на главную страницу

18 Февраля 2009 года

Армия и общество

Среда

ЖЕНА ГЕНЕРАЛА

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО и из архива семьи Скородумовых.



Быть генеральской женой – это как символ некоего житейского успеха. Но расчетливым особам не мешало сначала бы посмотреть поучительный фильм «Москва слезам не верит». Помните? «Чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта». А главное – надо понимать степень высокой ответственности, которая ложится на плечи избранниц вместе со звездами на погоны их мужей. Мы практически ничего не знаем о жизни верных спутниц тех, кто непосредственно и персонально отвечает за безопасность нашей страны, для кого защита Отечества – призвание и долг. Для кого крепкий, надежный семейный тыл особенно важен. Для нас генералы, адмиралы – высший эшелон руководства Минобороны России. Для своих же близких они просто родные люди. Сыновья, отцы, деды. И – мужья, разумеется.
И еще. Если задуматься, то слова известной песни «Офицерские жены» можно отнести к каждой семье военного. «Ведь мы оба на службе с тобой. Носишь ты офицерское звание, Я служу офицерской женой»...
С полным правом так может сказать о себе жена генерал-полковника запаса Александра Скородумова, бывшего начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. с Галиной Алексеевной мы встретились у нее дома, на юго-западе Москвы. Но это сейчас Скородумовы живут в столице. За свою службу они объехали страну «до самых до окраин», сменили 27 (!) квартир. Да и не всегда квартир. Были и комнатки в общежитии и даже съемный сарай... Бывало, на ящиках спали, туда же складывали вещи. Любой переезд – сродни пожару. Сколько пришлось перенести Галине Алексеевне с детьми, сами представьте. Но сколько женщин, как и она, говорили своим любимым: «Я не сетую на жизнь гарнизонную, лишь бы только быть рядом с тобой!»

     
Согласных судьба ведет...


     А несогласных – тащит. Такая вот есть поговорка. Саша Скородумов и Галя Орлова, кажется, не могли не встретиться. А чтобы уж наверняка не разминулись, то провидение распорядилось так, что родились и жили они в одном поселке со смешным названием Пено, что в Тверской области, в устье красавицы-Волги. В одной школе учились, только Саша – классом старше. Правда, внимания друг на друга они совсем не обращали. Особо и некогда было. Поселковая жизнь – не сахар. В тогда еще большом, многолюдном местечке принято было растить и воспитывать детей в труде. Родители Гали работали, а на ней, как на старшей, оставались братик и сестра. И хозяйство было большое, огород, много живности, даже пчел отец разводил. Воды требовалось много. Так вот Галочке ежедневно надо было наполнить огромную бочку во дворе. А вмещала она под сто ведер! Попробуй, потаскай на коромысле! Но девочка успевала и летом в Волге искупаться, и зимой на лыжах округу обойти. Росла спортивной и боевой. Душа компании. Без нее и школьный «Огонек» друзьям – не радость. А о Саше с той поры осталась у нее память как о серьезном парне, хозяйственном. Ведь так или иначе, в поселке все друг друга знали. Есть такое понятие – «семейное древо». Так что корневая система у их будущего союза крепкая и надежная. А мама Гали, Антонина Федоровна, своим примером показала дочери, какой следовало быть настоящей жене.
     
Колеса диктуют вагонные...

     После школы судьба решила их испытать, направив на разные дороги. Галя поехала учиться в Москву. Саша стал курсантом Ленинградского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени Кирова. Хотя в роду у него и не было военных. Но тогда профессия защитника Отечества считалась достойной и почетной. И вот что значимо. Отец его, Иван Андреевич Скородумов, простым сержантом геройски защищал как раз Ленинград. Лужский рубеж, Пулковские высоты, Невская Дубровка... Был тяжело ранен, но выжил и выстоял у стен блокадного города. Эти отцовские мужество и стойкость передались и Александру. Но об этом – позже.
     ...Раскидав их по разным столицам, судьба опомнилась. И назначила встречу в родном поселке. Но вот зимние каникулы у них не совпадали. Только и успел красавец-курсант пригласить обаятельную девушку на единственный танец – а на следующий день она вновь уехала на учебу в Москву. А Саша сразу понял: это – Она. А вокруг никто даже не догадывался, что это была именно Галя! Вот такой поворот. В следующий их приезд на родину, летом, они уже не разминулись! Гале он ведь тоже понравился. До сих пор помнит, как тогда его увидела: в курсантской форме, в сапогах, статный, спортивный! Через неделю он сделал ей предложение. А она ему: что за семья у нас получится? Ты – в Ленинграде, я – в Москве! Но тоже понимала – это Он!
     Александр Иванович по жизни – стратег. И день свадьбы назначил сразу: за три года до даты. По окончании училища – без промедления в ЗАГС. Такая вот была уверенность в выборе суженой. И тут отступление для тех, кто считает, что отношения до свадьбы надо определенным образом «испытать»: первый поцелуй Гали с Сашей случился только через год после того предложения! Такие вот высокие нравственные, духовные ориентиры были присущи их поколению.
     Поженились они и правда, как сказал Саша: через три года, 8 августа 1970-го. Не за горами и юбилей, говорю я им теперь. Сорок лет вместе.
     - А вот и нет, – улыбается Галина Алексеевна. – Гораздо больше. Ошибка в свидетельство о браке вкралась. Когда заметили, исправлять не стали.
     Еще одна примета судьбы...
     
Офицерские жены не давали присяги...

     Из Москвы Галю не хотели отпускать ни родственники, у которых она обитала во время учебы, ни преподаватели. Ей прочили серьезное будущее в медицине. Заведующий одним из отделений института онкологии, известный ученый Николай Николаевич Блохин, одну ее оставил на практику по окончании училища при Академии медицинских наук. Дальше девушку ждали мединститут и гарантированная интересная работа. Но стать светилом медицины ей было не суждено. Свой выбор она уже сделала. Кстати, ее медицинское образование потом очень пригодилось во время гарнизонных скитаний. Где только удавалось, Галина Ивановна работала по специальности. А так – и надомницей, и в детских садах. Ведь с тремя детьми семье приходилось непросто. Доходы людей военных известны.
     Распределили «краснодипломного» лейтенанта в Саратовскую область, в город Вольск. Дальше его служба так и пойдет – по всему Союзу. «Заграницами» не баловали .В Вольске родился первенец – Андрей, названный в честь героического деда. Потом дочка Леночка. Так, с грудничком на руках, семья по вызову отправилась в Москву. Александра Ивановича ждала Военная академия имени М.В. Фрунзе. Здесь за три года сменили четыре съемные квартиры. И это с двумя маленькими детьми. Наконец предоставили общежитие: 11 квадратов на четверых. С вещами. Но везде Галина Алексеевна умудрялась наводить порядок и обустраивать уют. В газетном материале всего не опишешь. И как жаль, что нет хороших книг о таких вот офицерских семьях, ведь их жизнь неотделима от биографии страны.
     Дальше – такая походная «география». Волгоград. Скородумов назначен начальником разведки дислоцированной 82-й мотострелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Потом он – командир полка в Майкопе. Затем – комполка в Свердловске. Уже по этим перемещениям видно: никогда офицер не искал, где легче. Куда направляли, там и служил. И всегда там, где трудно и ответственно. И Галина Алексеевна с ним, хотя присяги и не давала. Но есть ведь высокий обет Любви. И не надо бояться об этом говорить. Есть она, любовь, есть! Только надо оберегать ее и дорожить ею.
     Время тогда было сложное. Из Афганистана борт за бортом приходил страшный «груз 200». Не знаю, было ли тогда такое понятие – «горячая точка», но то давнее известие о том, что мужа направляют в Афганистан, до сих пор отзывается в сердце Галины Алексеевны. Это сейчас сотовые телефоны, мобильная связь. Но и тогда, в какие бы командировки ни направляли любимого, они всегда пытались дать о себе весточку. И не раз, как на работу, бегала Галина на переговорные пункты и с трепетом брала телефонную трубку: все ли с мужем в порядке, не болеет ли? Он, зная ее тревоги, старался, как только позволяла служба, всегда откликаться на такие вот телефонные перезвоны.
     Афганистан внес жесткие коррективы: телефонная связь исключалась. Но зато КАЖДЫЙ день и он, и она, отправляли друг другу письма. Сколько их было за два с половиной года той войны! И боль душевная для Галины Алексеевны, что потерялась эта переписка во время их постоянных гарнизонных скитаний. «Афганским сувениром» называют они с давних пор младшую дочь Машеньку, которая появилась на свет после редкого папиного отпуска с войны. Для Галины, по ее словам, дочка стала «спасательным кругом». Старшие дети стали уже «большенькими», и как же она хотела еще одного ребенка!
     Она почему-то не сомневалась, что будет девочка. И обязательно – Машенька. В честь мамы Александра Ивановича – Марии Феоктистовны. Галя верила, что появление доченьки убережет мужа... « Ты живешь между взрывом и выстрелом, Я живу между сном и письмом. И мы встречу должны с тобой выстрадать, чтобы снова расстаться потом».
     Она написала ему, что ждет ребенка. «Если что со мной случится, как ты будешь с тремя детьми одна?», – беспокоился он. А Галина отвечала, пусть только попробует не вернуться! Его ждут она и дети!
     ...Кто знает, какие силы уберегли «батю» – так звали его подчиненные, но он вернулся в родной дом! Хотя смерть была близко-близко. И контужен был, и ранен тяжело. И вот что интересно: родилась Галина Алексеевна 15 февраля. Это ведь еще и день вывода советских войск из Афганистана.
     После Афганистана Скородумова оставили в Туркестанском военном округе. Поселок Азатбаш. Дети учились в узбекско-казахской школе. Русский язык преподавал узбек. Но справились.
     Детей Скородумовы воспитали отличных. Вырастили помощниками. Когда приезжали на новое место, то сын первым делом просил отца сделать перекладину на улице – спортом заниматься, и ковры на турнике сподручней выбивать. Парень в отсутствие отца был «за хозяина». Вплоть до закупки картошки-морковки.
     После ТуркВО была Чита. Когда Александр Иванович получил туда назначение, жена спросила только: а люди там живут? Что ж, значит, и мы будем жить! Сама же украдкой ревела. Даже металл устает, что уж говорить о людях! Из Ташкента выезжали – жара, за Байкалом из поезда вышли – надели теплые куртки. В городе плохо было с экологией. В воздухе – сплошная сажа. Галина Алексеевна замучилась отстирывать занавески, мыть окна. И так – три с половиной года.
     Затем Скородумова отправили на учебу в Военную академию Генштаба. Снова столица. Снова два года общежитий. Академию Александр окончил с отличием.
     Вновь Северо-Кавказский военный округ. Теперь Краснодар. И тут началась первая чеченская кампания. Генерал Скородумов – начальник штаба общевойскового корпуса, начштаба группировки федеральных сил «Север» на Северном Кавказе, командующий группировкой... И не в штабах сидел. Просто так солдаты «окопным генералом» никого не нарекут. Старался сберечь людей. А Галина – «Я служу офицерской женой...». И чем больше сил он отдавал службе, тем больше тепла Галина Алексеевна старалась дать ему. В Афгане он пробыл два с половиной года. На двух чеченских воевал без малого полтора.
     После СКВО – вновь Чита. Когда его позвал к себе тогдашний командующий войсками ЗабВО Валерий Третьяков, Скородумов впервые задумался: а согласится ли жена? А Валерий Степанович его огорошил: не знаешь ты, оказывается, свою Галю! Согласится! И на самом деле она только и сказала: если командир зовет, значит, ты ему нужен! Едем.
     И вот снова, в который раз уже, Москва. Скородумова назначили начальником Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил. О степени загруженности на такой должности говорит такая цифра. В 2003 году продолжительность его командировок превысила 150 дней. И при таком рабочем режиме супруга была ему, как и всегда, ангелом-хранителем.
     Напоследок я спросила Александра Ивановича, какой призвана быть офицерская жена? Он, не задумываясь, по-командирски четко, ответил: такой, какая нужна любимому и любящему мужу. Хорошей хозяйкой, мамой. Чтобы умела управлять, вести дом, обеспечивать тыл. «Я уверен в малыше (так нежно кличет Галину Алексеевну супруг). Кто бы еще поехал в то же Забайкалье?! Я на службе воспитываю чужих детей. Она – наших. Я могу их направлять своим примером, дома скорее «гостил». Она достойно справилась со всеми задачами», – такой монолог я услышала.
     Галина Ивановна после «доклада» мужа тепло улыбнулась. «Это он на службе командир. Дома – душа. И о детях всегда все знал и знает. До сих пор помнит, кто, когда и какие оценки получал».
     ...Род Скородумовых продолжается. У старшего сына Андрея, полковника запаса, две дочки, у средней дочери Лены, она служит прапорщиком, – сын Саша, названный в честь деда. Скоро будет прибавление у Машеньки – «афганского сувенира».
     Отличия Александра Ивановича – три ордена Красной Звезды, ордена Мужества, «За военные заслуги»... По его словам, это награды и Галины Алексеевны.
     Вот такое счастье у «генеральской жены» – выстраданное, честное. И – настоящее.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex