Если правительство Великобритании в ближайшее время не предпримет нечто неординарное, то к концу февраля оно обнародует протоколы заседания кабинета Тони Блэра от 13 и 17 марта 2003 года - такова суть решения Информационного трибунала - вневедомственного государственного органа Великобритании.
Что там, в этих протоколах, по большому счету хорошо известно - принятие решения на поддержку решения США о вторжении в Ирак. Вторжении, которое для Великобритании стоило многого. За время войны в Ираке, куда она послала свои войска, 178 военнослужащих погибли, еще сотни человек получили различные ранения и травмы. Многие из прошедших этот ад военнослужащих страдают депрессией, психическим расстройством. Большинство англичан не хотят идти на военную службу, а те, кто на ней находится, готовы хоть сейчас покинуть казармы. Такие составляют в сухопутных силах около 47 процентов. Причем не только солдаты и унтер-офицеры, но и младшие офицеры. Хотя в среднем 18 процентам опрошенных после увольнения из рядов вооруженных сил будет недоставать тех достоинств и льгот, которые они получали на службе. Наконец, участие Великобритании в войне в Ираке послужило поводом для террористических атак, которым несколько лет назад подвергся Лондон и в ходе которых погибли 52 человека. Этот факт признало министерство внутренних дел, проведшее специальное расследование.
Известно также, что формальным поводом вторжения коалиционных войск, в состав которых вошли и британские военные контингенты, в 2003 году на территорию Ирака послужило обвинение Багдада в производстве оружия массового поражения. Эта информация была якобы предоставлена ЦРУ и обнародована представителями США на заседании Совета Безопасности ООН в феврале 2003 года. Председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Колин Пауэлл тогда утверждал: «Нет никаких сомнений, что у Саддама Хусейна есть запасы биологического оружия. По самым скромным подсчетам, у Ирака в наличии от 100 до 500 тонн химических отравляющих веществ».
Однако за прошедшие пять лет это оружие так и не было найдено. Да его и не было вообще. Оно было придумано Соединенными Штатами для того, чтобы свергнуть Саддама Хусейна и взять под свой контроль иракскую нефть. И об этом, надо полагать, хорошо знал возглавлявший на то время кабинет министров Великобритании Тони Блэр. Подтверждает это и то, что 7 марта, то есть за несколько дней до того, как британские войска были введены на территорию, свои сомнения по поводу законных оснований этой войны высказал генеральный прокурор Великобритании лорд Голдсмит. Однако Блэр настоял на своем и до сих пор не раскаивается в содеянном. Он даже не удосужился извиниться перед британцами за обман. Это за него сделал нынешний премьер-министр Гордон Браун. Два года назад он, будучи тогда министром финансов Великобритании, признал ошибки своей страны в Ираке, взял на себя «коллективную ответственность» за решение ввести войска в Ирак.
Им же принято решение о выводе британских войск из Ирака к июлю 2009 года. Однако этого уже мало для британцев, которые возмущены обманом и развязыванием в Ираке масштабных военных действий, приведших к большим человеческим жертвам.
- Решение об участии Британии в этой войне не было основано ни на самозащите, ни на совместном международном отклике на некую агрессию, - высказал свое мнение Информационный трибунал, принимая решение об обнародовании протоколов двух ключевых заседаний кабинета министров от 13 и 17 марта 2003 года по вопросам законности вторжения британских войск на территорию Ирака. - Наш народ, безусловно, имеет право видеть эти протоколы. Публикация материалов поможет найти ответ на некоторые спорные вопросы, и в результате этого положение отдельных людей, вероятно, существенно осложнится.
Правительство имеет право подать апелляцию на постановление трибунала в Высший суд. В крайнем случае на вопрос обнародования документов может быть просто наложено вето. Однако даже если протоколы и будут опубликованы, цель может не в полной мере оправдать средства. Прежний министр по развитию международных отношений Клэр Шот, которая ушла с должности после вмешательства Британии в войну с Ираком, высказала следующее мнение: «Я думаю, люди будут разочарованы тем, как мало расскажут протоколы. Они всегда носят очень общий характер». Однако эти протоколы, несомненно, покажут, насколько легко пресловутую западную демократию может обмануть небольшая группа людей, преследующая некие собственные интересы.