на главную страницу

11 Февраля 2009 года

Страна и мир

Среда

АРМИЯ ИЗ «МОДУЛЕЙ»

Владимир КУЗАРЬ.



В 1990 году, когда в ходу уже было новое мышление, один из советских военачальников посетил Соединенные Штаты, а там ему показали, знакомя с американской армией, военный учебный центр. При его посещении военачальник обратил внимание, что в учебных классах, тренажерных залах, на полигоне за противоположную сторону выступают советские солдаты и боевая техника. «Как же так? - спросил он. - Мы говорим с вами о взаимопонимании и доверии, организуем сотрудничество, а вы по-прежнему считаете нас за противника». «Вовсе нет, - сказали ему в ответ. - Просто для своих солдат мы в качестве спарринг-партнера берем наиболее сильного бойца, а сегодня это - советский солдат, и в процессе обучения учимся побеждать его. Не на примере же каких-то африканцев нам учить свою армию воевать в современных условиях».
Думается, и мы, придавая новый облик Российской армии, обязаны перед глазами иметь американскую, бесспорно, сильнейшую на сегодня армию, и тогда создадим Вооруженные Силы, способные отразить любую угрозу и надежно обеспечить национальную безопасность. Тем более что и американцы находятся сегодня в процессе военных преобразований. Причем приоритет, несмотря на новые тенденции и веяния типа воздушно-космических операций и развития всех составных частей вооруженных сил США, отдается сухопутным войскам. Ибо только они, убеждено американское военно-политическое руководство, обеспечивают конечный результат войны.

     
В динамике преобразований


     Сухопутные силы - как раз их в США, напомню, называют армией - на 1 октября 2008 года насчитывали в своем составе 543.645 человек. К 2013 году их численность возрастет в соответствии с принятыми решениями на 74.200 военнослужащих. При этом необходимо учесть, что в сухопутных войсках национальной гвардии проходят службу еще 365.000 человек и в резерве находятся 205.000 человек. Сейчас все они включены в процесс реформирования армии, с окончанием которого США рассчитывают иметь в своем распоряжении сухопутные силы, способные добиться превосходства в любых регионах мира.
     Этот процесс включает в себя оптимизацию организационно-штатной структуры армии, ее оснащение новыми средствами вооруженной борьбы, повышение уровня подготовки личного состава и совершенствование системы мотивации военной службы. Главное новшество организационно-штатных мероприятий заключается в переходе сухопутных сил с дивизионной структуры на бригадную. Для этого с 2003 года осуществляется реорганизация дивизий и отдельных бригад в боевые и обеспечивающие бригады так называемого модульного типа. Всего планируется иметь к 2013 году 303 «модульные» бригады - 76 боевых и 227 боевого и тылового обеспечения.
     Боевые бригады предусматриваются трех типов - тяжелые (25), пехотные (44) и «Страйкер» (7). Тяжелые бригады состоят из смешанных батальонов и артиллерийского дивизиона, которые имеют на вооружении танки и БМП, 155-мм самоходные гаубицы. Эти бригады, обладающие большой огневой мощью, являются главной ударной силой армии, хотя их эффективность несколько снижает невысокая стратегическая мобильность и большие потребности в боевом и техническом обеспечении. Пехотные бригады оснащены легким вооружением, имеют достаточно высокую мобильность и способны вести боевые действия в отрыве от главных сил и баз снабжения в течение продолжительного времени. В то же время для них характерны невысокие огневые возможности и слабая броневая защищенность. В этом плане наиболее перспективными видятся боевые бригады «Страйкер». Вместо тяжелой боевой техники на гусеничном ходу они оснащены специализированными колесными боевыми бронированными машинами «Страйкер», что позволяет им сочетать высокую стратегическую мобильность и автономность действий с большой огневой мощью. К настоящему времени на модульную структуру переведены 68 боевых бригад.
     «Модульные» бригады боевого и тылового обеспечения представлены двумя типами. Один из них представляет собой так называемые многофункциональные бригады, включающие разнородные силы и средства (армейской авиации, артиллерийские, обеспечения маневра, боевой визуализации, снабжения). Другой - монофункциональные бригады (противовоздушной обороны, инженерные, связи, военной полиции, военной разведки, химической защиты, тылового обеспечения, психологических операций). На модульную структуру к настоящему времени переведены 187 бригад обеспечения.
     Следует подчеркнуть, что военно-политическое руководство США, переводя армию на бригадную структуру, сохраняет дивизионные и корпусные штабы, из которых формируются новые «модульные» органы управления. Например, дивизионный модуль будет насчитывать 1.000 человек и включать штаб, пункты управления и штабной батальон. При необходимости каждый такой «модуль» способен взять в свое подчинение несколько (до шести) боевых бригад и бригад обеспечения и осуществлять управление их действиями при решении оперативно-стратегических задач. Аналогичные функции возложены и на штабы корпусов.
     Совершенно очевидно, что это ведет к увеличению штабных органов и численности офицерского состава. Однако в США сознательно пошли на такой шаг, понимая, что бригадная структура более приемлема для быстрой переброски и развертывания войск в удаленных регионах и ведения там боевых действий низкой интенсивности. Таких, как в Афганистане и Ираке, где, в частности, эти «модули» уже прошли первую практическую обкатку. Дивизионные и корпусные структуры сохраняются же на тот случай, когда США потребуется развертывание крупных соединений и формирований для ведения широкомасштабных и длительных боевых действий.
     
Боевые системы будущего

     В основу оснащения армии новыми средствами вооруженной борьбы положена долгосрочная комплексная программа «Боевые системы будущего», общая стоимость которой оценивается в 160 млрд. долларов. Она предусматривает прежде всего создание и принятие на вооружение боевых бронированных машин модульной конструкции с повышенной огневой мощью, мобильностью и живучестью, а также артиллерийских систем и личного оружия. К ним следует отнести уже поступающие в войска боевые бронированные машины LAV-III «Страйкер» различных модификаций, 240-мм реактивные системы залпового огня «Химарс», 155-мм буксируемые гаубицы М777, ПТРК «Джавелин», а также разрабатываемые боевые бронированные машины БМТВ MCS со 120-мм пушкой и БМП ICV с 40-мм автоматической пушкой, 155-мм самоходную гаубицу NLOS-C, 120-мм самоходный миномет NLOS-M и другие.
     Вторым направлением этой программы стала роботизация армии. По планам Пентагона, роботизированным системам со временем предстоит заменить солдат в наиболее опасных для жизни боевых действиях, что позволит существенно сократить людские потери. Этих «солдат» не надо будет кормить, они не будут забывать приказы, не будут испытывать потрясений, если в их соседа попала пуля. Не менее важны и соображения финансового характера. Например, один американский военнослужащий за свою жизнь обходится военному ведомству в среднем в 8 млн. долларов, в то время как робот будет стоить в 10 раз меньше.
     К ним следует отнести прежде всего беспилотные летательные аппараты (БЛА), уже широко применяемые при ведении боевых действий. В начале конфликта в Ираке в составе сухопутных сил имелись только одна рота, оснащенная БЛА MQ-5B «Хантер», и два взвода с БЛА RQ-7B «Пойнтер» - всего 16 беспилотных летательных аппаратов. Сейчас они настолько распространены, что пришлось даже вводить новую военную специальность - оператор БЛА, получившую условное наименование 15W. Расширился и парк беспилотных летательных аппаратов. Сегодня он включает БЛА RQ-11 «Рейвен», «Пойнтер», «Хантер» и другие. У них увеличился радиус боевого применения, они стали более функциональными. На БЛА устанавливается аппаратура оптико-электронной и инфракрасной разведки, системы лазерного целеуказания и подсветки целей, современная аппаратура связи и передачи данных, а также средства огневого поражения.
     В Ираке уже используются многоцелевые роботы «Талон», предназначенные для постановки мин, разминирования, разведки, связи. Вес робота - около 45 килограммов, что в сочетании с компактными размерами позволяет переносить его одному человеку. Роботы уже обезвредили свыше 50.000 мин и самодельных взрывных устройств. В ближайшее время командование сухопутных сил рассчитывает получить на вооружение и первых роботов, способных самостоятельно обходить стационарные и подвижные препятствия и обнаруживать нарушителей на удалении до 300 метров. Пентагон также разместил в нескольких компаниях контракт на 26,4 млн. долларов на создание телеуправляемых роботов-солдат «Гладиатор». Это машина на гусеничном ходу высотой примерно с обычного бойца. Оборудованы «гладиаторы» пулеметами 7,62-мм калибра. Уже создан и прототип армейского робота под названием «Медведь», которому предстоит выполнять функцию санитара. Робот сможет эвакуировать пострадавшего солдата из зоны боевых действий, причем одного заряда батареи хватит на 50 минут беспрерывных перемещений.
     Еще одно направление программы «Боевых систем будущего» - разработка и создание такой униформы, снаряжения и средств индивидуальной защиты солдата, которые вместе обеспечат ему превосходство над врагом и почти абсолютную выживаемость. Солдат сможет вести наблюдение за полем боя благодаря видео- и инфракрасной камерам, закрепленным на автоматической винтовке, изображение от которых передается на дисплей, установленный на пуленепробиваемом забрале шлема. При этом сам военнослужащий может оставаться в укрытии. В снаряжение будет входить также система позиционирования и навигации, связанная с глобальной спутниковой системой связи и управления. Она позволит солдату правильно ориентироваться на поле боя и поддерживать связь с командиром и товарищами.
     Униформу планируется шить из ткани, созданной с помощью нанотехнологий. Она, как предполагается, будет гибче, легче и жестче настоящей, сможет, как хамелеон, менять цвет в зависимости от местности и времени года. Такую ткань нельзя будет ни порвать, ни разрезать ножом. Более того, она способна защитить солдата при попадании в него пули и осколков. В сшитую из этой ткани форму будут встроены датчики, способные измерять все жизненно важные параметры солдата (пульс, кровяное давление, температуру тела...). Эти данные будут поступать на медицинский компьютер, который в свою очередь передаст их врачу, находящемуся, может быть, в тысячах километрах от боя.
     И это уже не фантастика. Близкими по своим характеристикам к этим перспективным снаряжениям боевыми комплектами Land Warrior и Mounted Warrior была оснащена в июне 2007 года 4-я бригада, убывшая затем в Ирак. Правда, вооружены ее солдаты были обычными
     М-16. Но уже достаточно скоро на их вооружении могут появиться различные системы и виды оружия - кинетическое, лучевое, лазерное, плазменное и другое, в том числе комбинированное.
     С поступлением на вооружение войск военной техники командование армии намерено начать еще одну реорганизацию боевых бригад. По замыслу, боевая бригада нового типа будет аэромобильной. Ее оснастят 200 боевыми бронированными машинами различных модификаций, 18 самоходными гаубицами, 24 самоходными минометами, а также дистанционно управляемыми роботизированными машинами (примерно 30 боевых и 50 транспортных), от 70 до 100 единиц разведывательных и боевых беспилотных летательных аппаратов. Формирование первой боевой бригады нового типа планируется завершить в 2015 году. К 2020 году в составе сухопутных сил предполагается иметь шесть, а к 2025 году - 15 аэромобильных бригад.
     
Не долларом единым

     Финансовый кризис не скажется на денежном довольствии военнослужащих - с 1 января 2009 года их оклады возросли на 3,4 процента. Следует сказать, что основной оклад военнослужащего повышается в соответствии с законами от 1970 и 1977 годов, которые закрепляют принцип равенства оплаты государственных служащих (в число которых, естественно, входят и все военнослужащие) заработной плате занятых в частном секторе экономики и работающих на равноценных должностях. Кроме основного оклада, военнослужащий получает еще за выслугу лет и воинское звание, а также различные добавки к нему. В результате офицер в звании полковника и даже мастер-сержант, прослужившие двадцать и более лет, получают не меньше членов конгресса и министров правительства.
     Но только денежное довольствие, пусть и большое, не может служить достаточной мотивацией для американцев, чтобы они отказались от гражданской жизни и пошли на многие лишения, с которыми связана военная служба. Тем более в условиях ведущихся войн в Ираке и Афганистане. Понимая это, руководство Пентагона постоянно расширяет социальный пакет, состоящий уже из более чем 140 различных льгот, бонусов и выплат, которые и повышают статус военнослужащего в американском обществе.
     Жизнь каждого военнослужащего, например, страхуется максимум на 400 тыс. долларов. Страхование жизни оплачивают своим сотрудникам и примерно две трети американских работодателей. Однако «военное» и «гражданское» страхования различаются. Так, среднестатистический некурящий 25-летний американец, застрахованный на 500 тыс. долларов, выплачивает примерно 140 долларов в месяц, в то время как его ровесник в погонах - 28.
     Все категории военнослужащих и ветераны имеют право на пожизненную медицинскую страховку, которая полностью оплачивается из федерального бюджета. Причем речь идет не только об оплате лекарств или лечении в госпитале. Оплачиваются даже такие дорогостоящие операции, как пластическая, которую военнослужащий и военный пенсионер могут сделать за счет министерства обороны. Военное ведомство же компенсирует им и значительную часть расходов, связанных с лечением в специализированных гражданских медицинских учреждениях в случае, если госпиталь не может оказать необходимую помощь. Похороны погибшего и умершего американского военнослужащего также целиком берет на себя государство.
     В министерстве обороны США недавно обновили программу мер по обеспечению социальной поддержки семей военнослужащих, исходя из того, что «супруга или супруг - не просто придаток к военнослужащему, а зачастую именно супруг принимает решение, оставаться семье в военной среде или нет». В соответствии с этой программой законодателями приняты, в частности, решения по поощрению организаций, принимающих на работу жен военнослужащих и предоставляющих им налоговые льготы. При назначении на должности вольнонаемных в системе военного ведомства приоритет отдается членам семей военнослужащих. Установлены единовременные компенсации семьям военных, которые выделяются при увольнении жен в связи с переездом военнослужащего на период поиска нового места работы.
     Быть военным выгоднее и для получения образования. В вооруженных силах США поощряется дистанционное образование военнослужащих - для этой цели студенту в погонах выделяются персональный компьютер и 4,5 тыс. долларов в год на оплату обучения. В случае если в армию поступает студент, который должен оплатить свое обучение в вузе, он может воспользоваться услугами «Армейской программы погашения задолженности колледжу». Она предоставляет банковский кредит, застрахованный на федеральном уровне. Сумма такого кредита достаточно велика - до 65 тыс. долларов. Она может выплачиваться полностью или частично в ходе службы по контракту.
     Все эти и другие меры ведут к тому, что сухопутные силы США обладают широким спектром ресурсов и высокой степенью боевой готовности. Военно-политическое руководство США не скрывает, что рассчитывает запланированными преобразованиями еще более повысить боевые возможности американской армии и доминировать на планете.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex