на главную страницу

18 Февраля 2009 года

Страна и мир

Среда

МИР НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

Коллаж Ильи НИКОЛАЕВА.




     Отечественные и иностранные СМИ полны разного рода оценок состояния мировой экономики, но при этом все убеждены, что дальнейшее развитие событий будет зависеть от происходящего в США. Пока из-за океана приходят нерадостные известия. «Экономическая ситуация с каждым днем ухудшается», - признал 25 января новый вице-президент США Джозеф Байден. «Честно говоря, положение хуже, чем все думали, - отметил он в интервью телекомпании CBS. - Нет никаких хороших новостей. Единственное исключение - быстрые шаги, предпринимаемые президентом в этом направлении».
     Барак Обама - писал Ларри Элиот в британской газете «Гардиан» - наследует экономику, в которой с каждым днем углубляется рецессия. Банковская система подорвана, автомобильная промышленность Детройта фактически терпит банкротство, рынок жилья переживает обвал, дефицит бюджета растет. «Если Америка думает, что новый президент сможет решить экономические проблемы столь же молниеносно, как Рузвельт в первые сто дней правления 76 лет назад, американцев ждет глубокое разочарование. Ведь к 1933 году США миновали пик Великой депрессии, хотя мало кто понял это в тот момент», - отмечалось в газете. По мнению автора, кризис по сути своей отличается от любого другого кризиса послевоенной эпохи. Банкиры и министры финансов западных стран знают способы выхода из традиционного кризиса, но по-прежнему не могут разблокировать каналы кредитования, и финансовая система находится на грани гибели.
     Система частных банков США оказалась несостоятельной, сектор недвижимости второй год в свободном падении, пишет, в свою очередь, газета Business & Financial Markets. Америка запустила печатные станки и насыщает рынок ничем не обеспеченными бумагами. Казначейские облигации США сегодня расцениваются как один из самых надутых финансовых пузырей. Краткосрочные бумаги практически не приносят дохода: это инвестиции не с целью заработать, а с целью не потерять.
     
* * *

     Так наступит ли крах доллара? Интересное мнение по этому вопросу высказал в интернет-издании «Полярная звезда», занимающемся проблемами стратегического анализа и прогнозирования общественно-политических и экономических процессов в мире, Валерий Инюшин. С его оценками состояния финансовой системы США есть смысл познакомиться.
     Наступит ли крах доллара? Подобным вопросом некоторые эксперты стали задаваться еще несколько лет назад в преддверии кризиса «новой экономики», вызвавшего биржевой обвал 2001 года в США. «В их числе, - пишет В. Инюшин, - был и я, когда чуть больше семи лет назад я защитил кандидатскую диссертацию, в которой рассматривал неэффективность современных методов денежно-кредитного регулирования и сценарии коллапса существующей международной финансовой системы... На защите меня кто-то спросил, как скоро можно ожидать масштабной девальвации доллара. В тот момент я ответил, что благодаря ресурсам, накопленным за предшествующие 50 лет послевоенного процветания, и статусу мирового гегемона американская экономика располагает запасом прочности как минимум в 5—7 лет. И вообще, глобального кризиса, способного уничтожить либеральную модель капитализма, можно ожидать в районе 2020—2025 годов».
     Действительность, отмечает В. Инюшин, превзошла самые большие страхи, связанные как с ценами на сырье, так и со спровоцировавшим их падение мировым финансовым кризисом, оперативно переросшим в экономический. Эта самая действительность заставляет протестировать те экономические концепции, которые предрекают жесткую трансформацию американской экономики и ее денежно-кредитной системы.
     Главным проблемным местом американской экономики является непроизводительное сверхпотребление, выражающееся в раздутой сфере услуг, достигшей своего максимума в 2008 году, при ощутимом сокращении инвестиционной активности, начавшемся в 2007 году (в том числе под влиянием финансового кризиса, зародившегося в сегменте ипотечных кредитов). Реальное уменьшение валового внутреннего продукта в размере 0,5 проц. было зафиксировано уже в третьем квартале 2008 года (объем ВВП в США в 2008 г. составил около 14,5 трлн. долларов). Ожидается, что спад американского ВВП за 2009 год составит порядка 1 проц. При этом снижается и реальная эффективность американской экономики, что подтверждает сокращение номинального уровня инвестиций на душу населения. При складывающемся положении вещей даже «жульническая американская статистика», скорее всего, отметит уменьшение ВВП и национального дохода на душу населения (национальный доход в США на душу населения составил в 2008 г. около 40,8 тыс. долларов), что будет означать реальную коррекцию потребления в масштабе всей экономики США.
     Данная коррекция также имеет под собой фундаментальное основание: США производят порядка 21 процента мирового ВВП, при этом аккумулируя до 28 процентов глобального потребления. Перераспределение потребления согласно вкладу различных географических зон в реальный сектор мирового ВВП, безусловно, больно ударило бы по США, и те, естественно, применяют разнообразные инструменты для предотвращения возникновения данной ситуации. Используются как завышенные цены на продукцию и услуги, так и методы валютно-финансового воздействия. Геополитические и военные преимущества конвертируются для поддержания статуса доллара, что a priori обусловливает его «твердость». Валюты большей части развивающихся стран устойчивы постольку, поскольку им дозволяется быть «крепкими», и если уровень потребления в какой-либо стране или географической зоне, не принадлежащей к «Атлантическому блоку», начинает угрожать его интересам, то там могут устроить девальвацию, предварительно репатриировав финансовые ресурсы с рынка ценных бумаг.
     Более цивилизованные механизмы перераспределения потребления в свою пользу Америка применяет к своим «партнерам» и к остальному миру в периоды стабильных временных отрезков экономического цикла.
     Помимо доминирования доллара в качестве основной мировой резервной валюты, используемой для накопления резервов и для расчетов в международной торговле, механизм подобного перераспределения зиждется на притоке «избыточной» ликвидности (денежной массы. - Ред.) в мире в американский рынок ценных бумаг.
     Чисто технически это выглядит следующим образом. Истинные, а не мнимые конкурентные недостатки и несправедливый уровень потребления США воплощаются в гигантском дефиците счета текущих операций (около 780 млрд. долларов), отражающего отрицательный итог по экспортно-импортным операциям, чистому доходу от инвестиций и трансфертным платежам.
     Восполнение этой недостачи в реальных деньгах до недавнего времени происходило за счет вложения валютных резервов прочих стран (образуются в результате профицита счета текущих операций остального мира) в доллар США.
     Данное покрытие недостаточно для финансирования внешнего дефицита американской, поэтому оно дополняется массированным притоком денег так называемых институциональных инвесторов на рынок ценных бумаг США, подразделяющийся на две основные составляющие - фондовый рынок (акции) и бумаги с фиксированной доходностью (облигации).
     Однако начиная с 2001 года, помимо дефицита счета текущих операций США столкнулись с новой проблемой - появлением дефицита федерального бюджета, возникшего в результате начала финансирования операций в Афганистане и Ираке в целях оживления пребывающей в рецессии американской экономики. Эти операции организовала американская элита, руководствуясь принципами военного кейнсианства. И если в 2000 году федеральный бюджет США был еще профицитным (+157 млрд. долларов), то уже в 2001 году в нем обнаружилась недостача в 41 млрд. долларов и далее по нарастающей вплоть до гигантского дефицита в 592 миллиардов в 2008 году.
     Понятно, что Штатам необходимо было изыскивать резервы для покрытия уже этих двух финансовых дыр, называющихся в экономической литературе двойным дефицитом (twin deficit). Сумма степени покрытия дефицита счета текущих операций и бюджетного дефицита США с достаточно большой точностью отражает общую потребность американской экономики в реальных деньгах, получаемых от остального мира или от собственных институциональных инвесторов.
     В США бюджетный дефицит частично финансируется за счет увеличения внутреннего государственного долга, называющегося у американцев долгом Казначейства (Treasury Debt). В 2001—2007 годах за счет увеличения внутреннего госдолга покрывалось около 60 проц. бюджетного дефицита.
     В то же время другой дефицит - дефицит счета текущих операций США никуда не делся.
     И вот наступил 2008 год. Общая потребность в реальном финансировании без учета долга Казначейства скакнула с 1.598 млрд. долларов в 2007 году до 1.734 млрд. долларов в 2008 году и на фоне сдутия глобального финансового пузыря источники ее покрытия, казалось, были под большим вопросом.
     Однако США нашли временное решение. Как и Россия образца 1996—1997 годов, они начали интенсифицировать развитие пирамиды госдолга. Она финансируется как американскими капиталами, бегущими с развивающихся рынков, так и институциональными инвесторами, понимающими, что коллапс доллара будет означать крах существующей глобальной финансовой системы, на которой во многом строится благополучие «золотого миллиарда».
     Причем, что любопытно, стартом к массовому выводу этих капиталов из-за рубежа и возвращению их в американское лоно послужили события в Южной Осетии в августе 2008 года. Безусловно, банкротство финансовой компании Lehman Brothers и последовавшее за ним обнародование масштабных проблем у страховщика AIG и столпов инвестиционно-банковского бизнеса Goldman Sacks и Morgan Stanley тоже подлили немало масла в огонь.
     В результате 2008 финансовый год в США был закрыт рекордным приростом долга федерального Казначейства на 1.953 млрд. долларов (+43 проц.), составив 14 проц. от американского ВВП. Для сравнения в 2006 и 2007 годах данная величина находилась на уровне 196 млрд. и 162 млрд. долларов (или 1,6 и 1,2 проц. ВВП соответственно). Этой огромной суммы с лихвой хватило, чтобы перекрыть общую потребность США во внешнем финансировании (баланс +210 млрд. долларов), но именно это и вызывает самые серьезные основания для беспокойства, поскольку разрушается один из краеугольных камней не только американской, но и мировой экономики, привязанной к потреблению и валюте последней сверхдержавы.
     Все это накладывается на гигантский совокупный американский долг, ставший уже притчей во языцех. Начиная с 2006 года, он более чем в 2 раза превышает ВВП страны. Возникает закономерный вопрос - чего можно ожидать в 2009 году от страны с подобной финансовой структурой в ситуации мирового экономического кризиса?
     Нетрудно подсчитать, что общая потребность экономики США в реальном финансировании (без учета прироста долга Казначейства) в 2009 году достигнет порядка 2.197 млрд. долларов. Это значит, что остальной мир в лице своих государственных валютных недолларовых резервов и американские институциональные инвесторы должны будут изыскать эту сумму. В условиях крайней нестабильности всех видов финансовых рынков сложно рассчитывать на полномасштабную «помощь» остального мира, чей профицит счета текущих операций будет уменьшаться в связи со сжатием мирового спроса, провоцируя аналогичное сокращение валютных резервов.
     На конец 2008 года валютные резервы всех стран мира составили примерно 7.995 млрд. долларов. Их недолларовая часть, которая может обеспечить потребность в финансировании американской экономики, оценивается на уровне 36 проц. или 2.878 млрд. долларов.
     В 2009 году сокращение мировых валютных резервов ожидается в размере 20 процентов, что приведет к адекватному уменьшению их недолларовой составляющей до 2.366 млрд. долларов.
     Соответственно, общая потребность экономики США в реальном финансировании (без учета прироста долга Казначейства) в 2009 году достигнет 93 проц. от мировых недолларовых резервов (в 2008 г. это соотношение было где-то в районе 61 проц.)!
     Согласно различным планам финансовых властей США американской экономике будет оказана поддержка в среднем в 1.200 млрд. долларов, покрываемых за счет увеличения внутреннего госдолга. В подобной ситуации дефицит финансирования окажется на уровне около 997 млрд. долларов, и его отношение к валютным недолларовым резервам остального мира составит порядка 42 проц.
     Значит, США придется выпустить гособлигаций как минимум в размере 2.200 млрд. долларов, а это становится все больше похоже на совсем уж неустойчивую пирамиду, даже если на эту сумму найдутся соответствующие покупатели. Конечно, это может продолжаться и несколько лет.
     Однако, что будут делать американские финансовые власти в случае отсутствия интересов у пресловутых институциональных инвесторов и у центральных банков остального мира? Либо Федеральная резервная система начнет печатать необеспеченные доллары для покупки данного долга, либо доллар придется опустить...
     Таково мнение российского экономиста Валерия Инюшина.
     
* * *

     Крупнейший держатель долговых американских обязательств - облигаций министерства финансов США - Китай, он же и крупнейший внешний кредитор Америки. По данным на конец ноября 2008 года, в правительственных резервах Китая находились гособлигации США на 682 млрд. долларов. Если появится информация о том, что крупные держатели американских облигаций начинают выходить из них, события начнут развиваться по эффекту снежного кома, и вслед за Китаем или Японией от них начнут избавляться и все остальные страны. Так что судьба финансовой системы США находится отчасти в руках Пекина, что прекрасно понимают и в Вашингтоне.
     Отсюда реверансы в адрес новой мировой державы, намеки на то, что Пекин и Вашингтон моли бы договориться к обоюдному интересу и решать судьбы планеты без оглядки на остальное мировое сообщество. В этой связи симптоматичны почти совпавшие по времени выступления в СМИ двух патриархов внешней политики США, которые и сегодня участвуют в выработке внешнеполитической стратегии сверхдержавы, Збигнева Бжезинского, бывшего советника президента Картера по национальной безопасности, («Файнэншл таймс») и Генри Киссинджера, советника по национальной безопасности и государственного секретаря в администрациях президентов Ричарда Никсона и Джеральда Форда («Интернэшнл геральд трибьюн»).

     (Окончание следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex