на главную страницу

13 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

Цель – законность и порядок

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Материал подготовлен при содействии пресс-службы Главной военной прокуратуры.
Фото Надежды ТИХОМИРОВОЙ.



В Москве состоялась расширенная коллегия Главной военной прокуратуры, в ходе которой заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1-го класса Сергей Фридинский подвел итоги деятельности военных прокуроров в 2008 году и определил задачи на перспективу. В работе коллегии приняли участие первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Колмаков и начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков.

     Как отметил Сергей Фридинский, в войсках за минувший год проделана определенная работа по укреплению законности и правопорядка. Военными прокурорами эффективно осуществлялась надзорная деятельность на многих направлениях. Причем не только по выявлению нарушений закона, но и по контролю за принятием действенных мер к их устранению. В процессе этой работы восстановлены нарушенные права почти 400 тысяч военнослужащих и других граждан. По требованию военных прокуроров отменено более 12 тысяч незаконных правовых актов командования. Принятыми мерами государству возмещен материальный ущерб на сумму свыше 1 млрд. рублей.
     Прокурорскими работниками поддержано государственное обвинение более чем по 10 тысячам уголовных дел, что позволило вынести законные и обоснованные приговоры в отношении свыше 11 тысяч виновных лиц.
     По мнению Главного военного прокурора, добросовестное отношение к исполнению служебного долга проявило абсолютное большинство прокурорских работников. С высокой отдачей работали коллективы военных прокуратур Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского военных округов и ряда других.
     «В очередной раз в условиях вооруженного конфликта в Южной Осетии военные прокуроры оправдали свое название и свое предназначение. Практически одновременно с началом боевых действий прокурорские работники вместе с войсками вошли в район вооруженного конфликта и стали осуществлять надзорные и следственные мероприятия. На надлежащем уровне была организована деятельность прокуратуры и в составе подразделений Коллективных сил по поддержанию мира на территории Республики Абхазия», - подчеркнул он.
     По словам Сергея Фридинского, проделанная совместно с командованием, органами безопасности в войсках, военными судами, государственными институтами и общественными организациями работа по укреплению законности и правопорядка в войсках дала определенные позитивные результаты. По итогам года сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе повлекших тяжкий вред здоровью, преступных посягательств против порядка несения специальных видов службы, неуставных проявлений и фактов рукоприкладства должностных лиц. Существенно уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотических средств и ряда других.
     «Вместе с тем состояние преступности в войсках и воинских формированиях остается непростым. В минувшем году в них зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. И ряд проблем обозначился вполне конкретно», - констатировал Главный военный прокурор.
     В своем выступлении на коллегии он отметил, что в течение всего года наблюдался рост преступности среди офицерского состава. В результате в минувшем году ими совершено уже каждое четвертое преступление(это самый высокий показатель за последние 5 лет).
     «Большинство этих деяний, как и в предыдущие годы, составляют должностные и корыстные преступления. Офицерами совершено более половины всех посягательств на военное имущество, хищений путем мошенничества, подавляющее большинство случаев взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат. Этой категорией военнослужащих совершено три четверти из почти 2,5 тысячи коррупционных преступлений», - сказал Сергей Фридинский.
     При этом если главным мотивом действий младших офицеров явилось нежелание служить, в силу чего ими совершено в 6 раз больше уклонений от военной службы, то старшими офицерами в 4 раза чаще совершались коррупционные преступления, в том числе взяточничество и должностные подлоги, в 10 раз - злоупотребления должностными полномочиями. В основе их противоправного поведения, как правило, были корыстные побуждения и иная личная заинтересованность.
     «Все чаще коррупционные деяния совершаются устойчивыми преступными группами, организаторами и руководителями которых являются высокопоставленные воинские должностные лица. Только в минувшем году за совершение таких преступлений к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 - старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами, в прошлом году вырос вдвое и превысил 2 миллиарда рублей», - заявил руководитель ГВП.
     По его мнению, эти цифры свидетельствуют прежде всего о серьезных издержках в процессах подготовки и расстановки офицерских кадров. Однако наряду с этим причинами высокого уровня криминализации офицерского корпуса по-прежнему являются недостатки в организации и проведении финансового и хозяйственного контроля, низкий уровень ответственности должностных лиц контрольно-ревизионных органов и внутрипроверочных комиссий.
     Как подчеркнул Сергей Фридинский, следствием активизации деятельности правоохранительных органов, эффективного взаимодействия с органами безопасности в войсках и военными следственными органами, в том числе в рамках созданных в прошлом году рабочих групп, стало повышение выявляемости коррупционных преступлений в войсках, в частности взяточничества, присвоений и растрат, злоупотреблений должностными полномочиями. К примеру, в результате такой работы в войсках Приволжско-Уральского военного округа количество выявленных преступлений данной категории возросло в 10 раз.
     «Но есть и другие примеры. Военные прокуроры Тихоокеанского флота так и не нашли действенных форм взаимодействия, в том числе с контрольно-ревизионными и правоохранительными органами. Как следствие - количество выявленных коррупционных правонарушений хоть и увеличилось, но едва превысило семь десятков», - вынужден был признать Главный военный прокурор. При этом он потребовал от всех военных прокуроров впредь досконально разбираться в причинах сохранения в войсках негативных тенденций, указав, что принимаемые меры должны быть адекватны обстановке в армейских коллективах и приводить к конкретным результатам.
     Говоря о росте числа уклонений офицеров от прохождения военной службы, Сергей Фридинский заявил, что во многом их обусловили материально-бытовая неустроенность, отсутствие жилья, надлежащих условий службы и быта, низкий уровень денежного довольствия. «В минувшем году количество таких преступлений в войсках увеличилось в полтора раза. Всего же офицерами совершено каждое десятое преступление против порядка прохождения военной службы», - заявил он.
     Напомнив участникам заседания о том, что проблема состояния правопорядка среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, поднималась неоднократно, в том числе на специальном координационном совещании в ноябре 2007 года, Главный военный прокурор отметил, что положение дел на местах, к сожалению, в лучшую сторону не изменилось. «Военнослужащими по контракту в минувшем году совершено каждое третье учтенное в войсках правонарушение. Более половины из них - уклонения от прохождения военной службы. В прошедшем году самовольно оставили службу более 7 тысяч контрактников. При этом в отдельных военных округах уклонения от военной службы составили половину всех преступлений военнослужащих этой категории», - сказал он.
     В структуре преступлений, совершаемых контрактниками, по-прежнему распространены посягательства на собственность и неуставные взаимоотношения.
     Сергей Фридинский в своем выступлении также подчеркнул, что одним из главных направлений деятельности прокуратуры на ближайшую перспективу Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым определено противодействие коррупции. По его словам, принятые в 2008 году большинством военных прокуроров совместно с командованием, органами безопасности и военными следственными органами меры обеспечили позитивные сдвиги в выявлении и пресечении коррупционных проявлений в войсках.
     «В минувшем году выявлено более 7 тысяч правонарушений коррупционной направленности, об устранении которых внесено свыше 1.300 представлений, по принесенным военными прокурорами протестам отменено более 120 незаконных правовых актов командования. Надзорными средствами обеспечено возмещение причиненного государству ущерба на сумму почти полмиллиарда рублей. По результатам проверок к различным видам ответственности привлечены более 3 тысяч должностных лиц», - привел статистику руководитель ГВП.
     Он призвал военных прокуроров всех уровней активизировать надзорную работу по пресечению коррупции в сфере гособоронзаказа, в том числе при расходовании бюджетных средств, выделенных на разработку, закупку, ремонт вооружения и военной техники, тыловое обеспечение войск, а также в ходе организации и призыва граждан на военную службу.
     Отдельно Сергей Фридинский остановился на вопросе происходящих сегодня в армии и на флоте масштабных изменений, обусловленных решениями руководства страны по формированию нового облика Вооруженных Сил.
     «Полным ходом пошли процессы оптимизации структуры и численности войск. В течение следующих нескольких лет с военной службы будут уволены десятки тысяч офицеров и прапорщиков. Начато реформирование военных вузов с созданием на их базе сети крупных военных учебно-научных центров. Заработала федеральная программа перевода на контрактную основу сержантов и солдат. В этих условиях как никогда востребована правозащитная составляющая работы органов прокуратуры. Наша с вами задача - организовать тщательное надзорное сопровождение деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц при реформировании военной организации государства. Особое внимание при этом следует обращать на безусловное соблюдение прав и свобод военнослужащих и членов их семей, особенно на жилище, профессиональную переподготовку, трудоустройство и медицинское обеспечение», - подчеркнул Главный военный прокурор.
     Не менее важны в этот период, по его словам, вопросы обеспечения боеготовности воинских частей и соединений, сохранности и рачительного использования бюджетных средств и военного имущества, в том числе подлежащих реализации военных городков и других объектов военной инфраструктуры.
     Как отмечалось в выступлении, действенность прокурорского надзора следует обеспечить и на ряде других важных направлений. Качественно новых подходов требует и решение проблем обеспечения безопасных условий службы и предупреждения гибели военнослужащих. Далеко не изжила себя проблема неуставных взаимоотношений. Практически не снижается количество нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Дополнительные усилия требуются для повышения эффективности надзора за исполнением законодательства об обеспечении сохранности вооружений и противодействии терроризму. По-прежнему распространенный характер в войсках носят нарушения конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Только в сфере надзора за исполнением законодательства о жилищных правах военнослужащих прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений законов, по результатам проверок восстановлены нарушенные права свыше 16,2 тыс. граждан.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex