на главную страницу

13 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в нарушение своего мандата, точнее, при его отсутствии, уже второй за эту неделю раз попытались проехать на территорию Южной Осетии (с конца прошлого года деятельность Миссии ОБСЕ на территории республики и в Грузии не продлена). Автомобиль с наблюдателями пересек границу РЮО в районе села Арцев. После того как южноосетинские военнослужащие, находящиеся на посту, попытались остановить машину, она развернулась и спешно покинула территорию Южной Осетии. Ранее, во вторник, двое наблюдателей Миссии также и в том же районе были задержаны сотрудниками Арцевского отделения милиции и отпущены после проверки документов.

     Вероятно, кому-то подобные действия представителей ОБСЕ могут показаться несущественными и малозначительными прегрешениями перед международным правом. Но в том-то и дело, что такие «мелочи» могут поставить под сомнение выводы, делаемые представителями всех европейских структур, работающих в Грузии. В том числе и выводы Миссии наблюдателей ЕС (МНЕС) по ситуации, складывающейся в зоне конфликта в целом, так как создается такое впечатление, что основной задачей для европейцев является проникновение на территорию Южной Осетии, а не недопущение милитаризации зон безопасности вокруг нее.
     К примеру, на днях Миссия опровергла сведения о концентрации грузинских военных у административной границы Южной Осетии. При этом было сказано, что «невооруженная, гражданская Миссия ЕС недавно заключила соглашения с МВД и МО Грузии об ограничении передвижения и уровня вооружения грузинских сил на территориях, прилегающих к административным границам Южной Осетии и Абхазии, и грузинская сторона выполняет эти соглашения». Однако здесь, вероятно, необходимо напомнить, что данное соглашение не имеет запретительного характера для Тбилиси и грузинская сторона на свое усмотрение может как оповещать, так и не информировать европейцев о своих реальных действиях. А появление нескольких грузинских БМП в районе села Дици (информация замминистра обороны Южной Осетии Ибрагима Гассеева, находящегося в так называемой буферной зоне, которую контролируют международные наблюдатели) свидетельствует именно об этом. Кроме того, мы все прекрасно помним отсутствие какой-либо реакции ЕС и ОБСЕ на сведения о подготовке Грузией августовской агрессии в отношении Южной Осетии. Как и о том, что в течение долгих лет военные наблюдатели от Европы в зоне грузино-осетинского конфликта отказывались подписывать протоколы, свидетельствующие о причастности грузинской стороны к обстрелу югоосетинских объектов, несмотря на явные подтверждающие факты (свидетелем этому я становился неоднократно).
     Схожая ситуация и в Абхазии. Президент Сергей Багапш считает тщетными надежды на замену Миссии ООН в республике на Миссию Евросоюза. «Никаких наблюдателей Миссии Евросоюза в Абхазии не будет», - заявил он на встрече со спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Петером Семнебю. По всей видимости, Сергей Багапш на примере Южной Осетии усомнился в эффективности деятельности европейцев.
     Именно Абхазии и Южной Осетии, считают в России, должно принадлежать решающее слово в том, принимать или нет международное присутствие на своей территории. В свою очередь постоянный представитель РФ при ОБСЕ Анвар Азимов в ходе своего выступления на Постоянном совете Организации отметил, что Европейский союз через свою миссию наблюдения должен выступать гарантом принципа неприменения силы, как это четко зафиксировано в российско-французской договоренности от 8 сентября 2008 года. А обстановка в зонах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, остается сложной и имеет тенденцию к новому обострению. «В первую очередь, - пояснил он, - это связано с действиями грузинской стороны, продолжающей концентрацию в приграничных районах своих воинских формирований и тяжелых вооружений, создание новых полевых лагерей и наблюдательных постов».
     В настоящее время исключительно российский ограниченный воинский контингент, размещенный на территории Абхазии и Южной Осетии на основании заключенных двусторонних соглашений, выполняет функции по поддержанию мира и стабильности в регионе, обеспечивая гарантии невозобновления вооруженных провокаций с грузинской стороны. Остается надеяться, что и Евросоюз оценит складывающуюся здесь ситуацию, но уже с широко открытыми глазами, ведь юридически обязывающие документы, гарантирующие неприменение силы против Южной Осетии и Абхазии, пока отсутствуют.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex