
О важности кино как искусства и мощнейшего воспитательного фактора вновь начали активно говорить. Кинопроизводство - серьезная индустрия, оказывающая сильнейшее воздействие на жизнь страны, в том числе и ее армии. Сегодня многие согласятся с тем, что самый мощный на планете кинематограф - американский. Его продукция все больше приобретает характер не просто развлекательного зрелища. Голливуд обрел облик монстра идеологии, пропагандиста западного бытия и образа мышления. Мы же ныне будто пугаемся самого понятия «идеология». А ведь оно включает в себя позитивный воспитательный фактор, традиционный для российского кино. Между прочим, работы Михаила Ромма, Всеволода Пудовкина, Сергея Эйзенштейна, которые находились у истоков отечественного кинематографа, по сию пору пользуются успехом во всем мире как образцы киноклассики. В киноальманах для военных, естественно, вошли картины и этих режиссеров. Спектр отобранных фильмов широк.
Лента «Россия молодая» (реж. И. Гурин, 1981) рассказывает о подвиге русских людей в конце XVII - начале XVIII века, спасших Архангельск, где тогда строился российский флот, от шведов. Эпическое кинополотно «Война и мир» (реж. С. Бондарчук, 1967) дало экранную жизнь роману Льва Толстого.
Названия фильмов «А зори здесь тихие...» (реж. С. Ростоцкий, 1972), «Аты-баты, шли солдаты» (реж. Л. Быков, 1976), «Батальоны просят огня» (реж. А. Боголюбов, В. Чеботарев, 1985), «В августе 44-го» (реж. М. Пташук, 2001), «В бой идут одни старики» (реж. Л. Быков, 1973), «Горячий снег» (реж. Гавриил Егиазаров, 1972), «Два бойца» (реж. Л. Луков, 1943) говорят сами за себя, а герои их близки и любимы. Как и персонажи «Белорусского вокзала» (реж. А. Смирнов, 1970), однополчане, встретившиеся спустя четверть века после войны на похоронах боевого товарища. Прошли годы, но неизменными остались способность жертвовать собой, неистребимая любовь к жизни, верность фронтовой дружбе.
А как же обойтись без фильмов о разведчиках? «По тонкому льду» (реж. Дамир Вятич-Бережных, 1966), «Подвиг разведчика» (реж. Б. Барнет, 1947) и, конечно же, любимые всеми «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, 1973).
Составители не забыли и документальную киноклассику. В фильме «Великая Отечественная» (реж. Р. Кармен,1965) использованы работы 236 кинооператоров, 40 из которых погибли на боевом посту. Сюда же вошли материалы киноархивов России, Германии, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Югославии, Англии и Франции.
В сборник вошли и ленты о современных «горячих точках». «Война» (реж. А. Балабанов, 2002), «9 рота» (реж. Ф. Бондарчук, 2005), «Блокпост» (реж. А. Рогожкин, 1998), «Грозовые ворота» (реж. А. Малюков, 2006), «Прорыв» (реж. В. Лукин), «Живой» (реж. А. Велединский, 2006). И новый фильм о современной армии России, впервые за долгие годы снятый по заказу Министерства обороны, - «Второе дыхание» (реж. М. Туманишвили, 2008).
«Собачье сердце» (реж. В. Бортко, 1988), «Барышня-крестьянка» (реж. А. Сахаров, 1995), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Мотыль, 1970), «Гусарская баллада» (реж. Э. Рязанов, 1962), «Табор уходит в небо» (реж. Э. Лотяну, 1975), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. Говорухин, 1979), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: знакомство» (реж. И. Масленников, 1979), «Двенадцать стульев» (реж. Л. Гайдай, 1977), «Джентльмены удачи» (реж. А. Серый, 1971), «О бедном гусаре замолвите слово» (реж. Э. Рязанов, 1980), «Обыкновенное чудо» (реж. М. Захаров, 1978), «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия, 1979)... Эти фильмы военно-патриотической тематикой не определяются. А вот проявления Добра, Надежды, Веры и Любви в них видны во всей полноте палитры. Это же относится и к картинам, формат которых еще недавно считали «немодным». В них накал страстей органично дополняет философский подход к приметам истории Отечества. «Баязет» (реж. А. Черных, Н. Стамбула, 2003), «Мы из будущего» (реж. А. Малюков, 2008), «12» (реж. Н. Михалков, 2007), «Адмиралъ» (реж. А. Кравчук, 2008), «Монгол» (реж. С. Бодров, 2007), «Остров» (реж. П. Лунгин, 2006). В этих лентах призыв к духовному росту и совершенствованию тоже находит признательный отклик у зрителя.
Смотреть фильмы в военной среде в свободное от службы время - нечто большее, чем традиция. Так пусть ориентирами станут произведения подлинного киноискусства. Верится, что сотня фильмов, рекомендованных к просмотру в воинской среде, будет из года в год пополняться новыми кинопроизведениями, достойными величия России.