на главную страницу

5 Февраля 2009 года

Страна и мир

Четверг

Спутник к юбилею

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     К 30-й годовщине исламской революции, которая отмечается в эти дни, Иран сам себе сделал большой подарок. На геостационарную орбиту (35 тысяч километров) он вывел 400-килограммовый спутник. Даже по нынешним временам это крупное достижение науки и техники. Соответственно и повод вполне достойный для того, чтобы страна могла широко отметить это событие. Что и делается без ложной скромности.
     «Научная база, созданная в Иране, достигла небывалых высот. Исламская Республика превращается в ведущую научную державу не только региона, но и всего мира. Молодые иранские ученые проделали огромный труд. Благодаря этому Иран вошел в число ограниченного количества стран, обладающих замкнутым циклом - от создания спутника до его вывода на орбиту», - заявил, выступая перед депутатами парламента, президент Махмуд Ахмадинежад. По его словам, «правота позиции Исламской Республики теперь доказана не только в секторе Газа, но и по многим другим направлениям - будь то Ирак, Афганистан или же ядерная программа».
     Мир к данному факту отнесся неоднозначно. Кто-то порадовался за соседа, кто-то насторожился, а у кого-то иранский прорыв в космическое пространство вызвал нескрываемое раздражение. В частности, Соединенные Штаты без всякой «дипломатии» заявили, что обеспокоены реализацией в Иране космической программы, поскольку усматривают в ней угрозу разработки военных ракетных систем. Об этом, в частности, сообщил на регулярном брифинге для журналистов исполняющий обязанности начальника пресс-службы госдепартамента Роберт Вуд. «Создание носителя, способного вывести на орбиту спутник, может привести к разработке баллистической ракетной системы. Поэтому данный вопрос вызывает у нас большую озабоченность», - процитировало агентство ИТАР-ТАСС американского дипломата.
     Углубляясь в тему, Вуд напомнил, что принятая Советом Безопасности ООН в октябре 2006 года резолюция 1718 «запрещает Ирану заниматься деятельностью, относящейся к созданию ракет». Он также сказал, что этот вопрос госдепартамент обсудит с европейскими коллегами, которым, как он считает, «будет интересно услышать, какие новые идеи могут иметься у администрации относительно действия на иранском направлении». Представитель госдепартамента не стал уточнять, предполагается ли на консультациях с союзниками по НАТО обсуждать вопрос о возможном новом ужесточении международных санкций против Тегерана. «Говорить об этом слишком рано», - сказал он. Не счел нужным Вуд и повторять обвинения в адрес России и Китая, которые, как полагают в Вашингтоне, оказывают недостаточное давление на Тегеран, чтобы побудить его к отказу от развития ракетных и ядерных технологий.
     «Усилия по созданию баллистических ракет, по продолжению незаконной ядерной программы, угрозы со стороны Ирана в адрес Израиля, а также поддержка Тегераном терроризма вызывают серьезную обеспокоенность нынешней администрации», - сказал на регулярном брифинге для журналистов пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс.
     Свою оценку факту запуска иранского спутника дал и Пентагон. «Безусловно, это причина для беспокойства в отношении Ирана и его продолжающейся программы создания баллистических ракет все большего радиуса действия», - сказал пресс-секретарь министерства обороны Джефф Моррелл.
     В штаб-квартире НАТО в Брюсселе успех Ирана связали с возрастанием ракетной угрозы от него. В то же время анонимный представитель альянса усомнился в заявленных Тегераном данных по спутнику. По его словам, они завышены. Речь якобы может идти о спутнике малого веса (до 40 кг), находящемся на низкой орбите (до 500 км). «Если эти цифры подтвердятся, это будет означать, что у Ирана есть ракеты дальностью 2-3 тысячи км, которые соответственно способны поражать цели на территории Израиля и части территории Европы.
     Отреагировали в Берлине и Париже, где считают, что к ракетной угрозе со стороны Ирана следует относиться «со всей серьезностью». А накануне в газете «Зюддойче цайтунг» опубликована совместная статья канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози, в которой, в частности, говорится о недопустимости осуществления Ираном ядерной программы. «Самым большим вызовом для режима нераспространения является иранская атомная программа. Тегеран открыто спекулирует на том, что мир в конечном счете бездейственно взирает на его стремления. Мы не позволим появиться иранской атомной бомбе, потому что это означало бы угрозу миру во всем мире», - говорится в статье.
     Ужесточение европейской позиции в отношении Тегерана с удовлетворением воспринято в Вашингтоне. «Между США, нашими европейскими союзниками, друзьями на Ближнем Востоке существует все большее понимание того, что нам необходим более эффективный совместный подход к Ирану», - заявила госсекретарь Хиллари Клинтон, комментируя итоги своей встречи с министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером.
     По словам Клинтон, президент Обама уже дал понять, что поддерживает «жесткую и прямую дипломатию с Ираном». Но если Тегеран не будет исполнять предписания Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ, то это «должно иметь последствия», - добавила госсекретарь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex