В КНИГЕ «Если бы не генералы», написанной современным российским публицистом Юрием Мухиным, есть утверждение, с которым я никак не могу согласиться. Это мнение о том, что Гражданская война якобы ничего не дала Красной Армии в плане боевого искусства и обретения авторитета в окружающем мире. Вот как он пишет об этом в своей книге: «...победители в Гражданской войне свои победы не ценили как военные достижения. Не ценили уже потому, что первое же столкновение с иностранной армией, а это была армия всего-навсего Польши, окончилось крахом для красных полководцев».
Но в реальности все выглядит далеко не так, как это видится автору.
Первое военное столкновение между только формируемой Красной Армией и вооруженными силами такого достаточно крупного европейского государства, как Румыния, произошло в январе - феврале 1918 года. По сути, это была первая советско(русско)-румынская война.
В ней было два решающих события. Первое - это разгром в январе 1918 года Дунайской флотилией под командованием матроса А.Г. Железнякова румынской Дунайской дивизии речных кораблей и освобождение городов Килия, Вилково и ряда других населенных пунктов Южной Бессарабии в устье Дуная. Вторым и решающим стало прошедшее 28 февраля - 1 марта 1918 года сухопутное сражение близ Днестра в районе Рыбницы. Примерно 6-тысячная группировка красных войск во главе с левым эсером, бывшим подполковником русской армии М.А. Муравьевым наголову разгромила превосходящие силы румын, оккупировавших к тому времени почти всю Бессарабскую губернию (ныне Республика Молдова).
После тех поражений румыны подписали соглашение о выводе своих войск из Бессарабии. Но начавшееся к тому времени германское наступление на Украине позволило им избежать выполнения этого соглашения и держать Бессарабию под оккупацией до лета 1940 года.
Следующим боевым испытанием для зарождавшейся Красной Армии стала советско-германская война в феврале - июне 1918 года.
Если на участках Северо-Западного и Западного фронтов, где частей Красной Армии было очень мало и немцам противостояли разложившиеся соединения прежней русской армии, германское наступление было стремительным и потребовало около двух недель, то на Украине к началу германского наступления части Красной Армии уже сформировались и даже получили боевой опыт в боях с украинскими сепаратистами из Центральной Рады. Поэтому наступление немцев на юге обернулось большими потерями. В результате для полного овладения территорией Украины и Крыма войскам германского блока понадобилось более двух месяцев.
В КАЧЕСТВЕ примера этой упорной борьбы можно привести 17-дневную оборону Херсона в период с 19 марта до 5 апреля 1918 года и оборону Севастополя, когда германским войскам, занявшим 22 апреля Симферополь, понадобилось 9 дней, чтобы преодолеть оставшиеся 65 километров до Севастополя. В ходе девятидневных боев отряды матросов дважды отбрасывали немцев к Симферополю. Был момент, когда командование германского корпуса даже готовило приказ о выводе своих войск из Крыма.
В мае - июле 1918 года в ходе ожесточенных боев под Батайском и на Таманском полуострове было сорвано германское наступление с целью захвата Северного Кавказа. В ходе боев на Таманском полуострове решительными контрударами частей Красной Армии 14-16 июня был блокирован высадившийся там немецкий пехотный полк численностью в 2.500 солдат и офицеров со 150 пулеметами и артиллерией. Понеся тяжелые потери, немцы 17 июня заключили перемирие с командованием красных.
Во время боев с немецкими войсками за Северный Кавказ части Красной Армии вели активную оборону. 13 июня в окрестности Таганрога, в глубокий тыл наступающим на Батайск немцам, был высажен крупный отряд моряков во главе с бывшим офицером Черноморского флота В.П. Лебедевым. В ходе пятидневных боев почти весь десант погиб, уничтожив около тысячи немцев. Именно этот исторический эпизод позднее стал основой для пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия» и снятого по ней позднее одноименного фильма.
Тем временем в Закавказье части Красной Армии с 10 июня по 31 июля 1918 года успешно обороняли нефтяную столицу России Баку от превосходящих по силам турецких войск и поддерживающих их азербайджанских формирований. И только политический переворот в Бакинском совете 31 июля - 1 августа 1918 года в пользу англичан привел к окончанию этой обороны и вводу в город английских войск, прибывших морем из Персии.
Но удержать Баку англичане в отличие от красноармейцев не смогли. Под натиском турок они 15 сентября 1918 года эвакуировались из Баку. В последующие три дня турки вместе с азербайджанцами практически полностью уничтожили 30-тысячное армянское население тогдашнего Баку. При этом нужно отметить, что к русскому населению турки отнеслись достаточно лояльно.
ПОЧТИ одновременно с боевыми действиями Красной Армии против частей германского блока в том же 1918 году начались ее бои с войсками Антанты. Наиболее показательным в 1918 году в этом плане стало сражение 9-15 октября вокруг железнодорожной станции Душак к юго-востоку от Ашхабада.
Здесь в наступление на позиции красных перешла группировка английских войск численностью более тысячи человек. В своем составе она имела 28-й легкий кавалерийский полк (300 сабель) и батальон Пенджабского пехотного полка, усиленный ротой из Хэмпширского пехотного полка (всего 760 человек). На вооружении группа имела 12 орудий, 40 пулеметов и 1 самолет. Английские и англо-индийские части (сипаи) поддерживала группировка белогвардейских войск находившегося в Ашхабаде Закаспийского правительства в составе 1.800 штыков, 1.300 сабель, 2 бронепоездов, 12 орудий, 8 пулеметов и 1 самолета.
В ходе четырехдневных ожесточенных боев англо-белогвардейским войскам удалось овладеть станцией Душак. Но 14 октября красные войска нанесли контрудар и к исходу 15 октября вышли на прежние рубежи обороны. В ходе недельных боев англичане потеряли убитыми и ранеными половину своих войск. По результатам сражения командование английских войск в Персии предпочло вывести свои вооруженные силы из Средней Азии.
Еще более масштабные сражения между войсками стран Антанты и частями Красной Армии развернулись в следующем, 1919 году. Самой крупной сухопутной операцией того года стал разгром в апреле 1919 года в Северном Причерноморье французских и греческих войск. Дивизия под командованием Григорьева, поддерживавшего тогда красных, полностью уничтожила греческую дивизию в Николаеве и Херсоне, а затем обратила в бегство группировку французских войск под Одессой численностью в две расчетные дивизии. Вот что писал по этому поводу в своих мемуарах высокопоставленный белогвардейский офицер, находившийся в то время в Одессе: «Больно и стыдно было смотреть, как недавние главные победители Первой мировой войны бегут перед крестьянскими бандами атамана Григорьева».
Добычей григорьевцев стал в том числе десяток французских танков, пять из которых Григорьев с широкого атаманского плеча отослал в Москву в подарок Ленину, положив тем самым начало советским танковым войскам.
Кроме крупномасштабных сражений с франко-греческими войсками в Северном Причерноморье, Красная Армия и местные повстанцы в 1919 году провели еще ряд крупных сухопутных боев с войсками США, Японии, Канады и Финляндии в различных регионах бывшей Российской империи. В январе 1919 года
18-я стрелковая дивизия разгромила на дальних подступах к Архангельску в городе Шенкурске группировку в составе 500 американцев и канадцев, а также 700 белогвардейцев.
В период с 27 июня по 28 июля 1919 года советские войска, оборонявшие Петроград, силами 1-й стрелковой дивизии, усиленной полком красных финнов, при поддержке Онежской флотилии ударом с суши и двумя десантами полностью разгромили Олонецкую группировку финских войск (около одной расчетной дивизии). Кроме большого количества пленных, в ходе той операции было захвачено 11 орудий, 30 пулеметов, 2 тысячи винтовок, склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия.
На Дальнем Востоке заметными эпизодами боев красных партизан с войсками Антанты стали уничтожение в начале июня 1919 года у села Кролевец канадского батальона численностью 400 человек и ликвидация 23-27 июня 1919 года объединенного американо-японского гарнизона в шахтерском поселке Сучан. Под Сучаном были убиты 900 американских и японских военнослужащих.
ПОМИМО сухопутных сражений в апреле - октябре 1919 года на Балтике развернулось крупномасштабное морское сражение между английской эскадрой в составе 12 крейсеров, 26 эсминцев и миноносцев, 1 монитора с крупнокалиберной артиллерией, 1 авианосца, 4 канонерских лодок, 7 минных заградителей, 10 торпедных катеров и 12 подводных лодок с действующей эскадрой Балтийского флота в составе 2 линкоров, 1 крейсера, 12 эсминцев и миноносцев, 2 минных заградителей, 8 тральщиков, 6 сторожевых кораблей и 4 подводных лодок.
В ходе боев советского и английского флотов на Балтике, которые начались во второй половине ноября 1918 года, а затем возобновились после очистки Финского залива ото льда в апреле 1919-го и продолжались до конца октября того года, англичане потеряли 1 крейсер, 2 эсминца, 4 тральщика, 6 торпедных катеров и 1 подводную лодку. Потери Балтийского флота: 1 крейсер, 5 эсминцев и 1 тральщик.
В 1920 году главным событием на внешнем фронте Гражданской войны стала советско-польская война. И хотя в этой войне, длившейся с апреля по октябрь, Красная Армия потерпела поражение, оно объяснялось отнюдь не слабостью тогдашних советских вооруженных сил, а наличием во главе их Троцкого, по указанию которого командующий Западным фронтом Тухачевский позволил полякам сначала опрокинуть левый фланг, а затем разгромить большую часть армий своего фронта.
Неудача Красной Армии в советско-польской войне носила искусственный характер, а не была следствием мнимой «военной бездарности» Тухачевского. Когда Тухачевский не получал от Троцкого конкретных приказов, то воевал хорошо. Наиболее наглядным примером полководческих способностей Тухачевского является проведенная под его руководством в период с 4 февраля по 27 марта 1920 года завершающая операция Кавказского фронта по разгрому основной группировки войск генерала Деникина.
В составе той группировки белогвардейских войск насчитывалось около 200 тысяч человек. Около трети составляли конные соединения, что было особенно важно по условиям военной географии региона. В результате наступательной операции Кавказского фронта, длившейся менее двух месяцев, самая сильная из белогвардейских группировок в России была разгромлена. Заслуги Тухачевского в этом несомненны и впечатляющи.
НАРЯДУ с регулярной армией в 1920 году боевые действия на суше против иностранных войск вели партизаны Дальнего Востока. Одна из операций получила в то время настолько широкий международный резонанс, что вопрос о ней включался в повестку дня трех международных конференций: Вашингтонской (1921-1922 гг.), Дайренской (1921-1922 гг.) и Чанчуньской (1922 г.).
Речь идет о событии, которое в советской историографии почему-то застенчиво именовали «Николаевский инцидент 1920 года». Суть его в следующем. Группировка красных партизан, разгромив в конце февраля 1920 года колчаковский гарнизон, полностью овладела находившимся недалеко от устья Амура городом Николаевск. В дальнейшем, столкнувшись с попыткой находившегося там японского гарнизона внезапным ударом уничтожить их, партизаны ответили контрударом. В ходе трехдневных боев с 12 по 14 марта 1920 года был поголовно уничтожен находившийся в городе японский пехотный полк вместе с его командиром Исикава. В боях 1918 - 1920 годов дальневосточные партизаны иностранных интервентов брали в плен неохотно, а японцев в особенности. Это в полной мере проявилось и в Николаевске-на-Амуре.
Морские сражения 1920 года не имели такого размаха, как годом ранее, но тоже представляют значительный интерес. В первую очередь десантная операция Каспийской флотилии против английских морских сил и сухопутных войск в персидском порту Энзеле 18 мая 1920 года.
То была самая крупная десантная операция советского флота в годы Гражданской войны как по числу кораблей и судов, так и личного состава. В ней приняли участие практически все боеспособные на тот момент корабли Каспийской флотилии - 2 вспомогательных крейсера, 4 миноносца, 2 канонерские лодки, 2 сторожевых катера и 3 транспорта с десантом в 2 тысячи бойцов.
В ходе операции была разгромлена находившаяся в Энзеле и его окрестностях английская пехотная бригада численностью в 2.500 человек из состава 36-й пехотной дивизии (штаб дивизии и вторая бригада находились в 40 км южнее, в городе Реште).
В результате операции Советской России был возвращен весь уведенный белогвардейцами в Энзеле российский флот на Каспии. В качестве трофеев были захвачены вся полевая и береговая артиллерия англичан, бронемашины и самолеты, а также пять торпедных катеров. Позже эти катера были доставлены на Черное море и стали основой для последующего создания самого массового типа советских торпедных катеров с середины 1930-х и до середины 1940-х годов - «Г-5».
Сама же английская бригада, плененная советским десантом, на следующий день по приказу из Москвы была освобождена и отпущена из Энзеле на соединение с главными силами дивизии в Реште.
На снимке: 1919 год. С.С. КАМЕНЕВ - главнокомандующий вооруженными силами Республики (справа) и П.П. ЛЕБЕДЕВ - начальник Полевого штаба и штаба РККА. В царской армии Сергей Каменев был полковником, начальником штаба стрелкового корпуса, а Павел Лебедев - генерал-майором, начальником штаба 3-й армии.