на главную страницу

11 Февраля 2009 года

События. Комментарии

Среда

Любовь КУДЕЛИНА,
заместитель министра обороны
Российской Федерации
по финансово-экономической работе

ОСОБЕННОСТИ И НОВАЦИИ
ВОЕННОГО БЮДЖЕТА




     Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» определил расходы Российской Федерации на национальную оборону в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов.
     Поддержание высокой боевой готовности Вооруженных Сил РФ, их техническое переоснащение, обеспечение новыми современными вооружением и военной техникой (ВВТ), создание профессиональной, мобильной армии вошли в число приоритетов бюджетных расходов.
     Бюджет Министерства обороны РФ на 2009 год и на плановый период 2010 – 2011 годов направлен прежде всего на создание принципиально новой армии XXI века в соответствии с утверждаемыми Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации – Президентом Российской Федерации параметрами боевого состава Вооруженных Сил РФ, их новым обликом.
     Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» общие объемы ассигнований Министерству обороны РФ на 2009 год предусмотрены в размере 1.376,5 млрд. руб., на 2010-й – 1.379,5 млрд. руб., на 2011 год – 1.476,7 млрд. руб.
     Доля расходов Министерства обороны в валовом внутреннем продукте (ВВП), как и в прежние годы, не превысила 3%. Удельный вес расходов Министерства обороны в ВВП на 2009 год составит 2,7%, в 2008 году – 2,6%. Удельный вес расходов Министерства обороны в расходах федерального бюджета на 2009 год составит 15,3%, в 2008 году – 16,5%.
     Основные расходы Министерства обороны, как и в предыдущие годы, определены разделом «Национальная оборона», в котором учтены средства на содержание Вооруженных Сил, материально-техническое обеспечение войск (сил), закупку и ремонт вооружения и военной техники, оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), инвестиционные и другие расходы. В 2009 году по данному разделу будет обеспечено более 80% расходов Министерства обороны.
     Помимо раздела «Национальная оборона», около 20% средств выделяются Министерству обороны по разделам федерального бюджета «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Социальная политика», «Межбюджетные трансферты».
     Формирование расходов Министерства обороны на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов осуществлялось с учетом объемов расходов, утвержденных Министерству обороны РФ на 2009 и 2010 годы Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
     Выделяемые ассигнования позволяют обеспечить на достаточном уровне реализацию мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, Государственной программы вооружения, боевой и мобилизационной подготовки, а также улучшение условий повседневной жизнедеятельности войск (сил).
     
О денежном довольствии военнослужащих

     Ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим на 2009 – 2011 годы предусмотрены в следующих объемах: на 2009 год – 263,8 млрд. руб., на 2010-й – 287,3 млрд. руб., на 2011 год – 313,8 млрд. руб.
     В настоящее время прини
     маются максимально возможные меры, чтобы поднять престиж профессии офицера. В 2008 году размеры денежного довольствия военнослужащих, а также пенсий граждан, уволенных с военной службы, увеличивались дважды на 9% – с 1 февраля и 1 октября 2008 г.
     Для повышения уровня материального обеспечения военнослужащих предусмотрено дальнейшее увеличение окладов по воинской должности и воинскому званию: в августе 2009 года – на 8,5%, в январе 2010-го – на 7,0% и в январе 2011 года – на 6,8%.
     Согласно принятым решениям на поощрение офицеров, добившихся лучших результатов служебной деятельности, будут направляться ассигнования: в 2009 году – 25 млрд. руб., в 2010-м – 33 млрд. руб. и в 2011 году – 42 млрд. руб.
     В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 г. № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации» и указаниями по его реализации в 2009 году будут награждены 34 тыс. офицеров в размере от 35 тыс. руб. (лейтенант, командир взвода) до 150 тыс. руб. (генерал-майор, командир авиационной дивизии) в месяц.
     Указанные суммы будут выплачиваться ежемесячно в течение года.
     В 2010 – 2011 годах количество награждаемых офицеров планируется увеличивать исходя из объемов выделенных денежных средств.
     Реализация таких мер позволит материально заинтересовать офицеров в повышении уровня своего профессионального мастерства, качества боевой подготовки, несения боевого дежурства и увеличить уровень оплаты труда лучших военнослужащих.
     Правительством Российской Федерации даны необходимые поручения Министерству обороны по разработке законопроекта о реформировании его структуры.
     Денежное довольствие военнослужащих будет состоять из трех компонентов:
     * оклада денежного содержания, включающего оклады по воинскому званию и по воинской должности;
     * стимулирующих выплат;
     * компенсационных выплат.
     Соответствующий проект федерального закона намечено представить в Правительство Российской Федерации к 1 октября 2009 г.
     Повышение денежного довольствия в процессе реформирования его структуры планируется осуществить за счет денежных средств, высвобождаемых в результате оптимизации численности Вооруженных Сил.
     
Пенсионное обеспечение

     С учетом данной работы будет пересмотрена система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая в настоящее время реализуется в рамках Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.
     В настоящее время средние размеры пенсий граждан, уволенных с военной службы, составляют 25-40% от общего объема денежного довольствия военнослужащих.
     Стратегией предусмотрено достижение к 2017 году соотношения среднемесячной пенсии граждан, уволенных с военной службы, и среднемесячного денежного довольствия военнослужащих до 60-80%.
     
Об оплате труда гражданского персонала

     Ассигнования на выплату заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены на 2009 год в объеме 139,9 млрд. руб., на 2010-й – 149,8 млрд. руб., на 2011 год – 160,0 млрд. руб.
     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 министром обороны Российской Федерации 10 ноября 2008 г. подписан приказ № 555. В соответствии с указанным приказом с 1 декабря 2008 г. для лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, введена новая система оплаты труда, при переходе на которую будет обеспечено повышение заработной платы гражданскому персоналу воинских частей в среднем на 30%.
     Условия оплаты труда в соответствии с указанным приказом установлены раздельно:
     * для лиц гражданского персонала, осуществляющего свою деятельность в сферах военного образования, военной медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной и редакционно-издательской, то есть в организациях, имеющих статус федеральных государственных учреждений;
     * для лиц гражданского персонала, занятого в воинских частях и других организациях, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил.
     Данным приказом утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок), перечень выплат компенсационного характера, надбавки и стимулирующие выплаты.
     Новая система оплаты расширяет функции руководителей учреждений и организаций по установлению показателей штатной численности гражданского персонала, размеров и периодичности стимулирующих выплат из фонда заработной платы. С первого квартала 2009 года на руководителей возлагается функция утверждения и регистрации штатных расписаний на содержание гражданского персонала воинских частей в пределах утвержденной предельной численности. Эти мероприятия прежде всего нацелены на усиление личной ответственности руководителей учреждений и организаций Министерства обороны за конечные результаты и показатели деятельности учреждений.
     
Расходы на обеспечение жильем

     Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено выделение Министерству обороны РФ на жилищное строительство 135,8 млрд. руб., в том числе на строительство и приобретение постоянного жилья – 59,7 млрд. руб. (на 2009-2010 годы), на строительство служебного жилья – 76,1 млрд. руб. (на 2009-2011 годы).
     На строительство постоянного жилья с объектами коммунального хозяйства на 2009 год предусмотрено 31,9 млрд. руб., что позволит получить около 17,7 тыс. квартир, на 2010 год – 27,8 млрд. руб. (13,7 тыс. квартир).
     На цели строительства служебного жилья на 2009 год выделяется 12,5 млрд. руб., что позволит получить около 4,2 тыс. служебных квартир, на 2010 год запланированы средства в размере14,4 млрд. руб. на строительство 6,5 тыс. служебных квартир.
     Выделенные ассигнования позволят обеспечить потребность жилищного строительства при переходе Вооруженных Сил к перспективному облику.
     Бюджетные ассигнования на функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрены в размерах: на 2009 год – 18,2 млрд. руб., на 2010-й – 18,9 млрд. руб., на 2011 год – 24,1 млрд. руб.
     Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы в 2009 году увеличен до 168 тыс. руб. (в 2008 году – 89,9 тыс. руб.).
     На 2010 и 2011 годы размер накопительного взноса планируется к увеличению до 184,8 и 200,4 тыс. руб. соответственно. При этом объемы средств на 2010 и 2011 годы для функционирования накопительно-ипотечной системы будут уточняться при формировании федерального бюджета на очередной плановый период (2010 – 2012 годы).
     В федеральном бюджете выделены ассигнования на увеличение с 1 января 2009 г. размеров выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, размер которой в городах и районных центрах составит 3.600 руб., в населенных пунктах – 2.700 руб., а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 15 тыс. руб.
     
Расходы на ВВТ

     Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов в части расходов на вооружение и военную технику (НИОКР, закупки и ремонт) предусматривает финансирование на три года в объеме более 1,5 трлн. руб.
     Проведенная работа по оптимизации государственного оборонного заказа позволила высвободить 5,8 млрд. руб. Эти ассигнования спланированы на увеличение объема закупок и ремонта вооружения и военной техники.
     Более 80% средств, выделяемых на развитие вооружения и военной техники, направляются на создание финальных образцов. При этом их доля от общего количества НИОКР составит до 30%. Тем самым будет продолжена политика концентрации средств на завершение создания основных перспективных образцов для последующего перевооружения ими Вооруженных Сил.
     
Тыловое обеспечение

     На тыловое обеспечение в 2009 году предусмотрено 120,1 млрд. руб., в 2010-м – 128,9 млрд. руб. и в 2011 году – 137,1 млрд. руб. В рамках проводимой работы, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств, проводится оптимизация системы тылового обеспечения.
     В целях повышения эффективности использования государственного имущества, максимального использования возможностей рыночной экономики, сохранения и развития научного и производственного потенциалов организаций и предприятий Министерства обороны 15 сентября 2008 г. подписан Указ Президента Российской Федерации № 1359 об учреждении открытого акционерного общества «Оборонсервис», 100% акций которого останутся в федеральной собственности.
     Все несвойственные Министерству обороны функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу, которое объединит в своем составе предприятия Министерства обороны по девяти направлениям деятельности: ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники; ремонт автомобильной и бронетанковой техники; производство и ремонт вооружения и военной техники; строительство и эксплуатация объектов; производство сельскохозяйственной продукции для нужд Министерства обороны; эксплуатация энергетических объектов; торгово-бытовое обслуживание и организация питания; производство печатной продукции; гостиничные услуги.
     На продовольственное обеспечение объемы бюджетных ассигнований определены на 2009 год в сумме 27,2 млрд. руб., на 2010-й – 31,4 млрд. руб., на 2011 год – 33,4 млрд. руб. Это позволит продолжать процесс передачи функций организации питания гражданским предприятиям.
     На вещевое обеспечение Вооруженных Сил предусмотрено в 2009 году 9,0 млрд. руб., что позволит обеспечить по среднегодовой потребности все категории военнослужащих полевой формой одежды существующего образца, постельными принадлежностями, санитарно-хозяйственным имуществом и специальной одеждой, моющими и ремонтными материалами, прачечным оборудованием и бумажной продукцией, а также выплату денежной компенсации военнослужащим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время».
     На оплату специального топлива, горючего и смазочных материалов в рамках государственного оборонного заказа на 2009 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 58,4 млрд. руб., которые в основном позволят осуществить закупки спецтоплива и горючего для удовлетворения потребности Вооруженных Сил в нефтепродуктах на 2009 год.
     
Федеральные целевые программы

     Министерство обороны РФ участвует в каждой четвертой федеральной целевой программе, более 40% его расходов сформированы на программно-целевой основе.
     В 2009 – 2011 годах Министерством обороны предусматривается к реализации в 2009 году 18 федеральных целевых программ, в 2010-м – 17 программ, в 2011 году – 11 программ.
     На реализацию федеральных целевых программ законом о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 – 2011 годов предусмотрено около 156 млрд. руб.
     Наибольший объем ассигнований приходится на федеральные целевые программы «Глобальная навигационная система» (2002 – 2010 годы), «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 – 2020 годах», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007 – 2010 годы и до 2015 года».
     С 2009 года принимаются к финансированию четыре новые федеральные целевые программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 – 2015 годы)», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», «Антитеррор (2009 – 2012 годы)», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы».
     Новая федеральная целевая программа «Сержант» имеет инвестиционную направленность и в первую очередь должна обеспечить потребность войск в служебном жилье путем обустройства и улучшения условий расквартирования около 137 тыс. военнослужащих сержантского и рядового состава.
     Программой предусматриваются к выделению на капитальные вложения ассигнования: на 2009 год – 25,99 млрд. руб., на 2010-й – 16,2 млрд. руб., на 2011 год – 21,6 млрд. руб.
     Считаю, что предусмотренные в федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Министерству обороны РФ бюджетные ассигнования позволят, по нашей оценке, решить поставленные Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации – Президентом РФ задачи по обеспечению обороноспособности и безопасности государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex