на главную страницу

19 Февраля 2009 года

Армия и общество

Четверг

Поощрение по-новому: равнение на лучших

Низамидин КАИНБЕКОВ. Олег ПОЧИНЮК,
  «Красная звезда».
  Фото Низамидина КАИНБЕКОВА.



Никто не будет отрицать: в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил очень важен учет общественного мнения о проводимых мероприятиях. В частности, о заработавшей с января новой системе материального стимулирования офицеров, которые в течение 2008 учебного года достигли высоких показателей в боевой подготовке. Одна из форм - «круглые столы» с определенными группами военнослужащих, где обсуждение нововведения проходит в неформальной обстановке.
  По инициативе заместителя командующего войсками ЛВО по воспитательной работе генерал-майора Руслана Нехая такой «круглый стол» проведен в редакции окружной газеты «На страже Родины».

     На него были приглашены офицеры, имеющие непосредственное отношение к отбору лучших военнослужащих на премии, - они входят в состав специальных комиссий и подкомиссий, созданных в частях и штабе округа. В работе «круглого стола» приняли участие начальник отдела управления боевой подготовки ЛВО полковник Сергей Кашин, начальник отделения сбора и подготовки информации отдела службы войск и безопасности военной службы штаба ЛВО подполковник Эдуард Лобков, начальник артиллерии 200-й отдельной мотострелковой бригады (омсбр) подполковник Виктор Кружков, старший помощник начальника отделения воспитательной работы 138-й омсбр майор Денис Ясонов, офицер отдела штаба части майор Валерий Лазарев, старший помощник начальника отделения боевой подготовки части капитан Алексей Куринов и другие. Вел «круглый стол» ответственный редактор газеты «На страже Родины» полковник Сергей Мартынкевич.
     Собравшиеся офицеры были согласны с тем, что необходимость кардинальных перемен назрела: «уравнительная» формы оплаты ратного труда не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Более того, некоторые военнослужащие даже считают, что невысокое денежное довольствие дает им моральное право служить, особо не напрягаясь. Поэтому они поддержали решение руководства оборонного ведомства при переходе к новому облику Вооруженных Сил РФ существенно поднять планку оплаты воинского труда.
     Несмотря на то, что тема, казалось бы, одна, круг обсужденных вопросов был весьма широк. Как проходила работа в соединениях и частях округа по отбору кандидатов на «министерские» премии? Что думают сами офицеры о стимулировании их ратного труда? Учитывалось ли при выявлении лучших мнение женсоветов частей, воинских коллективов? Каковы первые результаты этой работы, есть ли подвижки? Какие имеются недостатки? Что сделать, чтобы материальные стимулы заработали в полную силу и принесли отдачу в виде повышения боевой выучки, профессионализма офицеров,укрепления воинской дисциплины и уставного порядка?
     Сейчас уже можно говорить о первых результатах проведенной работы: с 1 января в соединениях постоянной готовности и воинских частях округа, несущих боевое дежурство, «министерскую» премию получают свыше 400 офицеров. Из них 29 проц. - командиры взводов (35 тыс. рублей в месяц), 14 проц. - заместители командиров рот (40 тыс.), 16 проц. - командиры рот и батарей (50 тыс.), то есть две трети награжденных - офицеры ротного звена.
     С точки зрения «обычного» офицера, от лейтенанта до полковника включительно, ежемесячно получающих на руки от 12 до 25 тысяч рублей, - суммы солидные.
     Понятно, что, помимо того, что награждаться должны самые достойные, нужно, чтобы в самом механизме не было «накладок»...
     - Основная трудность, которая у нас возникла при подготовке документов ивыборе лучших офицеров, связана с тем, что приказ министра обороны РФ № 400 был издан в конце учебного года, - говорит полковник Сергей Кашин. - Сроки очень сжатые, и в то же время требовалось собрать объективные данные на каждого офицера по итогам служебной деятельности. Много работы пришлось проделать и непосредственно в частях и подразделениях, в том числе провести офицерские собрания и аттестационные комиссии. В целом мы с задачей справились, отбор офицеров был проведен согласно установленных квот и сроков. Хотя один из проблемных вопросов (это подтвердили в беседах и представители других военных округов) как раз и заключался в выделении этих самых квот на округа. Согласно приказу № 400 и инструкции ГУБП ВС РФ определен процент награждаемых офицеров - все тут ясно. Тем не менее из Москвы были спущены еще и квоты на количество награждаемых по категориям офицеров, и нам, естественно, пришлось их придерживаться в своей работе. В то же время непонятно, почемунам «сверху» не дали ни одного кандидата с должности командира полка...
     Есть нюансы, которые лучше видны на местах, но не всегда находят понимание в ходе утверждения в вышестоящих инстанциях. Порой по формальным признакам.
     - Ни один из командиров дивизионов бригады не получил «министерскую» премию, хотя по объективным оценкам имел на это полное право, - поделился подполковник Виктор Кружков. - Например, подполковник Олиферук. С ним один из дивизионов буквально поднялся с колен, успешно прошел окружной сбор артиллерии, бригадные учения. Но офицер не был утвержден в списках на дополнительные выплаты по той причине, что... не был назначен на должность командира дивизиона, а только допущен к ее исполнению. Хотя никакой его вины в «стопорении» процесса назначения нет...
     У командиров звена «батарея - дивизион» существует обеспокоенность: будут ли офицеры, не охваченные «министерской» премией, добросовестно служить после ее введения? Есть определенные опасения, что этот фактор внесет раскол в офицерские ряды. Дело в том, что служба в частях постоянной готовности подразумевает ненормированный рабочий день, в 18.30 домой никто не уходит... Хотя, когда с командирами частей выбирали самых достойных офицеров, придерживались максимальной гласности. Каждая кандидатура была открыто рассмотрена и обсуждалась в офицерских коллективах, в том числе с привлечением женсоветов. То есть делалось все, чтобы не было лишних разговоров. Списки лучших офицеров бригады вывесили, и подавляющее большинство с решением комиссии согласилось. Конечно, споры были, но все проблемы решались коллективно.
     В ходе обсуждения вспомнили и о хорошо забытом старом. В частности, о традиции объективного, неформального подведения итогов служебной деятельности. Сегодня читаешь приказы по результатам боевой подготовки, которые издаются в частях, - они написаны словно под копирку. При этом, как правило, не определяются места подразделений. Нет поощрений за месяц боевой учебы. Естественно, комиссиям в конце года трудно определиться с решением о лучших.
     Конечно, после того как приказ заработает, можно будет говорить о целесообразности внесения в него тех или иных изменений. Не секрет, что предложения имеются, и о них говорили участники «круглого стола». В частности, оправдан ли столь длительный срок награждения - год? Не получится ли так: первый квартал офицер, что называется, «работнул», а потом на второй-третий месяц «залег на дно», а в четвертом месяце - опять на виду. Хотя подразумевается стремление передовиков держаться в лидерах в течение года. Опять же чисто психологический нюанс, основанный на том, что во многих офицерских коллективах развито «чувство локтя»: сначала по негласному уговору лучшим «назначают» одного, на следующий год - другого, остальные отдыхают. Мотивация должна быть реальной, а поощрение в той или иной степени распространяться на большинство офицеров.
     Есть вопросы и в плане выдвижения.
     - Окружное звено офицеров из системы материального стимулирования сегодня выпало, - говорит подполковник Эдуард Лобков. - В то же время требуется, чтобы штаб округа комплектовался из самых лучших, имеющих практический опыт управления частями и подразделениями офицеров. Как быть? Ведь теперь уже, к примеру командира лучшего батальона, достойного кандидата на вышестоящую должность в штабе округа, скажем, в управление боевой подготовки не затянешь. Офицер десять раз подумает, идти ли ему на эту должность: при переходе в вышестоящий штаб он значительно потеряет в денежных выплатах...
     Словом, участники, положительно оценивая сам приказ министра обороны № 400, стремились внести предложения о дальнейшем повышении его эффективности.
     - Реализация приказа министра обороны № 400 - важный шаг в изменении системы материального стимулирования, - подытожил генерал-майор Руслан Нехай. - Безусловно,принятые меры благотворно скажутся на боеспособности и боеготовности каждого подразделения и округа в целом. Что касается формы поощрения труда офицеров Вооруженных Сил страны, избранной под руководством министра обороны, то думаю, что в настоящее время она наиболее эффективна. За способность лучше выполнить поставленную задачу человек получает больше денег. Все сделано по-современному. Что касается опасений возможной неоднозначной оценки такого вида поощрения в воинских коллективах, то необходимо, чтобы комиссии были максимально объективны в принятии решения относительно каждого офицера, а их деятельность - гласной, не закрытой.
     Практика применения приказа покажет, что эффективнее: краткосрочные денежные выплаты или годовые поощрения. Главное, чтобы офицер почувствовал, что его труд оценивается по достоинству. Чтобы он увидел себя в новом качестве! У офицеров будет вырабатываться новый стереотип отношения к службе, они выйдут на новый профессиональный уровень. И через год-другой мы получим совершенно иного офицера. А тем, кто не попал в списки премируемых, скажу следующее. В декабре 2009 года будет очередное подведение итогов, на котором приказом командира снова будет определен список лидеров. Станьте в строй лучших!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex