на главную страницу

12 Февраля 2009 года

Армия и общество

Четверг

Вторая беда России

Виталий ПОЗДНЯКОВ.



«В России две беды - дураки и дороги» - известное высказывание великого классика отечественной литературы Николая Васильевича Гоголя за два века вовсе не потеряло своей актуальности. В этом еще раз убедился внештатный корреспондент «Красной звезды» во время поездки в одну из частей 6-й армии ВВС и ПВО.

     
Армейская «погремушка»

     Кингисепп - небольшой город с населением 70 тысяч человек - был конечной остановкой автобуса после двухчасовой поездки. Отсутствие пробок и вечно куда-то спешащих людей, тихая, размеренная атмосфера провинции сделали мое первое впечатление об этом городе весьма приятным. Помочь добраться до нужной мне воинской части согласился «бомбила», дежуривший прямо возле автовокзала.
     Пока мы ехали, я решил расспросить водителя о военном городке, ведь как ни крути, а в маленьких населенных пунктах люди хоть сколько-нибудь, да знают друг о друге.
     - Да часть как часть. Ничего особенного, - коротко ответил водитель, - вот только ездить туда мы соглашаемся редко. По дороге, что ведет к городку, только на вездеходах кататься. Едешь и чувствуешь себя внутри огромной погремушки. Машину жалко. А что делать? Деньги ведь надо зарабатывать, да и служивых жалко: порой иначе им и их женам с детьми в город не выбраться. Впрочем, сейчас сам все увидишь.
     Водитель снизил скорость и свернул направо. Собственно, отсюда и начиналась та самая «веселая» дорога, по которой отказывались ехать другие таксисты. Протяженность ее была километра полтора. И будь она в состоянии несколько лучшем, мы проехали бы ее, наверное, за минуту. Но вместо этого пришлось потратить несколько больше времени. С первых метров этого «автобана» нас встретили разбросанная щебенка и приличного размера ямы. Глядя на некоторые, можно было увидеть не только толщину слоя асфальта, но и железную арматуру, выглядывавшую из бетонных плит. Любой человек, наблюдающий за тем, как шофер выполнял виражи на этой «полосе препятствий», подумал бы, что тот тренируется для сдачи на права упражнения «Змейка». Вот только фишками нам служили все новые и новые ямы, на которые таксист матерился всякий раз, когда колесом все-таки проваливался в них.
     Ближе к военному городку дорога стала немного лучше. Однако теперь я понимал, почему водитель сравнивал машину при езде по этой дороге с погремушкой. Под неровностью старого асфальта, подремонтированного на скорую руку, рессоры нашей «девятки» ни капли не спасали. Грохот гаечных ключей и каких-то деталей мотора из-под капота периодически дополняли звуки моих ударов головой о потолок машины.
     
«Тришкин кафтан»

     В заранее подготовленный список вопросов командиру части подполковнику Алексею Макарову я добавил еще один - о состоянии подъездной дороги. Как заверил Алексей Сергеевич, по мере возможности ремонт осуществляется средствами, которыми располагает часть. А именно - изредка ямы засыпают щебнем. Также помогает руководство Кингисеппского муниципального района. Иного способа поддерживать дорогу в приемлемом состоянии нет в силу отсутствия необходимых средств.
     Офицер части, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что последний раз ремонт дороги осуществлялся лишь в 1998 году:
     - Бывало, от безысходности солдаты засыпали на дороге ямы шлаком, а то и вообще глиной. А при питерской-то погоде это до первого дождя. Наши военнослужащие, их жены неоднократно писали по этому поводу в квартирно-эксплуатационную часть города Пушкина. Но, как нам ответили, эта дорога не стоит у них на балансе. С их слов, ответственность в данном случае лежит на муниципалитете Кингисеппского района.
     В автомобильно-дорожной службе Ленинградского военного округа меня проконсультировали по вопросу о том, на ком в действительности должна лежать ответственность. Есть такое понятие - «дорога двойного назначения». Под ним понимается дорога, которая используется как военными, так и гражданскими организациями. Такое часто встречается, если воинская часть находится в пределах города. В этом случае за состояние дороги отвечают органы местного самоуправления. Такое решение было принято с целью снизить нагрузку на бюджет Министерства обороны. Но если дорога не является средством двойного назначения и служит только подъезду к военному городку, то ответственность за ее содержание ложится на местную КЭЧ и инженерную службу 6-й армии ВВС и ПВО, которой подчинена часть подполковника Алексея Макарова. Сама же воинская часть должна обслуживать только те дороги, которые находятся на ее территории.
     Если говорить буквально, то военный городок близ Кингисеппа расположен вне черты города, в полутора километрах от ближайшей деревни. Отсюда следует, что дорога эта строилась именно в интересах части. Правда, два раза в день по ней ездит рейсовый автобус. Его уже давно собирались отменить, так как директор автобусного парка в целях сохранения машин отказывался пускать их по разбитой дороге. И все же 77-й (такой номер маршрута у автобуса) пока продолжает ходить согласно расписанию, потому что муниципалитет района внемлет слезным просьбам и письмам жен офицеров и понимает, что это единственная ниточка, связывающая гарнизон с «цивилизацией». Отмени 77-й маршрут, и даже первоклашкам придется, говоря военным языком, совершать полуторакилометровый марш до ближайшей остановки проходящих автобусов, чтобы добраться до школы.
     
Неучтенная дорога

     Вопросы по злосчастной дороге привели меня в офис ООО «Коммун Энерго», занимающегося обслуживанием в жилищно-коммунальной сфере. Знакомлюсь с генеральным директором фирмы Олегом Сухаром. Он один из двух депутатов, представляющих Опольевское сельское поселение в муниципалитете Кингисеппского района.
     - После сокращения бригады, которая раньше дислоцировалась на территории воинской части, подъездную дорогу к городку никто не обслуживал. Оставшаяся группа дивизионов содержала ее за счет своих средств. Совместными усилиями я и глава Опольевского поселения Сергей Спицын добились, чтобы эту дорогу включили в реестр Кингисеппского района. С 2007 года она была оприходована советом депутатов в качестве поселковой дороги, был составлен паспорт, на ее содержание стали выделять деньги, - рассказал Сухар.
     - Когда же наконец займетесь ремонтом дороги и сколько на это выделено средств? - спрашиваю я.
     В ответ на это Олег Борисович показывает мне смету за 2007 год, где указано, что на содержание было выделено 150 тысяч рублей. Зимним обслуживанием занималось ДРСУ, сумма договора с которым составила 140 тысяч рублей. Но капитальный ремонт намечен на 2009 год. В этот период согласно «Адресной программе по ремонту и содержанию автомобильных дорог и электрификации садоводческих некоммерческих товариществ МО «Кингисеппский муниципальный район» на 2008 - 2010 годы», финансируемой из местного бюджета, на ремонт «военной» дороги запланировано выделить полтора миллиона рублей. Сумма эта весьма приличная, если сравнивать с объемом средств, которые запланировано выделить на данную программу в 2009 году, а именно 11 миллионов.
     Наш разговор продолжился уже в кабинете главы МО «Кингисеппский муниципальный район» Александра Невского.
     - Ситуация, возникшая с дорогой, вызвана проблемой собственности, - начал Александр Игоревич. - Военные говорили, что она находится в федеральной собственности, но у нас иные сведения: официально дорога не была принята. Так что пока усилием местных властей не был составлен паспорт, она даже не числилась в Кингисеппском районе.
     Для капитального ремонта дороги, по оценкам экспертов, необходимо от 12 до 15 миллионов рублей. Одна из причин этого - ширина проезжей части. В некоторых местах она гораздо уже установленных стандартов. Однако Александр Невский заверил, что предполагаемой суммы хватит на ремонт большей части дороги. И способствовать этому будет применение новых технологий, более качественных, затраты на которые гораздо ниже, чем на традиционные.
     
Свет в конце пути

     Пообщаться с начальником КЭЧ города Пушкина Авениром Казанцевым по вопросу о том, действительно ли дорога стояла на балансе службы, которую он возглавляет, мне, к сожалению, не удалось. Авенир Юрьевич постоянно находился на совещаниях. Между тем уже не первый раз деятельность пушкинской пригородной КЭЧ вызывает серьезные вопросы. «Красная звезда» («толстушка» от 22 - 28 октября 2008 года) обращала на них внимание в репортаже Виталия Позднякова «Кто-кто в теремочке живет?».
     Спорная ситуация, связанная с дорогой, порождает много вопросов. Как получилось, что десять лет этой проблеме в руководстве 6-й армии ВВС и ПВО не придавали значения? Знали ли вообще о ней в штабах? Почему возникла неопределенность в вопросе собственности дороги? Ответов пока, к сожалению, нет.
     Весной этого года начнется капитальный ремонт дороги, чего жители военного городка ждут с нетерпением. Однако руководству армии теперь предстоит разобраться в причинах, которые породили противоречия, принесшие семьям военнослужащих части столько проблем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex