«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» уже сообщала, что 8 февраля в родную базу Балтийск из дальнего плавания возвратился сторожевой корабль «Неустрашимый», которым командует капитан 2 ранга Алексей Апанович. Это был уникальный по своим задачам поход: впервые в новейшей истории отечественного ВМФ балтийцы в течение двух с половиной месяцев - с конца октября прошлого года по первую декаду января 2009-го - обеспечивали безопасность гражданского судоходства в пресловутом Аденском заливе.
В период боевой службы российский сторожевик осуществил неофициальный визит в ливийский порт Триполи и два деловых захода в Аден (Йемен). За время нахождения у Африканского Рога корабль провел через опасные районы 13 караванов, в составе которых было не менее 60 судов, и оказал помощь йеменской рыболовецкой шхуне «Лайн Харддеди», находившейся в аварийном дрейфе в Аденском заливе.
...В январе нынешнего года исполнилось шестнадцать лет, как «Неустрашимый» находится в боевом составе Балтийского флота. Корабль по флотской традиции назвали в честь эскадренного миноносца «Неустрашимый» - первого эсминца, построенного в нашей стране после Великой Отечественной войны. Современный «Неустрашимый» создан на судостроительном заводе «Янтарь» и на сегодняшний день является единственным боевым кораблем своего проекта, находящимся в составе ВМФ России с 1993 года. С момента своего «рождения» он несет службу под Андреевским флагом в бригаде противолодочных кораблей.
В Балтийске вам каждый скажет, что «Неустрашимый» - самый ходовой корабль БФ. С 1994 года в составе корабельной ударной группы (КУГ) он неоднократно завоевывал призы главкома ВМФ по противовоздушной, противолодочной обороне и артиллерийской подготовке. А матросы и старшины СКР «Неустрашимый», как признанные мастера в освоенных ими флотских специальностях, не раз откомандировывались для выхода в море на других кораблях соединения.
Пять раз корабль участвовал в международных учениях «Балтийская операция», а также в совместных с иностранными ВМС военно-морских маневрах «Балтопс» в 2004, 2006 и 2007 годах, в ходе которых балтийцы приобретали навыки проведения миротворческих операций в открытом море, повышали оперативную совместимость с зарубежными коллегами, укрепляли региональное взаимопонимание и сотрудничество с ними. Кстати, немецкие и американские моряки всегда подчеркивали профессионализм экипажа СКР «Неустрашимый».
КРОМЕ ЭТОГО, корабль выполнял учебные задачи в дальних морских походах, посетил с дружественными визитами порты Норвегии, Германии, Швеции, Дании, Бельгии, Польши, Франции и недавно - Ливии. А в 2003 году - в год 300-летия Балтийского флота - успешно осуществил официальный визит в британскую столицу. Там на борту корабля побывал Президент России Владимир Путин и подписал ряд международных договоров.
По результатам боевой подготовки в 2000, 2005, 2006 и 2007 годах СКР «Неустрашимый» признавали лучшим в Военно-морском флоте России. Он также занимал первые места среди кораблей своего класса на Балтийском флоте.
«Неустрашимый» - многоцелевой корабль типа «фрегат», основная задача которого - обеспечение противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны оперативного соединения кораблей от надводных сил и подводных лодок противника. Он воплотил в себе лучшие разработки советских кораблестроителей 1980-х годов. И все-таки главная уникальность «Неустрашимого» в том, что на нынешний день он по-прежнему единственный из семидесяти запланированных к постройке серийных кораблей проекта 1154.
Безусловно, при нынешнем сложном корабельном оборудовании и техническом оснащении требования к морякам повышенные. Но балтийцы с честью справляются с поставленными перед ними задачами, о чем свидетельствуют многочисленные благодарности и награды. А море - неуправляемая стихия - регулярно испытывает молодых парней штормами, изнурительной качкой и трудной матросской работой. Однако после такой подготовки и закалки моряки, прошедшие службу на «Неустрашимом», становятся настоящими мужчинами. К тому же опыт, полученный ими на корабле, помогает и в дальнейшей жизни «неустрашимовцев».
В чем, кстати, немалая заслуга шефов корабля. И в первую очередь Современной гуманитарной академии. С 2001 года, с момента подписания договора о шефской помощи, экипаж СКР «Неустрашимый» и СГА связывает прочная дружба. Академия первой подписала договор о шефстве высшего учебного заведения над боевым кораблем ВМФ России. Серьезной помощью СГА кораблю стало бесплатное обучение в вузе военнослужащих экипажа и членов их семей. За эти годы восемь человек успешно завершили обучение и получили дипломы о высшем образовании, столько же продолжают обучение. Столичная академия передала недавно «Неустрашимому» персональные компьютеры и методические материалы на электронных носителях, что ныне дает возможность членам экипажа повышать профессиональный уровень на корабле прямо в море. А подаренные оргтехника, комплекты телевизионной и видеоаппаратуры помогают морякам организовать полноценный досуг в свободное от корабельных вахт время.
Командование Балтийского флота неоднократно выражало благодарность президенту Современной гуманитарной академии профессору Михаилу Карпенко и директору Калининградского филиала СГА Александру Чаплыгину за активное участие вуза в повышении образовательного уровня балтийцев, а также за постоянную и многократную материальную помощь...
ВЫЙДЯ из Балтийска 24 сентября, «Неустрашимый» прошел Атлантикой и Средиземным морем, форсировал Суэцкий канал и, войдя в акваторию Красного моря, приступил к патрулированию с целью обеспечения безопасности российского судоходства в этом районе и защиты судов от сомалийских пиратов, бесчинствующих у восточного побережья Африки. И первая же боевая операция не заставила балтийцев долго ждать.
В Аденском заливе «Неустрашимый» совместно с британским фрегатом УРО «Кемберленд» не допустил захвата датского судна «Пауэрфулл». Пираты попытались обстрелять грузовое судно из автоматического оружия и совершили две попытки захвата. Однако совместные усилия российского и британского кораблей действия пиратов пресекли. При этом с борта «Неустрашимого» поднимался в небо вертолет Ка-27, а с борта «Кемберленда» - «Линкс».
После этого к сторожевому кораблю присоединилось судно обеспечения «Ельня» Балтийского флота, которое пришло к берегам Сомали для снабжения «Неустрашимого» топливом, водой и продовольствием. Для собственной защиты от нападения пиратов на «Ельне» находились морские пехотинцы с легким и тяжелым стрелковым вооружением.
В середине ноября СКР «Неустрашимый» вновь предотвратил попытку сомалийских пиратов захватить в Аденском заливе судно «Рабих», шедшее под флагом Саудовской Аравии. Сторожевой корабль получил сигнал о нападении на «Рабих» в момент, когда эскортировал три судна - российское «Сачи Мару», греческое «Элливита» и китайское «Норд Сатурн». «Рабих», находившийся от сторожевика на расстоянии 30 морских миль, подвергся атаке быстроходных катеров пиратов. По каналам радиосвязи капитану «Рабиха» балтийцы порекомендовали увеличить ход. Сам же СКР «Неустрашимый», высадив группу антитеррора на «Сачи Мару», немедленно взял курс к месту нахождения судна «Рабих», подняв в воздух вертолет Ка-27. Таким образом, профессиональные и оперативные действия российских моряков предотвратили захват гражданского судна, а пираты спешно скрылись с места преступления. После этого сторожевик вернулся к каравану судов и продолжил их сопровождение.
В двадцатых числах ноября «Неустрашимый» провел в районе Африканского Рога, опасном из-за частых нападений сомалийских пиратов, караван уже из девяти судов.
Видя такую востребованность российских моряков, власти Сомали заявили, что для них очень выгодно присутствие в регионе кораблей нашего ВМФ. Посол Сомали в России Мохаммед Мохамуд Хандуле в интервью телеканалу «Вести» даже сказал, что «Россия не просто пришла к нашим берегам, а с согласия Сомали. Не как многие другие - сначала вошли, а потом согласие получили. И мы хотим, чтобы не только один «Неустрашимый» был, а чтобы были и другие ваши корабли». При этом посол подчеркнул, что «присутствие Военно-морского флота России как стратегического партнера для нас выгодно».
Между тем 19 ноября на борту «Неустрашимого» состоялась встреча старшего в походе на СКР капитана
1 ранга Олега Гуринова с командующим ВМС Франции в Индийском океане вице-адмиралом Жераром Валленом. В ходе беседы они обсудили вопросы, касающиеся в первую очередь координации совместных действий в борьбе с морскими пиратами в районе Африканского Рога.
ВООБЩЕ, ситуация у побережья Сомали в конце прошлого года накалялась в геометрической прогрессии. Судите сами, если еще в середине 2008 года сообщения о захватах сомалийскими пиратами гражданских судов в Аденском заливе приходили практически каждый месяц, то в последние месяцы уже чуть ли не каждый день. Насколько акватория у побережья Сомали представляет собой фактический «театр военных действий», красноречиво свидетельствует рассказ старшего помощника капитана кипрского сухогруза «Рикмерс Доха» Александра Крячкова:
«С «Неустрашимым» мы встретились в восточной «точке»: он занимался расформированием конвоя, который пришел с запада Аденского залива. Немедленно сформировали новый конвой, куда включили и наше судно. На всем протяжении маршрута находились под постоянным контролем «Неустрашимого». Вот тут я хочу сказать несколько слов о действиях российского СКР. Не знаю, какие здесь можно подобрать эпитеты: четкое, грамотное, конкретное и корректное управление конвоем со стороны командира корабля, немедленное реагирование на малейшее подозрение об опасности - все это вызывало восхищение.
В середине пути следования в западную «точку» к конвою присоединилось судно «Диана С». Затем оно вышло из состава конвоя и продолжило путь самостоятельно. В западной «точке» и мы попрощались с «Неустрашимым». Однако не прошло и получаса - и тут такое началось! С «Дианы С», которая находилась в трех милях впереди нас, сообщили, что обнаружены два высокоскоростных бота с людьми на борту с автоматами в руках, лица которых закрыты масками. И у нас по носу прошли три бота, но не могу утверждать точно, кто в них был.
Действия «Неустрашимого» были молниеносными: он с воздуха прикрыл «химовозы» из состава конвоя и нас своей винтокрылой птицей. Вертолет заставил боты остановиться и обследовал их с воздуха. Ничего подозрительного не обнаружив и убедившись, что нам ничто не угрожает, «Неустрашимый», видимо получив приказ, ушел.
Прошу от всей команды нашего сухогруза выразить сердечную признательность и благодарность командиру корабля и экипажу «Неустрашимого» за высококачественную работу и безопасную проводку нашего судна через этот опасный район.
Вдвойне приятно, что СКР «Неустрашимый» - представитель прославленного Балтийского флота!
«Неустрашимый», ты - лучший!!!»
СКР же продолжил свое дежурство в Аденском заливе. Он сопровождал торговые суда в тех районах, где часто нападают пираты. Заходил в близлежащие порты для пополнения запасов. А в это время в Главный штаб ВМФ, на Балтийский флот не только от российских компаний-судовладельцев, но и из других стран мира шли благодарственные письма и телеграммы в адрес экипажа СКР «Неустрашимый». Вот выдержки из некоторых:
«...ОАО «Мурманское морское пароходство» выражает вам свою благодарность за эффективное обеспечение проводок судов нашей компании под конвоем СКР «Неустрашимый» в районе Аденского залива. Информация от капитанов судов, полученная после осуществления проводок, свидетельствует о высоком уровне организации формирования караванов и сопровождения.
Безусловно, мы принимаем все зависящие от нас меры организационного и технического характера, направленные на обеспечение безопасности судов компании, работающих в районах, опасных в пиратском отношении. Однако, как показывает анализ захватов судов, самой эффективной мерой обеспечения безопасности при плавании в опасных районах является сопровождение судов кораблями ВМФ.
С уважением директор по судоходству - назначенное лицо ОАО «ММП» В.А.Ермолин...»
«...По просьбе капитана теплохода «Столт Маркланд» передаю вам благодарность от экипажа за организацию безопасного прохода через Аденский залив.
С уважением капитан-наставник В.И. Горелов...»
«...Благодарим личный состав экипажа сторожевого корабля «Неустрашимый» за проводку в составе конвоя через Аденский залив двух судов «Voruta» и «Skalva» нашей компании PC «Lithuanian shipping company». Наша компания и моряки литовских судов высоко ценят вашу благородную и эффективную помощь.
С уважением, генеральный директор Витаутас Висмантас...»
«...Теплоход «Fesco Yenisey», принадлежащий ОАО «Дальневосточное морское пароходство», плавающий под флагом Маршалловых островов, в декабре 2008 года выполнял рейс из порта Лейк-Чарльз, США, в порт Бендер-Хомейни, Иран. С 8 по 11 декабря теплоход следовал в Аденском заливе в составе конвоя из четырех судов под проводкой СКР «Неустрашимый». Для охраны на борт судна была высажена группа морских пехотинцев. Благодаря действиям военных моряков судно благополучно прошло опасный район и прибыло в порт назначения. Военно-морской флот в очередной раз продемонстрировал способность выполнять одну из главных своих задач: защиту морских перевозок гражданским флотом и обеспечение свободы судоходства.
Руководство ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и экипаж теплохода «Fesco Yenisey» выражают благодарность личному составу СКР «Неустрашимый» под командованием капитана 2 ранга Алексея Апановича за обеспечение безопасного перехода судна через район пиратских действий в Аденском заливе. Мы уверены, что Военно-морской флот всегда будет оставаться гордостью и надежным щитом России на просторах Мирового океана!
С уважением, управляющий директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство» В.Н.Корчанов...»
...Да, проходить мимо Аденского залива гражданским судам все труднее, несмотря на то, что морской путь здесь довольно-таки оживленный. Кто станет очередной жертвой пиратов? Скорее всего, судно, которое из экономии идет в одиночку и владельцы которого считают, что его достаточно просто застраховать. Однако пираты страхового полиса не спрашивают.
- Наш корабль может применить против пиратов стрелковое вооружение - от крупнокалиберных пулеметов до автоматов и гранатометов, - подчеркивал еще в период дальнего похода старший на борту «Неустрашимого» капитан 1 ранга Олег Гуринов. - Применение зенитно-ракетного артиллерийского вооружения не планируем, так как в этом нет необходимости.
ОДНАКО в Сомали идет гражданская война. И здешние пираты образовали четыре основные группы, самая крупная из которых - так называемые морские пехотинцы: у них жесткая дисциплина, современное техническое оснащение, в том числе вооружение. Кстати, 80 процентов захватов судов - их рук дело. Самая крупная добыча - саудовский супертанкер «Сириус Стар», в «танках» которого было нефти на 100 миллионов долларов.
- Когда суда захватывают, их гонят сначала к Африканскому Рогу, а затем уже перегоняют на восток, - рассказывал капитан 1 ранга Гуринов. - Стоят они в непосредственной близости от берега в сомалийских территориальных водах.
Пираты, корсары, флибустьеры существуют столько, сколько существует торговое мореходство. А точнее, с древних времен. Удача пирата во многом зависит от того, как относятся к нему в том государстве, в чьих водах он ищет свою жертву.
- Первый опыт выполнения поставленных задач сторожевым кораблем «Неустрашимый», - сказал во время нахождения балтийцев в Аденском заливе главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, - показывает необходимость регулярного присутствия в этом районе сил Военно-морского флота Российской Федерации, готовых к решительным действиям. Объемы этого присутствия будут определяться складывающейся обстановкой в районе Сомали.
Он также подчеркнул, что планирование действий кораблей ВМФ осуществляется в соответствии с нарастающей статистикой пиратских нападений в районе интенсивного судоходства. При этом действия кораблей Военно-морского флота России в нем будут строго соответствовать документам ООН, международному праву и существующим соглашениям на двусторонней основе. Поэтому в Главном штабе ВМФ тщательно анализируют обстановку в районе Аденского залива и прорабатывают вопрос о координации усилий с находящимися в районе кораблями ВМС иностранных государств.
В это же время Евросоюз приступил к проведению первой в истории этой региональной организации военно-морской операции, направленной на борьбу с сомалийскими пиратами. Сегодня боевые корабли ВМС обеспечивают безопасность морского гражданского транспорта под флагами стран ЕС, а также судов, зафрахтованных Организацией Объединенных Наций и другими организациями для доставки гуманитарной помощи на территорию Сомали.
Что же касается взаимодействия России и Евросоюза в борьбе с пиратами у берегов Сомали, то, по словам директора департамента общеевропейского сотрудничества российского МИД Владимира Воронкова, оно является примером того, насколько позитивным может быть сотрудничество по решению текущих проблем. Тем более что Россия и ЕС подписали соглашение по борьбе с пиратами и координация действий уже ведется.
НАПРИМЕР, в первых числах января на «Неустрашимый» поступила информация от самолета базовой патрульной авиации «Атлантик» ВМС Франции, что в 25 милях от сторожевого корабля замечено малоразмерное - предположительно, рыболовецкое - судно без хода. На международном канале на связь не выходит, а на мачте поднят белый флаг - призыв о помощи. На его палубе видны люди, некоторые из них лежат, а само судно развернуто лагом к волнам, кильватерного следа нет.
Так как «Неустрашимый» в тот момент был к потерявшему ход судну ближе всех, было решено идти с ним на сближение, чтобы выяснить, какая помощь нужна на судне.
Спустя два часа «Неустрашимый» обнаружил моторную шхуну «Лайн Харддеди». На ее палубе балтийцы увидели девять человек и разбросанные рыболовецкие снасти. На мачте - самодельный белый флаг.
С «Неустрашимого» на судно направили досмотровую группу морпехов со стрелковым оружием и переводчика. С «Лайн Харддеди» старший группы по рации сообщил, что на борту десять человек: девять мужчин и беременная женщина, нуждающаяся в срочной медицинской помощи. Оружия, наркотиков и незаконных мигрантов на шхуне не обнаружено. Груз - вяленая рыба. Капитан судна, слабо владеющий английским языком, рассказал, что четыре дня назад у шхуны сорвало винт, рация не работает, а из продовольствия - только сухой рис, который команда размачивала в морской воде и ела вместе с вяленой рыбой. Пресная вода давно закончилась. Ночью моряки обогревались пламенем костра, который разводили, сжигая деревянную обшивку шхуны. Кстати, уголь от сгоревшей обшивки также шел в пищу. Капитан предъявил российским морякам три паспорта граждан Сомали и семь паспортов йеменцев. Сообщил, что судно шло из сомалийского Магадишо в йеменский порт Эль-Мукаллас.
Балтийцы доставили на борт злополучной шхуны питьевую воду и продовольствие: хлеб, сахар, чай, различные крупы, фрукты. Медицинская группа в составе полковника медслужбы А. Макарова и майора медслужбы А. Ермакова осмотрела членов команды. У всех - обезвоживание организма и пищевая истощенность. Кроме того, у беременной сомалийки, помимо общего истощения организма, медики обнаружили бронхит. Врачи оказали помощь обессиленной женщине. Через некоторое время она почувствовала себя лучше.
После этого СКР «Неустрашимый» взял шхуну на буксир и направился в сторону территориальных вод Йемена...
СЕЙЧАС для балтийцев это уже, к счастью, воспоминания. А в родной базе боевой корабль под звуки духового оркестра встретили родные и близкие членов экипажа, командование Балтийского флота, представители органов власти Калининградской области, шефские делегации из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Кстати, одним из тех, кто прилетел из самой столицы на торжественную встречу «Неустрашимого», был ректор Современной гуманитарной академии, профессор полковник запаса Валерий Тараканов. На вопрос: «Какие чувства испытываете при встрече с подшефным экипажем?» - Валерий Павлович ответил сразу:
- В течение последних трех месяцев коллектив СГА пристально отслеживал в средствах массовой информации все, что касалось боевой деятельности «Неустрашимого» в Аденском заливе. Понятное дело, мы волновались за балтийцев, радовались их успешным действиям по противоборству пиратам у Африканского Рога, гордились своими подшефными. А с конца января, зная, что корабль уже возвращается к российским берегам, готовились к долгожданной встрече со ставшим уже родным нашей академии экипажем.
И вот сходня ошвартовавшегося у причала «Неустрашимого» наконец-то связала два мира: корабельный и земной. Командир похода капитан 1 ранга Олег Гуринов доложил командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Виктору Мардусину о выполнении сторожевым кораблем задач дальнего плавания. В свою очередь командующий БФ поблагодарил экипаж за четкое выполнение поставленных перед ним самых что ни на есть боевых задач. И это не случайно: ведь за время эскортирования в Аденском заливе гражданских судов «Неустрашимому» трижды приходилось применять оружие. По словам капитана 1 ранга Олега Гуринова, это были, как правило, предупредительные выстрелы, однако ситуации возникали самые серьезные. Так, рано утром 1 января сомалийские пираты приблизились к сопровождавшему сторожевик танкеру «Ельня». И балтийцы открыли огонь из пулеметов. В результате такого «предупреждения» пираты, преимущественно нападающие на одиночные суда, быстро исчезли. А настоящей «выручалочкой» у Африканского Рога стал корабельный вертолет Ка-27.
- Многие попытки захвата гражданских судов у побережья Сомали пресекли именно с помощью нашего вертолета, - говорил командир авиагруппы подполковник Станислав Дробыш. - Ведь корабль, когда ведет конвой, не может от него оторваться. Поэтому мы как раз и занимались предотвращением нападения.
Что же касается слухов о якобы имевших место «поломках техники на «Неустрашимом» и болезни членов экипажа во время его возвращения из Аденского залива», то, по словам капитана 2 ранга Алексея Апановича, все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Члены экипажа здоровы, а корабль из южных широт вернулся своим ходом. Сейчас балтийцы отдыхают после боевой службы, а СКР «Неустрашимый» готовится к выполнению новых и, уверен, не менее славных задач, чем уже оставшихся за кормой «аденских».
На снимках:
Старший в походе на СКР «Неустрашимый» капитан 1 ранга
Олег ГУРИНОВ.
Курсом к родному причалу.
Вот и дома!
После долгой разлуки.
«Неустрашимовцы» - гордость Балтийского флота!
Долгожданная швартовка в Балтийске.
«Неустрашимовцы» - гордость Балтийского флота!\
Долгожданная швартовка в Балтийске.
Ректор СГА профессор Валерий ТАРАКАНОВ и командир
СКР «Неустрашимый» капитан 2 ранга Алексей АПАНОВИЧ.