на главную страницу

18 Февраля 2009 года

Армия и общество

Среда

В КРАСНОГОРСК ЗА ЗДОРОВЬЕМ

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



Мы не раз на страницах газеты рассказывали о различных военно-медицинских учреждениях Минобороны. Но сегодня в нашей почте много вопросов о судьбе военных клиник, особенно центральных госпиталей. Всех волнует, какие изменения произойдут в штатной структуре в ходе нынешней оптимизации Вооруженных Сил, не изменятся ли принципы оказания медицинской помощи прикрепленным контингентам, в каких объемах будет осуществляться финансирование военных госпиталей. На эти и многие другие вопросы мы получили ответы на состоявшейся в феврале конференции в 3-м Центральном военном клиническом госпитале имени А.А. Вишневского, посвященной подведению итогов минувшего года и планам на 2009 год.


     Надо сказать, что 3-й ЦВКГ – одно из самых известных лечебных учреждений не только в военном ведомстве, но и в целом в стране. Здесь получают медицинскую помощь не только офицеры кадра, пенсионеры Минобороны и члены их семей, но и гражданское население. Многие знают, что именно в Красногорском госпитале работают многие действительно уникальные специалисты с мировым именем, творящие настоящие чудеса. На сегодняшний день госпиталь – это 17 специализированных лечебно-диагностических отделений, 28 отделений, не входящих в центры, подразделения обеспечения, филиал на 90 штатных коек в Одинцове и поликлиника на 250 посещений в сутки с дневным стационаром. Всего в госпитале развернуто порядка 1.400 коек, за год помощь оказывается около 28 тысячам пациентов. За сухими цифрами – напряженный труд многотысячного коллектива, который по праву считается одним из лучших в Минобороны. А сам госпиталь заслуженно носит звание лидера по числу пролеченных больных.
     - Наш госпиталь, – отметил в докладе начальник 3-го ЦВКГ заслуженный врач РФ, профессор, кандидат медицинских наук полковник медицинской службы Сергей Белякин, – многопрофильный. За исключением педиатрии, инфекционных болезней, психиатрии и гематологии, мы занимаемся практически всеми отраслями медицины. Другими словами, благодаря широкому кругу специалистов мы лечим не одну болезнь, как принято в специализированных клиниках или отделениях, а обследуем пациента в полном объеме. И лечим весь спектр обнаруженных заболеваний.
     Прошлый год был для всех работающих в 3-м ЦВКГ очень напряженным, но одновременно и радостным: исполнилось 40 лет со дня образования этой военной здравницы. Сам праздник стал дополнительным поводом для предварительного подведения итогов работы и определения планов на будущее.
     - С самого первого дня, – подчеркнул Белякин, – и по сию пору наш госпиталь оказывает специализированную медицинскую помощь больным, раненым и пострадавшим, а также проводит обследование, лечение, раннюю медицинскую реабилитацию и военно-врачебную экспертизу. Оптимальная организационно-штатная структура, высокий профессионализм сотрудников, а также требуемый развитием современного госпитального дела уровень оснащенности специальной аппаратурой и техникой обеспечивают нашему военно-медицинскому учреждению высокую конкурентоспособность на рынке медицинских услуг. Деятельность коллектива отмечена различными знаками государственного и общественного признания, среди которых – сертификат лучшего медицинского центра Москвы и благодарность Президента России. Но самая большая награда для нас – это признание больных. По всей стране и за рубежом о госпитале не просто знают, но и стремятся попасть на обследование и лечение именно к нам – в Красногорск. И это огромное доверие надо оправдывать, ни в коем случае не опуская планку.
     Чем отмечен минувший год для госпиталя? Начнем с того, что здесь полным ходом шел процесс совершенствования автоматизированной системы управления. Наращивалась глобальная вычислительная сеть с установкой автоматизированных рабочих мест (АРМов). После завершения этой очень объемной работы можно будет в режиме реального времени осуществлять контроль за лечебно-диагностическим процессом, получать статистические данные и принимать управленческие решения. В 2008 году в госпитале даже появился свой кандидат медицинских наук, который на эту тему защитил диссертацию «Методика поддержки принятия решений при создании системы управления лечебно-профилактическим учреждением».
     Для госпиталя важнейшее значение имеет развитие материальной базы. В данном случае речь в первую очередь идет о завершении строительства многопрофильного хирургического корпуса. Он очень нужен и врачам, и пациентам, потому что там появятся два новых отделения, которых до сей поры в госпитале не было, – онкология с радиологией и ожоговый центр. К сожалению, сроки растягиваются, но не только и не столько в экономическом кризисе дело. Возникли организационные проблемы у строителей, но сейчас появилась надежда, что во второй половине нынешнего года удастся запустить этот корпус в эксплуатацию.
     Понемногу меняется лицо госпиталя. Завершена реконструкция отделения гнойной хирургии, гинекологии. По праву гордятся в 3-м ЦВКГ реконструированной водолечебницей. Обо всех событиях в жизни этой прекрасной военной клиники можно узнать в музее госпиталя, который гостеприимно распахнул двери в новом помещении. Начата реконструкция под новые технологии операционной центра рентгенхирургических методов диагностики и лечения, а также операционного блока на третьем этаже хирургического корпуса. Конечно, такая масштабная работа требует немалых средств, а бюджетное финансирование, хотя и увеличивается год от года, по-прежнему остается весьма скромным. Цифры говорят сами за себя: на проведение текущего ремонта зданий в 2008 году из госбюджета поступило 6,9 млн. рублей, а вот внебюджетных средств госпиталь затратил почти 39 млн. рублей. Это и спонсорская помощь, и заработанные по линии оказания платных услуг деньги. И всем, кто иной раз недоволен тем, что в военно-медицинских учреждениях лечатся не только люди в погонах, стоит внимательно прочесть эти строки. Добавьте сюда еще расходы на медицинское оборудование и расходные материалы: из бюджета Минобороны было выделено в прошлом году на эти цели около 65 млн. рублей, а реально за счет внебюджетных средств госпиталь потратил в три раза больше. Да, можно отказаться от платных услуг, но тогда, вполне возможно, однажды сложится такая ситуация: есть все лицензии и разрешительные документы, в наличии уникальные, талантливые специалисты и прекрасные условия, а вот денег для проведения операций нет.
     Кстати, есть еще одна проблема, в решении которой без внебюджетных средств не обойтись. Это оплата труда гражданского медперсонала. Так сложилось, что на сегодняшний день она приблизительно на треть ниже, чем в городских московских больницах. Руководство госпиталя находит выход из этого положения за счет премиального фонда, сформированного из собственных средств. Тех самых, которые госпиталь зарабатывает на оказании платных услуг. Кроме того, предоставляется служебное жилье, что, как вы понимаете, в наши дни очень большая помощь для любого человека. Так, несмотря на все трудности, удается сохранить коллектив, не допустить текучести кадров и обеспечить ритмичное функционирование всех отделений.
     - Хочу напомнить, – сказал в своем выступлении начальник госпиталя, – что, хотя госпиталь в соответствии с требованиями ГВМУ может принимать на платной основе до 15 процентов пациентов, мы в прошлом году на коммерческой основе пролечили порядка 11 процентов больных. Мы намеренно не добираем их количество до разрешенных норм, хотя желающих очень много. Да, без этих средств госпиталь не может обойтись, но в любых экономических условиях в военных лечебно-диагностических учреждениях приоритет должен и будет отдаваться нашему контингенту. Это принцип, которому мы неукоснительно следуем.
     О коллективе стоит сказать подробнее, потому что любой военный госпиталь или гражданская больница без преданных своему делу и хорошо подготовленных специалистов – это просто стены и некие приборы, в которые некому вдохнуть жизнь. Так вот, в 3-м ЦВКГ работают действительно талантливые и увлеченные люди, которые искренне преданы и медицине, и своим больным. Всего коллектив насчитывает около 3 тысяч человек. В их числе 33 доктора и 108 кандидатов медицинских наук, 21 профессор и доцент, 2 лауреата Государственных премий, 43 заслуженных врача, 9 заслуженных работников здравоохранения, 48 отличников здравоохранения. Каждая вторая медсестра имеет высшую квалификационную категорию.
     Не секрет, что военные медики – это врачи, которые призваны оказывать помощь раненым в ходе боевых действий. И специалисты 3-го ЦВКГ не исключение: 102 сотрудника госпиталя имеют боевой опыт. Прошлый год тоже испытывал военврачей на прочность: полковники медицинской службы С. Переходов и А. Павлов, подполковники медицинской службы А. Авдеев и К. Роговой находились в служебной командировке в Южной Осетии во время операции по принуждению Грузии к миру. Их работа получила высокую оценку, которая нашла свое отражение в том числе и в присланной на имя начальника госпиталя благодарности от имени полномочного представителя Республики Северная Осетия – Алания при Президенте РФ. Но специалисты госпиталя оперировали и лечили пострадавших офицеров и солдат не только непосредственно в районе боевых действий. Из района вооруженного конфликта поступили 22 раненых, многие с тяжелыми боевыми травмами. Все они были немедленно осмотрены и направлены в профильные отделения. Кстати сказать, у многих был скорректирован первоначальный диагноз на основе тщательного обследования в госпитале, что позволило выбрать правильную тактику лечения и обеспечить их выздоровление. Большинство смогли вернуться в строй и продолжить военную службу.
     На итоговой конференции звучало много цифр и специфических терминов, понятных только специалистам, поэтому после окончания докладов я попросила прояснить некоторые вопросы начальника госпиталя. И прежде всего сказать несколько слов о высоких технологиях. Сергей Анатольевич улыбается:
     - Да, нам есть чем гордиться: в госпитале лицензировано более 120 видов медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе по высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) – 21 вид. Всего за истекший год выполнено почти 12 тысяч операций, из них сложные хирургические вмешательства составили более 60 процентов. Это и аортокоронарное шунтирование, другие операции на сердце и крупных сосудах, пороки сердца, установка электрокардиостимуляторов, эндоваскулярные вмешательства, операции на коронарных артериях, нейрохирургические операции на головном мозге и так далее. Без использования высоких технологий многие из них просто невозможны. Всего же более 3.600 больных получили ВМП в области сердечно-сосудистой хирургии, онкологии, урологии, нейрохирургии, офтальмологии, травматологии, абдоминальной хирургии и т.д. И более 75 процентов больных, которым была оказана ВМП, – это военнослужащие, пенсионеры Минобороны и члены их семей. Но дело в том, что по существующему положению высокотехнологичная медицина не входит в систему ОМС. Да, она, с одной стороны, очень затратна, потому как очень дорого стоят и оборудование, и расходные материалы. Но ведь с другой стороны, за счет того, что сами операции гораздо менее травматичны для больного, после них существенно меньше осложнений и короче восстановительный период. В итоге государство экономит значительные средства, человек быстрее покидает госпитальные стены и возвращается к активной жизни.
     - Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
     - С военнослужащими и ветеранами Минобороны мы решаем вопрос и за счет средств, выделяемых из бюджета военного ведомства, и внебюджетных денег. Вы же сами понимаете, что наш контингент не в состоянии изыскать многие десятки, а то и сотни тысяч рублей, которые необходимы для высокотехнологичной медицинской помощи. Приведу пример: зарубежные стенты стоят от 23 до 90 тысяч рублей за штуку, а иной раз их нужно поставить и два, и три. Некоторые можно заменить отечественными аналогами, которые несколько дешевле. А вот для брюшной аорты у нас их не выпускают, зарубежные же стоят порядка 400—500 тысяч рублей за штуку. В этом году цены продолжают расти. Импортные тазобедренные эндопротезы, которые гораздо лучше по качеству, стоят уже под 70 тысяч рублей, коленные – 65 тысяч. И так по всем позициям. В общем, финансирование этой статьи в 2008 году составило 60 миллионов рублей, а потратили мы 134 миллиона рублей. Трудно сказать, как будем справляться с этой проблемой в наступившем году, но постараемся сделать все возможное, чтобы наши пациенты не пострадали и получили все необходимое им лечение на уровне современных стандартов, принятых в отечественной и зарубежной медицине.
     - Военные госпитали часто упрекают: мол, иной раз невозможно получить все необходимое лечение в одном месте. Приходится кочевать из одного лечебного заведения в другое. Ваш госпиталь является центральным, но всегда ли вам по силам самим справиться со всеми проблемами пациентов?
     - Госпиталь, которым я имею честь командовать, – очень хорошее лечебное учреждение, но не великое. И мне бы хотелось, чтобы все наши пациенты это понимали. В практике случалось всякое, бывали случаи, когда в интересах больных принимались решения о переводе в другие госпитали и больницы. Но, как правило, речь шла о непрофильных заболеваниях. «Свои» болезни мы лечим сами, как и положено нам по статусу центрального госпиталя. Другое дело, что если возникает необходимость, мы приглашаем к себе консультантов – квалифицированных профессоров, академиков, узких специалистов из других медучреждений Москвы и Военно-медицинской академии. И не стоит стесняться – это абсолютно нормальная ситуация, предполагающая коллегиальный подход, позволяющий помочь больному. И амбиции тут не должны возобладать над здравым смыслом.
     - Не могу не задать вопрос о предстоящих реформах. На ваш взгляд, не отразятся ли изменения на качестве оказываемой медицинской помощи?
     - Наша первейшая задача как людей военных – выполнить указания вышестоящего командования. И я вижу, что планируемые изменения носят продуманный и просчитанный характер. Не сомневаюсь, что на качестве лечения и отношении к пациентам структурные преобразования не отразятся. Мы же вполне справимся с поставленными задачами, даже если многие наши врачи перейдут в новое качество и станут гражданскими специалистами. Большинство останутся в госпитале и продолжат оказывать помощь всем нуждающимся. При этом планируется, что материальное вознаграждение их труда вырастет, что, несомненно, станет дополнительным стимулом для успешной и плодотворной работы всего коллектива.
     - Итоги минувшего года впечатляют, но, думаю, всем понятно, что нынешний год будет очень непростым. Удастся удержать уровень, который уже достигнут госпиталем?
     - Конечно, по-другому и быть не может. Ниже той планки, которая много лет назад была установлена Героем Социалистического Труда генерал-полковником медицинской службы Александром Александровичем Вишневским, чье имя носит наш госпиталь, и поддерживалась на протяжении всего периода его деятельности, нынешний коллектив просто не имеет права опускаться. И это касается абсолютно всех сфер нашей деятельности – от аптеки до хирургических отделений. Трудности всегда будут, но коллектив нацелен на оказание высококвалифицированной помощи в кратчайшие сроки всем больным, которые поступают к нам на лечение и обследование. Так было и будет всегда. И делается это не во имя получения званий, премий и прочих регалий. Самой большой наградой для нас остается признательность больных, которым мы всегда помогали вернуться к полноценной жизни, службе и работе. И этот принцип останется для нас основным и неизменным в любой ситуации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex