на главную страницу

13 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

С учетом фактора стабильности

Виктор РУЧКИН.



     Депутат Госдумы, экс-секретарь Совета Безопасности РФ академик РАН Андрей Кокошин считает, что сегодня открываются определенные перспективы решения вопросов ограничения и сокращения как стратегических наступательных вооружений, так и установления нового режима в отношении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе.
     «Обе эти проблемы должны решаться только на основе взаимоприемлемых принципов стратегической стабильности, равенства и равной безопасности сторон», - сказал А. Кокошин в беседе с корреспондентом газеты «Красная звезда». Он отметил, что принципы стратегической стабильности отрабатывались весьма детально еще с конца 1960-х годов и фактически на их основе были заключены важнейшие соглашения между СССР и США в 70-е и 80-е годы прошлого века.
     «Со стороны США неоднократно имели место попытки действовать вопреки этим отработанным и негласно принятым принципам стратегической стабильности. Недавняя попытка такого рода - это действия администрации Буша-младшего по созданию глобальной системы ПРО и особенно по размещению ее компонентов в Европе, в частности в Польше и Чехии», - указал депутат.
     По его словам, «сейчас, рассматривая перспективы дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, ограничения стратегических наступательных потенциалов сторон, невозможно снова не вернуться к теме противоракетной обороны во всей полноте, несмотря на те значительные изменения, которые произошли в политико-военной, военно-стратегической и военно-технической сферах по сравнению, например, с 1980-ми годами».
     Академик Кокошин отметил, что нужно предельно тщательно оценить равновесие сил, которое может сложиться при достижении тех или иных вариантов российско-американских соглашений. «У американской стороны не должно быть никаких иллюзий относительно того, что в этом вопросе Россия поступится высшими интересами своей национальной безопасности», - считает он.
     По его словам, «здесь не обойтись без очень детального подсчета боевых возможностей сторон, того, как это делалось в те же 1970-е, 1980-е годы, с учетом очень многих технических характеристик». «Мы должны осознавать, - отметил А. Кокошин, - что в США сейчас этими вопросами занимается значительное число экспертов, в том числе люди, которые прекрасно знают всю историю и предысторию соглашений о стратегических наступательных вооружениях и о противоракетной обороне, которые умеют считать боеголовки и оценивать технические характеристики систем, имеющихся на вооружении у каждой из стран».
     При рассмотрении этих вопросов, по мнению депутата, безусловно, необходимо учитывать и фактор так называемых третьих стран, в том числе сравнительно новых игроков на этом поле в лице Индии и Пакистана. Особенно важно это будет, если речь пойдет о действительных сокращениях стратегических ядерных вооружений, достаточно значительных.
     «Безусловно, при подходе к ограничению сокращения стратегических наступательных вооружений мы должны иметь в виду и параметры стратегической стабильности в сфере сил общего назначения и обычных вооружений. Сегодня мы, к сожалению, уже не сверхдержава, у нас нет Организации Варшавского договора, а Соединенные Штаты и их союзники обладают колоссальным превосходством в этой сфере», - сказал А. Кокошин. «Этот фактор, - подчеркнул он, - не может не приниматься во внимание при рассмотрении параметров соотношения сил в области стратегических наступательных вооружений, в области ПРО и в области тактического и оперативно-тактического ядерного оружия».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex