на главную страницу

20 Февраля 2009 года

Армия и общество

Пятница

Грани прокурорского участия

Беседовал Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
  Фото автора.



Формирование нового облика Вооруженных Сил - деятельность многоплановая. В том числе она требует всесторонней поддержки со стороны органов военной прокуратуры. В этот ответственный период как никогда важна работа по укреплению законности и правопорядка в поднадзорных войсках, защите прав и свобод военнослужащих и членов их семей. Об этом наш корреспондент беседует с военным прокурором ЛВО генерал-майором юстиции Игорем Лебедем.

     - Игорь Иванович, по каким направлениям ведется работа по правовому обеспечению формирования нового облика ЛВО и других силовых структур на территории округа?
     - Главный вопрос, который нас волнует, - это обеспечение прав военнослужащих и членов их семей. Прежде всего речь о жилищных правах. Не секрет, что предстоит сокращение 250 тысяч офицеров, в том числе тех, которые в данный момент не обеспечены постоянным жильем. На решение квартирного вопроса только в Санкт-Петербурге выделено порядка 3 миллиардов рублей, и задача военной прокуратуры надзорными средствами обеспечить их целевое использование - ни одна копейка не должна уйти на сторону. Жилье предполагается строить, покупать, получать за счет реализации ГЖС, оно будет высвобождаться военнослужащими при выборе местожительства в другом регионе - все это требует контроля.
     Опыт борьбы с подобными нарушениями есть, наступательность в этом направлении продолжится. Прокурорские проверки с привлечением специалистов уже проводятся, и меры будут приниматься, невзирая на звания и должности. В частности, в вопросах, связанных с закупкой жилья в Санкт-Петербурге, нам помогают сотрудники финансовой инспекции Минобороны РФ. Пока говорить о результатах этой работы преждевременно, но это один из краеугольных моментов, которым будем уделять внимание в плановом порядке.
     Равно как усилится надзорное сопровождение процессов высвобождения военных городков, передачи отдельных объектов капитального строительства. Немаловажный вопрос - размещение и обустройство войск при их передислокации в ходе проводимых мероприятий. Должны быть созданы нормальные бытовые условия не только для военнослужащих по контракту, но и для их семей. В том числе и по созданию социальной инфраструктуры: школ, детских садов, медучреждений и т. д. Наша задача - надзорными средствами обеспечить решение поставленных задач по передислокации не только в установленные сроки, но и без нарушений прав военнослужащих и членов их семей.
     В поле зрения военной прокуратуры будут находиться и иные аспекты прав военнослужащих - своевременные выплаты, обеспечение жильем, медицинское обслуживание.
     Иными словами, стремимся работать на упреждение, заранее выявлять «узкие» места и предотвращать правонарушения и преступления.
     - Вы сказали о накопленном опыте. Что имеется в виду?
     - Речь как о масштабах работы, так и о раскрытии достаточно сложных правонарушений и преступлений. За прошлый год военными прокуратурами гарнизонов проведено более 3 тысяч прокурорских проверок. Средствами прокурорского надзора восстановлены права свыше 8,5 тысячи военнослужащих, членов их семей и граждан, возмещен ущерб и выиграно судебных исков на сумму более 3 миллиардов рублей.
     Мы активно взаимодействуем в борьбе с преступностью с государственными и правоохранительными органами. Прежде всего с аппаратами полномочного представителя Президента РФ и заместителя Генерального прокурора РФ в СЗФО, губернаторами и главами администраций республик и областей Северо-Запада, руководителями правоохранительных структур в регионе. В частности, проводим совместные координационные совещания, обмен информацией и т. д.
     Среди наиболее злободневных направлений при формировании нового облика Вооруженных Сил будет оставаться борьба с коррупцией.
     - К коррупции, надо сказать, сейчас повышенное внимание. Можно ли говорить об определенных успехах по пресечению преступлений коррупционной направленности?
     - В сфере борьбы с коррупцией военной прокуратурой ЛВО и военными прокуратурами гарнизонов в 2008 году проведено 92 прокурорские проверки, которыми выявлено 212 нарушений законов. По результатам проверок в адрес командования внесено 63 представления, заявлено 4 иска на общую сумму 30 миллионов рублей. Сейчас расследуется 26 уголовных дел коррупционного характера, ущерб по которым составил более 116 млн. рублей.
     - Можно привести какие-то конкретные примеры?
     - В ходе надзорных мероприятий нами вскрыта преступная схема хищения горюче-смазочных материалов, организованная бывшим ревизором службы ГСМ тыла округа С. Штепиным и начальником склада горючего подполковником В. Кукушкиным. Совместно с начальником хранилища старшим прапорщиком И. Афанасьевым они за почти три года похитили топлива на сумму более 48 миллионов рублей. 27 марта 2008 года Кукушкин, Афанасьев и Штепин осуждены военным судом соответственно к 7, 6 и 5 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
     В феврале прошлого года на 6 лет лишения свободы осужден заместитель начальника ГП «Научно-исследовательский центр 26-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ» («НИЦ
     26-го ЦНИИ Минобороны РФ») по научной работе полковник М. Дымов. На протяжении нескольких лет он расхищал средства федерального бюджета, предназначенные на финансирование государственного оборонного заказа, - всего более 31 млн. рублей. Используя служебное положение, Дымов переводил бюджетные средства, предназначенные на проведение исследовательских работ, в коммерческую фирму ЗАО «Капрэс», собственником которой являлся... он сам. При этом фактически работа выполнялась сотрудниками института в порядке производственного задания.
     По результатам дополнительно проведенных военной прокуратурой округа проверок выявлены новые факты причинения Дымовым ущерба государству в размере 10,3 млн. рублей по другим договорам, заключенным между «НИЦ 26-го ЦНИИ Минобороны РФ» с ЗАО «Капрэс». Возбуждены и расследуются уголовные дела.
     Аналогичная схема хищения денежных средств вскрыта в ходе прокурорской проверки в «51-м Центральном конструкторско-технологическом институте судоремонта» Минобороны РФ (51-й ЦКТИС), которую реализовал главный специалист - начальник группы по маркетингу и внешним связям. Используя свое должностное положение, он неоднократно вводил в заблуждение руководство 51-й ЦКТИС: представлял в качестве контрагента для выполнения разработки документации для строительства, ремонта и технического обслуживания кораблей и судов различного назначения для нужд Минобороны РФ и других министерств и ведомств коммерческую организацию ООО «Видем». Учредителем и генеральным директором фирмы являлся сам этот сотрудник. Фактически работы выполнялись сотрудниками института, а деньги переводились в ООО «Видем» и похищались: преступными действиями государству причинен ущерб на сумму 9,7 млн. рублей. Возбуждено и расследуется уголовное дело.
     По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении бывшего руководителя одного из федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России. В 2005 году он, используя служебное положение, оформил фиктивные договора и акты приемки выполненных работ с петербургской коммерческой организацией. В результате похищено более 10 млн. рублей. Уголовное дело находится на рассмотрении в суде.
     В целом количество выявляемых преступлений коррупционной направленности увеличилось на 30 процентов.
     - Какова ситуация по таким преступлениям, как присвоение и растрата, взяточничество?
     - Их количество также возросло: установленных фактов присвоения и растрат - на 28 проц., взяточничества - на 10 проц. С 11 до 14 проц. увеличилось количество злоупотреблений должностными полномочиями корыстной направленности, при этом в 2,2 раза увеличилось число преступлений указанных категорий в воинских частях ВВС и ПВО, почти вдвое - в частях ВМФ центрального подчинения. Если в 2007 году в войсках Северо-Западного регионального командования Внутренних войск МВД РФ их не было, то в прошлом году зарегистрировано 10 преступлений в данной сфере.
     Например, в октябре 2008 года возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела закупок и поставок ЛВО по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159 (мошенничество) и ч.1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Проходя ранее службу в должности начальника военного склада, он совместно со знакомым предпринимателем организовал хищение бюджетных средств, предназначенных для выполнения госзаказа по дезинфекции, дезинсекции и дератизации хранилищ склада. Используя служебное положение, этот офицер путем обмана добился, чтобы аукцион выиграла подконтрольная его знакомому предпринимателю фирма, куда и были переведены 578 тысяч рублей. 568 тысяч рублей из них похищены, а необходимые работы не проведены.
     Большой общественный резонанс вызвало выявление военной прокуратурой фактов завладения деньгами родителей абитуриентов за якобы оказываемое им содействие в поступлении сыновей в Нахимовское военно-морское училище заместителем начальника училища по воспитательной работе капитаном 1 ранга А. Зубовым. Он осужден военным судом к 3,5 года лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 2,5 года.
     - И все-таки, опираясь на итоги прошлого года, можно ли говорить, что наметилась тенденция к снижению количества преступлений?
     - Судите сами: в 2008 году совершено 1.063 преступления против 1.518 в 2007-м - снижение зарегистрированных преступлений примерно на треть. Речь не только об ЛВО, но и о дислоцированных на территории округа воинских частях ВМФ, ВДВ, внутренних войск, ВВС и ПВО, Спецстроя России и других. Сразу оговорюсь, что руководство военной прокуратуры ЛВО и прокуроры гарнизонов отдают себе отчет в том, что цифры эти весьма и весьма относительны.
     Отмечу только два момента. Первый - возросло количество выявленных военными прокурорами сокрытых преступлений. С одной стороны, можно говорить, что это единичные случаи по сравнению с десятками в 2004—2005 годах. Тем не менее даже эти факты нас настораживают. Второе - в 2008 году возросло число погибших военнослужащих, в том числе в результате ДТП, несчастных случаев, произошедших по вине гражданских лиц. Формальное снижение количества преступлений почти на треть не повод для самоуспокоения. Наоборот, они настораживают.
     Хотя есть и обнадеживающие тенденции. Так, из числа общеуголовных на треть сократилось число преступлений против жизни и здоровья и на 37 проц. - против собственности. На 27 проц. уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, на 50 проц. - число групповых преступлений и совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
     На 17 проц. стало меньше преступлений, совершаемых офицерами. Количество должностных преступлений осталось на уровне 2007 года при одновременном снижении на 14 проц. количества рукоприкладств. Если вспомнить статистику прошлых лет, то рост преступности в 2005—2007 годах среди офицеров происходил именно за счет насильственных действий по отношению к подчиненным, т. е. рукоприкладства. Эту негативную тенденцию военной прокуратуре совместно с командованием удалось переломить.
     Несмотря на определенные положительные тенденции, мы нацелены на дальнейшую напряженную работу по укреплению законности и правопорядка в поднадзорных войсках, защиту прав и свобод военнослужащих в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex