о поддержке и развитии технических, военно-прикладных видов спорта, военно-патриотического воспитания молодежи.
     И уж совсем нереально было бы вести речь о том, чтобы за счет собственных резервов изыскать 11 миллионов 900 тысяч рублей (в противовес 7 миллионам, предоставленным в 2003 году) на поддержку команд мастеров Свердловской областной ОСТО (ДОСААФ) и 45 тысяч рублей на организацию чемпионата России по мотокроссу на мотоциклах с коляской. Лишь благодаря финансовой поддержке со стороны министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области спортсмены Свердловской областной ОСТО (ДОСААФ) смогли принять участие в 132 соревнованиях высшего ранга и «взять» на чемпионатах мира, Европы, международных состязаниях 369 медалей различного достоинства, в числе которых 117 - высшей пробы. 307 спортсменов в том году стали призерами чемпионатов и Кубков России.
     Но, увы, нет контактов - нет и столь внушительных результатов. В итоге каждый выживает в одиночку. Вернее, сводить концы с концами приходится среднеуральскому ОСТО. Область свои задачи в данном направлении реализует вполне успешно. Правда, для этого пришлось создать у себя не предусмотренное штатом подразделение - «Свердловское областное государственное учреждение «Региональный центр развития технических видов спорта». И возглавляет его, к слову сказать, бывший заместитель председателя Свердловской областной организации РОСТО по техническим и военно-прикладным видам спорта Сергей Щербинин. Вот и выходит, что область добровольно, а главное, вынужденно, взвалила на себя нагрузку, присущую действующей областной организации РОСТО...
     Зато последней от того, как говорится, ни холодно ни жарко. То есть совесть не мучает. Хотя вести речь о таком тонком понятии, как совесть, в данном случае, скорее всего, неуместно. Почему? Все по той же причине - причине коммерциализации.
     Ни для кого не секрет, что столь мощная структура, как ДОСААФ, возводилась в государстве на протяжении десятилетий не столько на средства «сверху», сколько на «внебюджетные» поступления. В том числе на членские взносы, добровольные пожертвования граждан, посильные отчисления из доходной части региона. Только на Среднем Урале руками свердловчан и участвовавшей в трудовых комсомольских вахтах молодежи из иных регионов в интересах ДОСААФ, а затем РОСТО было возведено 86 объектов недвижимости. По меткому высказыванию генерал-полковника Смирнова, «для нынешнего руководства РОСТО (ДОСААФ) ее «общественный статус» стал настоящим Клондайком»: в течение двух лет данные строения были переписаны в собственность ЦС РОСТО (ДОСААФ). Теперь московские чиновники «от РОСТО (ДОСААФ)» могут по своему усмотрению распоряжаться «прибранным к рукам» региональным имуществом, даже не покидая богато отремонтированных столичных рабочих кабинетов и не проводя конкурсных торгов.
     При этом политику «невмешательства» извне в осуществляемую ими деятельность специалисты общественной организации отслеживают строго. Правда, лишь в тех случаях, когда это выгодно. Или, наоборот, закрывают глаза на прежнюю щепетильность, когда вопрос касается, скажем, темы подготовки специалистов для войск. Вот тогда уже речь идет в первую очередь, как верно отметил генерал-полковник Смирнов, о необходимости выделения значительных средств федерального бюджета на модернизацию материально-технической базы.
     Хотя по большому счету данный процесс полноценной подготовкой призывников назвать уже сложно. Вот лишь несколько цифр. Не ошибусь, если скажу, что в настоящий момент на этап обучения одного курсанта (к примеру, будущего водителя) непосредственным исполнителям (учебным организациям) гособоронзаказа доходит сумма в 2-3 тысячи рублей. В то время когда лишь практическая часть курса «стоит» не менее 15 тысяч рублей. В среднем по РФ эта цифра не превысит 5 тысяч рублей. При этом необходимо отметить, что ЦС РОСТО заключает контракты с Минобороны, стоимость подготовки рассчитывается для реализации полной программы и составляет 20 и более тысяч рублей на человека. Такую работу иначе как браком не назовешь. Что, собственно, и подтверждается жизнью: экзаменационный барьер выпускных экзаменов в ГИБДД (ГАИ) с первого раза преодолевают лишь 25 процентов от общего числа обученных. Понятно, что при таком скудном финансировании выполнить согласованную с Минобороны программу подготовки в полном объеме практически невозможно. Возникает вопрос: куда же уходит «маржа»?
     Эти и многие другие из года в год накапливающиеся негативные моменты вызывают определенную тревогу на местах. Заявляю об этом не голословно. Я знаком со многими руководителями в Уральском федеральном округе. Они обеими руками за придание РОСТО (ДОСААФ) статуса общественно-государственного объединения, как это предусмотрено федеральным законодательством. Но подобное «вольнодумие» в сегодняшней среде организации, увы, наказуемо. В Курганской области, например, по просьбе председателя регионального ОСТО начальник одной из автошкол провел общее собрание трудового коллектива. Рассматривался вопрос: общественно-государственный статус - это плохо или хорошо? Нетрудно догадаться, какова была точка зрения сотрудников автошколы. Но столь же предсказуемой оказалась и скорая реакция из ЦС РОСТО (ДОСААФ): несколько дней спустя после отправки протокола собрания в Москву начальник автошколы... был уволен!
     Более того, в той же Курганской области вот уже два года во главе областного совета РОСТО стоит... назначенец - человек, исполняющий функциональные обязанности не благодаря проявленному волеизъявлению общества, а на основании «спущенного» в регион приказа из Центра. Что в корне противоречит положению статьи устава самой общественной организации.
     «...Все смешалось в доме Облонских». В обиходе это ироничное выражение применяется, когда ответствующий выражает недоумение какими-то текущими событиями. По-моему, данная фраза в точности соответствует делам, происходящим в системе РОСТО (ДОСААФ). И «дела» эти, как видим, нерадостные. Но что самое обидное, конца им пока не видно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex