на главную страницу

7 Февраля 2009 года

Армия и общество

Суббота

На Т-72 по дну реки

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».
  Фото автора.



Чтобы рассказать вам об этом любопытном случае из службы командира танкового взвода одной из мотострелковых бригад СибВО лейтенанта Сергея Бетехтина, придется вспомнить сентябрь 2007 года. Едва ли не все дни этого месяца выдались холодными и дождливыми в здешних краях. И как-то в один из таких серо-слякотных деньков лейтенанту Сергею Бетехтину довелось восемь раз кряду форсировать довольно-таки строптивую реку Томь. Причем столько же раз молодому офицеру пришлось точно таким же образом, по дну реки, возвращаться с противоположного берега обратно. Значит, за час-полтора времени лейтенант не 8, а 16 раз форсировал Томь.

     - Когда все это закончилось и я выбрался из танка, то лицо у меня было посиневшим от холода, – вспоминает Сергей Александрович. – Но ничего, потом отогрелся чаем.
     Зачем лейтенанту понадобилось столько времени «кататься» в танке по дну реки? Дело в том, что при ее форсировании на местах механиков-водителей и наводчиков-операторов танков сидели контрактники, которые ни разу не преодолевали водных преград в боевых машинах. Да, во время своей срочной службы они были артиллеристами, связистами, автомобилистами, саперами, которых переучили на танкистов. А он, лейтенант Бетехтин, за время учебы в военном вузе и службы в этой бригаде постоянной готовности несколько раз в составе танковых экипажей проходил по дну различных водоемов. Командиры Т-72, такие же контрактники, тоже не имели опыта подводного вождения, поэтому не могли в тот день занять свои штатные места, а садились за наводчиков-операторов. Другие командиры взводов из этой роты были кто в наряде, кто в отпуске, – словом, у всех имелись уважительные причины отсутствия на занятии по вождению танков под водой.
     Данную ситуацию необходимо разъяснить более подробно. Опыт боевого обучения танкистов свидетельствует, что некоторые новички в преодолении водных преград ведут себя под водой по-разному. Представьте, танк идет по дну реки, а в это время откуда-то сверху начинает капать вода: допустим, при подготовке к форсированию недостаточно хорошо провели герметизацию Т-72. Потом вдруг эта вода сверху уже не капает, а в буквальном смысле хлещет. Неожиданно на дне водоема пропадает связь с руководителем занятия. Потом глохнет двигатель танка. Хоть и крайне редко, но такое тоже случается. Поэтому при подготовке к занятиям по вождению танков под водой воины не зря проходят легководолазную подготовку, чтобы быть готовыми к такой экстремальной ситуации, а эвакуационно-спасательная служба непосредственно во время занятий должна быть начеку. И если двигатель глохнет, танк останавливается под водой и его не вывести, то командир танка управляет действиями подчиненных, организует затопление машины и выход экипажа на поверхность водоема, где танкистов подбирают на плавсредствах. Словом, в тот сентябрьский день новичкам-контрактникам как никогда нужна была профессиональная и моральная поддержка командира взвода лейтенанта Бетехтина. Потом, конечно, в ходе очередного занятия по подводному вождению танкисты сами форсировали Томь в составе штатных экипажей.
     И это не единственный пример из службы молодого офицера. По итогам прошлого учебного года выпускник Казанского высшего танкового командного училища 2006 года лейтенант Сергей Бетехтин в числе лучших офицеров этой мотострелковой бригады был представлен к награждению ежемесячной премией министра обороны Российской Федерации. И не потому, что в соединении вспомнили об этом случае, когда он за час-полтора 16 раз форсировал Томь. Лейтенант Бетехтин удостоен министерской премии потому, что по итогам прошлого учебного года признан лучшим командиром танкового взвода не только в своей бригаде, но и во всем общевойсковом объединении, которым командует генерал-майор Сергей Истраков.
     На вопрос трудно ли было начинать офицерскую службу в части постоянной готовности, где практически каждый день идут плановые занятия по боевой подготовке, лучший командир танкового взвода объединения, не сомневаясь, ответил:
     - Скорее, интересно: мне нравится такой бодрый ритм службы. Правда, первое время, месяца два-три, приходилось доказывать на полигонах, что я умею хорошо стрелять из танка и водить Т-72 в сложных условиях местности. А в методической подготовке помогли более опытные офицеры, так как в нашей бригаде их закрепляют за лейтенантами пока идет процесс профессионального становления.
     - Мне бы в батальон побольше таких взводных, – сказал о лейтенанте Бетехтине командир танкового батальона подполковник Александр Клейменов. – Он хороший методист, грамотно учит контрактников и сам показывает отличные результаты в стрельбе и вождении техники, отработке учебно-боевых нормативов. В ходе ротных, батальонных и бригадных тактических учений умело управляет своим взводом и при этом огневые задачи решает на пятерки. Да и вообще, этот молодой офицер постоянно нацелен на службу. С таким настроем он ее начинал, когда пришел к нам после окончания военного училища. С таким же настроем, не сомневаюсь, и продолжит. По всем показателям он достоин премии министра обороны.
     На снимке: командир лучшего танкового взвода общевойскового объединения СибВО лейтенант Сергей БЕТЕХТИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex