на главную страницу

18 Февраля 2009 года

Армия и общество

Среда

ИСТРЕБИТЕЛЯМ - НА ВЗЛЕТ!

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.




     Ночь с 13 на 14 ноября 2008 года в истребительном авиационном полку, которым командует полковник Лев Спевак, запомнят надолго. Команда «дежурные истребители, в воздух», поступившая из штаба Командования специального назначения, оказалась не учебной. Отметки о воздушных целях отчетливо просматривались на индикаторе комплекса средств автоматизации, установленного на пункте наведения авиации авиаполка. Высота около 400 метров, невысокая скорость. Казалось, в сторону Москвы с северо-запада движутся несколько легкомоторных самолетов. Только никаких заявок об этом ни в командование КСпН, ни в авиаполк не поступало.
     Разобраться, кто же приближается к столице, предстояло дежурившим в ту ночь летчикам – майорам Дмитрию Зайцеву и Александру Забрамному. На двух истребителях МиГ-29 они взлетели незамедлительно. Времени оставалось мало, ведь прежде, чем уничтожить противника, надо было его идентифицировать – даже установленная на самолетах аппаратура не позволяла определить тип воздушного судна. Пилотам это надо было сделать визуально, подойдя на минимальное расстояние. Сложные метеоусловия до предела усложняли задачу. Но через 20 минут, прибыв в заданный квадрат, летчики глазам своим не поверили: к столице летели несколько десятков небольших... воздушных шаров. Обычно такие запускают в небо на торжествах. Сопроводив их до границы своей зоны ответственности, пилоты ушли на базу. А шары через какое-то время видимо лопнули, так и не долетев до Москвы.
     - Такой вот «праздник» нам устроили сотрудники одного из столичных телеканалов, запустившие шары при съемках передачи, – скажет позже с улыбкой начальник авиации КСпН генерал-майор Юрий Столбинский. – Только тогда всем было не до веселья. Наши летчики-истребители сработали предельно четко и профессионально, еще раз доказав, что, контролируя воздушное пространство, способны незамедлительно реагировать на каждое его нарушение.
     Пилоты авиационного истребительного полка, о котором речь, прикрывают столицу с Северо-Западного направления. Оно считается самым опасным, ведь по ту сторону государственной границы расположены натовские военные базы. За последние месяцы дежурные силы полка неоднократно переводились в повышенную степень боевой готовности, работая по реальным нарушителям воздушного пространства. И никогда в истории полка не было такого, чтобы его пилоты спасовали перед трудностями.
     Гвардейский Ленинградский Краснознаменный, ордена Кутузова истребительный авиационный полк не только один из самых старейших в российских Военно-воздушных силах – в День защитника Отечества ему исполняется 69 лет, но и один из самых боевых. За годы Великой Отечественной войны летчиками сбито 509 вражеских самолетов. Двенадцать воздушных асов стали Героями Советского Союза. А один – Алексей Смирнов – дважды. Навечно зачислен в списки части лейтенант Никита Ржавский. Получив ранение, он отказался выходить из боя, до последнего прикрывая своего ведущего от группы немецких истребителей. Имена этих двух героев теперь носят два полковых самолета.
     Поразительная история, начавшаяся еще во время войны, произошла со старшим лейтенантом Кисляковым. В 1942 году за три минуты он сбил три вражеских самолета. Пилоты покинули самолеты с парашютом, их взяли в плен и решили было расстрелять. Приземлившись, Кисляков настоял на отправке пленных в штаб. А спустя сорок три года, в 1985 году спасенные летчики, оказавшиеся австрийцами, отыскали Кислякова, чтобы поблагодарить за тот поступок.
     В 1953 году в небе над Кореей пилоты полка на самолетах МиГ-15 вели бои с американскими летчиками на самолетах F-100 «Супер-Сейбр». Всего наши истребители в той войне сбили 36 американских самолетов. Тогда это были первые в истории мировой авиации бои реактивных самолетов.
     Пятнадцать лет назад, после вывода авиаполка из Германии, гвардейцы приступили к несению боевого дежурства на тверской земле, днем и ночью охраняя воздушное пространство Центрального промышленного района России.
     За 2008 год авиаполк под командованием полковника Льва Спевака признан одним из лучших в 16-й воздушной армии Командования специального назначения. Хотя по признанию самих пилотов именно прошлый год оказался и самым напряженным в плане летной и боевой подготовки.
     - Канули в Лету времена, когда летному составу полка приходилось делиться на основной боевой расчет и нелетающих пилотов, – говорит полковник Лев Спевак. – Когда из-за недостатка топлива летные навыки, необходимые для выполнения боевой задачи, мы были вынуждены поддерживать только таким образом. Молодым пилотам-выпускникам летных училищ дорога в небо была практически закрыта. За последние два года ситуация с поставками топлива, а значит и с профессиональной подготовкой летчиков, поменялась коренным образом.
     И действительно, только за прошлый год в полку было проведено 109 восьмичасовых летных смен, а это в среднем 8-9 смен в месяц. С заметным успехом реализуется одно из приоритетных направлений в летной работе, определенных главнокомандующим Военно-воздушными силами генерал-полковником Александром Зелиным, – ставятся на «крыло» молодые летчики и пилотам присуждаются квалификационные категории, проще говоря, классность. В конце прошлого года все выпускники 2007 года, проходящие службу в полку, выполнив необходимые нормативы, получили 3-й класс. А еще четверть летного состава повысила квалификацию.
     По сравнению даже с 2006 годом средний налет на одного летчика в полку увеличился почти в два раза и составил около 60 часов. На штурм пятого океана регулярно поднимается практически весь летный состав. Подготовленные пилоты необходимый для поддержания навыков налет набирают в основном за счет так называемых инструкторских полетов, а молодежь – программы летной и боевой подготовки. Грамотно выстроенная система боевой подготовки дает в полку отличные результаты. В прошлом году летчики участвовали в учебно-боевых стрельбах на полигоне «Ладога». Из 21 пилота 16 стреляли управляемыми ракетами как днем, так и ночью впервые. Однако задание было выполнено, и летчики с победой вернулись на базу.
     - С таким боевым коллективом способен решать любые задачи по предназначению, – отмечает командир авиаполка полковник Лев Спевак. – В нем служат настоящие профессионалы: заместитель командира полка подполковник Игорь Степанов, командир авиационной эскадрильи подполковник Александр Яровец, начальник штаба майор Николай Ананьев, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки майор Андрей Ермолаев, ветеран полка начальник ТЭЧ майор Сергей Зуев, командир отряда майор Анатолий Сиваш, инженер полка капитан Александр Родичев, авиационные техники самолета старший лейтенант Александр Лосяков, лейтенант Сергей Попов и старший прапорщик Виктор Алексеев. Да всех сразу и не перечислишь. С такими подчиненными готов идти, как говорится, в огонь и воду.
     А ведь не лукавит командир. Более того, на вопрос о материальном подспорье в виде денежной премии министра обороны РФ, согласно которой только летчик будет получать порядка 90 тысяч рублей в месяц, полковник Спевак отвечает, что в его авиаполку денежный вопрос, конечно, один из решающих, но не определяющий.
     - Основной мотив для защитника Родины – призыв сердца, – поясняет комполка. – Когда в тяжелые для страны годы – 1994-й, 1995-й – по полгода не выплачивали денежное довольствие, мы все равно несли боевое дежурство, а инженерно-технический состав исправно обслуживал технику.
     Тут не поспоришь. Может быть, именно из-за такого нравственного настроя личный состав полка и денежное поощрение воспринял не как какое-то яблоко раздора, а как заслуженный моральный и материальный стимул для самых успешных офицеров. И отношение к службе, по словам полковника Спевака, изменилось только к лучшему.
     - За последние два года существенно выросла профессиональная подготовка моих летчиков, – с гордостью говорит Лев Спевак, – они способны выполнять задачи при установленном минимуме погоды в сложнейших метеоусловиях и днем, и ночью. Поэтому когда в воздухе мои истребители, переживаю лишь об одном: только бы техника не подвела. А то, что они вернутся с победой, – ни малейших сомнений.

     Р.S. На протяжении последних пятнадцати лет командир истребительного авиаполка полковник Лев Спевак живет мечтой: придет он на полеты, а центральная заправка топливом полностью заставлена истребителями. Больно бывало командиру, когда перед летной сменой по техническим причинам отказывал очередной самолет, а летчик смотрел на него глазами обиженного ребенка – лететь-то не на чем. Мечта эта пока не осуществилась, но, судя по всему, ждать осталось уже недолго.
     

     


Командующий войсками Командования специального назначения
генерал-лейтенант Сергей Разыграев:
     

     - Гвардейский истребительный авиаполк, которым командует полковник Лев Спевак, считаю одним из лучших. Наряду с успешным несением боевого дежурства и выполнением мероприятий боевой подготовки в полку значительное внимание уделяется подготовке молодого летного состава. За 2008 год практически все выпускники училищ 2006-2007 годов подготовлены к ведению боевых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Более половины выполнили практические стрельбы на полигоне управляемыми ракетами. Хочу поздравить личный состав с 69-летием со дня образования части и пожелать успехов, крепкого здоровья, и разумеется, чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок.
     

     


     


Начальник авиации Командования специального назначения
генерал-майор Юрий Столбинский:
     

     - Истребительный авиаполк, которому на днях исполняется 69 лет, отличается высокой исправностью авиационной техники и укомплектованностью личным составом. Не говоря уже о профессионализме летного и инженерно-технического состава. Поэтому неудивительно, что авиаполк всегда успешно решает поставленные командованием боевые и учебно-боевые задачи. Например, в марте прошлого года на полигоне «Ладога» летчики авиаполка за выполнение учебно-боевых стрельб по праву заслужили хорошую оценку. Кроме того, в 2008 году пилоты авиаполка несли боевое дежурство днем и ночью, а также принимали участие в совместных учениях других родов и видов войск. Поздравляю гвардейцев с годовщиной образования и желаю его летчикам и инженерно-техническому составу бодрости духа и новых успехов.
     

     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex