В это морозное утро 2-ю роту десантно-штурмового батальона (ДШБ) подняли по команде ни свет ни заря - предстоял выход на общевойсковой полигон дивизии морской пехоты.
Суеты не было: в этом подразделении служат в основном опытные воины, которые в минувшем году прошли хорошую школу двух своих тактических учений и масштабного учения «Стабильность-2008». Не случайно ведь их десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Евгения Калашникова удостоен приза главнокомандующего Военно-морским флотом. Это и успех роты, которая в тот год не раз десантировалась с моря на обороняемый берег, штурмовала, стреляла, сама держала оборону.
Сейчас, когда на ее базе создаются тактические группы бойцов для участия в новых дальних походах кораблей Тихоокеанского флота, назрела необходимость и дальше всесторонне совершенствовать выучку личного состава. Так что нынешний выход, а точнее - выезд на бронетранспортерах к месту боевой учебы был плановым и, как говорят морпехи, обычным, будничным.
Забегая вперед, скажем, что десантники, выполняя упражнение стрельб из штатного оружия в движении по разным мишеням, отнюдь не подкачали. Подавляющее большинство показало хорошие и отличные оценки. Водители боевых машин тем временем занимались своим делом, отрабатывая элементы вождения по пересеченной местности.
- Похоже, зимние условия не помешали справиться с поставленными вам задачами? - этот вопрос мы задали матросам, когда над полигоном затихли гулкие очереди стрелкового оружия.
- Так ведь войне безразлично, застыли ли у тебя от мороза, к примеру, пальцы, - ответил заместитель командира взвода старший сержант контрактной службы Юрий Красников. - Не попадешь во врага, стало быть, он опередит тебя. Потому и учимся воевать при любой погоде и в любое время суток. Тут скидок ни на что не делаешь...
- У нас очень большой объем боевой подготовки, при этом люди постоянно задействованы еще и в различных нарядах, - рассказывал уже в расположении части командир 2-й роты старший лейтенант Александр Юсин. - Приходится с максимальной отдачей использовать каждый такой выезд или пеший выход в поле, и любой матрос понимает это. Если это стрельбы, то разгорается своего рода состязание на меткость. Если тренировка по погрузке роты в бронетранспортеры, то стремимся непременно уложиться в норматив, который измеряется считаными минутами. Если это занятия по морской десантной подготовке, то там тоже никто не хочет уронить свой престиж в глазах товарища.
Сам ротный - продолжатель офицерской династии в четвертом поколении, пришел служить в морскую пехоту в 2005 году после окончания Дальневосточного высшего военного командного училища имени К.К. Рокоссовского. Имея отличную специальную и спортивную подготовку, он вскоре стал своим в ДШБ. На двух флотских спартакиадах он, кандидат в мастера спорта по рукопашному бою и боксу, становился победителем. А в прошлом году фотография молодого офицера появилась на доске лучших специалистов соединения морской пехоты.
- Здесь многие служат по призванию, - продолжал разговор старший лейтенант Юсин, - и такое отношению к делу очень сплачивает коллектив. Один за всех и все за одного - это как раз о нас, о десантниках. Наш батальон смешанной комплектации: есть срочная служба, есть контрактная. Опираюсь в основном на контрактников - у них-то опыта побольше. Хотя есть и срочники, которые в прошлом году быстро влились в наш коллектив. В их числе командир десантно-штурмового отделения младший сержант Александр Андросов, командир отделения противотанковых управляемых ракет младший сержант Сергей Шадрин, водитель бронетранспортера матрос Алексей Кулалаев, пулеметчик матрос Иван Бибик, снайпер матрос Виталий Ак. Вообще-то одного года службы явно недостаточно для нашей специфики, тем более что на самом деле после курса общевойсковой подготовки бойцы приходят к нам на еще меньший срок. Только начнет новичок, что называется, вставать на ноги, как ему уже пора в запас. Некоторые не успевают даже в батальонных учениях поучаствовать...
В ДШБ отбор идет жесточайший: ведь это элитное подразделение морской пехоты находится в составе сил постоянной боевой готовности флота. И здесь особым авторитетом пользуются профессионалы. К примеру, старший сержант Юрий Красников отслужил в роте два года срочной, а после этого решил заключить контракт с командованием части. Он и организатор хороший, и отзывчивостью, добрым отношением к сослуживцам отличается. Все, чему научился сам, охотно передает подчиненным.
А старшина роты старшина Александр Гнида в 2008 году заключил уже третий контракт с командованием части. За плечами у бывалого воина четыре боевые службы на кораблях флота. В 2003 году ему довелось в составе группы морских пехотинцев участвовать в дальнем походе в Индийский океан, в 2004-м на большом десантном корабле «Пересвет» он побывал в японском порту Куре, в 2005-м - в китайском городе Циндао, позже - на американском острове Гуам. Такие походы тоже хороший стимул для морпеха!
Кстати, автору этих строк не раз доводилось во время учений в море или визита в иностранный порт наших кораблей наблюдать за действиями прикомандированных к тому или иному экипажу морских пехотинцев. Вспомнился совсем недавний, состоявшийся прошлой осенью, поход отряда кораблей Тихоокеанского флота в Японию и Республику Корея. На гвардейском ракетном крейсере «Варяг» и на БПК «Адмирал Пантелеев» находились тактические группы специально подготовленных бойцов в черных беретах, одну из них возглавлял начальник связи батальона старший лейтенант Антон Терехов. Так вот они круглосуточно несли свои вахты и на переходе морем, и во время прохождения узкостей, и на стоянке кораблей в чужих портах. Повышенную бдительность эти военнослужащие проявляли, когда на борт «Адмирала Пантелеева» или «Варяга» поднимались в течение дня открытых дверей тысячи и тысячи посетителей на экскурсию: ведь среди столь многочисленных гостей вполне могли оказаться и недруги. Эксцессов не было, в этом заслуга и обеспечивавших порядок морских пехотинцев.
По словам Александра Гниды, уроженца Ставрополья, за минувшие восемь лет службы в десантно-штурмовом батальоне он буквально «прикипел» к этому подразделению и не мыслит дальнейшей судьбы без него. Контрактников сегодня не вполне устраивает денежное довольствие, но лично у него оно в два раза выше благодаря служебной выслуге и тому, что он выполнил программу по воздушно-десантной подготовке (в послужном списке - 17 прыжков с самолета на парашюте). Нет жилья, ну так у кого оно есть? В самом батальоне всего два офицера имеют квартиры, а молодые лейтенанты ютятся в крохотных комнатках общежития. Правда, рядом с частью строится дом; говорят, там выделят служебное жилье и морской пехоте.
- Мы эту проблему решили сообща, - включился в беседу другой контрактник, заместитель командира взвода сержант Владимир Зайцев. - Сам бы я не потянул оплату квартиры в городе на свое денежное довольствие. Поэтому вчетвером с ребятами скинулись на ее съем в ближайшем районе. А служить желание есть, и большое. Родители, которые проживают в Сибири, поддерживают меня в этом выборе. До службы 12 лет занимался спортом, так что к физическим нагрузкам не привыкать. Хотя в первые месяцы было все-таки трудновато. Один только 8-километровый марш-бросок при полном снаряжении: в бронежилете, с вещмешком, оружием и боезапасом (а это десятки килограммов) чего стоит! Кажется, все, силы оставляют, задыхаешься, плечи сковывает тяжесть... А оглянешься на товарища - он, сжав зубы, бежит, - и стыдно ведь отставать. На полигоне отстрелялись как положено, вроде чуть передохнули и - обратно в таком же ритме! Сейчас уже сам учу молодых преодолевать трудности.
В динамике служебных будней юноша значительно быстрее, чем на «гражданке», превращается в мужчину. Поистине серьезным экзаменом для каждого стали учения, которые и в прошлом году проводились на мысе Клерка, куда обычно высаживается морской десант и атакует обороняющегося «противника». А взять сегодняшнее участие морских пехотинцев в дальнем походе кораблей ТОФ в Индийский океан, где у берегов Сомали они в реально опасных условиях выполняют боевые задачи по охране гражданского судоходства! Эта школа мужества, несомненно, пригодится и тем, кто, уволившись в запас, будет устраиваться в жизни гражданской. Ну а для ребят, накрепко связывающих судьбу с военной службой по контракту, тем более нужна такая закалка.
...Добавим к этому, что вдали от гарнизонов едва ли имеют представление о том, чем конкретно занимается морская пехота. Понятно, где-то эти парни тренируются: стреляют, десантируются с кораблей на берег, покидают с парашютами самолеты. Главной базе Тихоокеанского флота - порту Владивостоку, - наверное, просто повезло: на его окраине дислоцируется единственная в стране дивизия морской пехоты. И почти на каждом краевом или городском культурно-массовом мероприятии, обязательно на праздник Победы, в День Военно-морского флота, день призывника жители и гости города воочию видят этих подтянутых, сильных военнослужащих в черных беретах. А их показательные выступления с элементами рукопашного боя, борьбы самбо и карате каждый раз приводят людей в восторг. И наверняка не у одного юноши появляется и крепнет желание попасть на службу именно в такое подразделение.
К слову, это яркое спортивное представление обычно обеспечивает 2-я рота десантно-штурмового батальона, которую мы видели на полигоне во время огневой подготовки.
На снимках:
Командир 2-й десантно-штурмовой роты старший лейтенант Александр ЮСИН.
Техника под присмотром!
Марш-бросок.
Утро на полигоне.
Водитель БТР матрос Иван КИСЕЛЕВ.
Матрос Александр САПРУНОВ.
Командир гранатометно-пулеметного взвода лейтенант Роман АРКАНОВ.
В минуты отдыха у костра.
Старший техник роты старший прапорщик Алексей ГУСАРОВ.
Точно в «яблочко»!