|
Полковник в отставке Василий ВИХРЕНКО. Москва. |
Позвонил я фронтовому однополчанину Василию Ивановичу Другову, чтобы поздравить его с 85-летием. Домашние объяснили, что он в больнице: открылась старая рана, срочно требуется операция.
Вон как! Но какая же это рана моего товарища дала о себе знать? Помнится, он был ранен дважды. Первый раз в марте 1943-го, второй - в сентябре того же года...
Весной наша 295-я стрелковая дивизия вела наступательные бои на Кубани. На пути встретилась довольно широкая речка Протока. Собственно, и не речка то была, а один из рукавов Кубани. Встал вопрос: как переправляться? Специальных средств у нас не было. Подручные на Кубани попробуй отыщи.
Тогда у заместителя командира саперной роты лейтенанта Василия Другова родилась мысль: перекинуть через Протоку стальные тросы и обвязать их снопами из камыша, которого в тех местах было в достатке. По такому не очень надежному мостику все же легче будет перебираться на другой берег.
Замысел лейтенанта одобрили. Для переброски тросов назначили специальную команду, которую и возглавил Другов. Переправившись тихо через рукав, бойцы закопали столбы и надежно опутали их тросами. Времени на это ушло больше расчетного, возвращаться назад пришлось уже на рассвете. Лейтенант Другов уходил последним. У самой кромки воды его ранило.
Он так и пролежал до вечерних сумерек, пока рядовой Николай Горлов, рискуя жизнью, не вытащил его из опасного места.
На лечение Другова отправили в медсанбат. А придуманный им камышовый мостик сработал на славу, о чем я и рассказал читателям в дивизионной газете «Боевое знамя», литсотрудником которой был.
Второй раз Другова - уже командира роты, старшего лейтенанта - ранило, когда наша дивизия сражалась на юге Украины. Разорвавшийся в расположении роты вражеский снаряд причинил много беды. Тяжелораненого Василия тогда отправили в тыловой госпиталь. В дивизию он больше не вернулся...
После войны нас, бывших воинов 295-й стрелковой дивизии, набралось в Москве немало. Мы создали оргбюро для организации встреч и начали поиск однополчан.
Однажды Николай Горлов (тот самый спаситель офицера) сообщил, что встретил в печати фамилию Другов. Не наш ли это Василий Иванович? Навели справки. Оказалось - наш! Встреча была трогательной. Другов рассказал, что после выздоровления воевал уже в морской пехоте, но часто вспоминал свою родную 295-ю.
Василий Иванович быстро нашел себя в послевоенной жизни. Много учился, работал. Дошел до поста заместителя министра внутренних дел СССР.
И вот уже на девятом десятке, через 65 лет после второго ранения, в теле Другова «взбунтовался» один из осколков. Врачам на этот раз кусочек фронтового железа удалось извлечь. Так что я поздравил своего однополчанина, получается, сразу с двумя юбилеями.

|