на главную страницу

20 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

Открытая «Белая книга»

Владимир КУЗАРЬ.



Китай по-прежнему стоит перед лицом долговременных и сложных угроз и вызовов в области безопасности, а потому будет неуклонно повышать «несокрушимую оборонную мощь и создавать могучую армию». Такова основная канва «Белой книги по национальной обороне Китая за 2008 год», которая была обнародована в прошлом месяце в Пекине. Это уже шестое, начиная с 1998 года, издание книги, в которой излагаются подходы китайского руководства к вопросам военного строительства, даются официальные оценки международной ситуации и раскрываются перспективы развития национальной обороны. Нынешнее издание насчитывает около 30 тыс. иероглифов, прописанных на 95 страницах, и включает преамбулу, 14 глав и 6 приложений, содержащих справочные статистические данные. Впервые в книге каждому виду вооруженных сил отведена целая глава. Кроме того, отдельными темами стали наука и техника в оборонной промышленности, бюджетные расходы на оборону, международное сотрудничество КНР в сфере безопасности и политика государства в сфере контроля над вооружениями.

     
Вызовы безопасности

     «Это является высшей степенью транспарентности», - заявил, комментируя выход в свет книги, один из ее авторов военный эксперт Чэнь Чжоу. В ней, по его словам, которые приводит агентство Синьхуа, правительство КНР впервые открыто изложило миру стратегическую концепцию развития оборонной политики государства. Начинается же книга с констатации того, что Китай привержен политике реформ и открытости, проводит независимую миролюбивую внешнюю политику, строит свою оборонную стратегию исключительно в целях защиты своей территории и населения и стремится вместе с другими странами создать гармоничный мир и общее процветание. Но заниматься этим приходится в условиях роста количества вызовов и опасностей, обострения «борьбы за стратегические ресурсы, стратегические районы и стратегическое доминирование». Всеобщей безопасности продолжают угрожать гегемонизм и применение политики силы, региональная напряженность, увеличение количества «горячих точек» и локальных конфликтов. Ее подрывают увеличение военных расходов среди ведущих стран мира, их стремление ускорить технологическую модернизацию вооруженных сил и разрабатывать новые системы вооружений, что приводит к возникновению новой гонки вооружений в отдельных регионах мира.
     Конкретизируя угрозы безопасности КНР, авторы книги отмечают, что к ним, прежде всего, относится экономическое, научное, технологическое и военное превосходство других государств. К числу внешних дестабилизирующих факторов причислена и продажа Вашингтоном в нарушение совместных договоренностей оружия Тайбэю, что наносит серьезный ущерб двусторонним отношениям, а также миру и стабильности в Тайваньском проливе. Среди внутренних угроз названы сепаратистские силы, выступающие за «независимость Тайваня», «независимость Восточного Туркестана» и «независимость Тибета», а также терроризм, природные бедствия, экономическая и информационная нестабильность.
     В этой связи Китай будет отстаивать необходимость установления новой доктрины безопасности, основанной на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и координации, разрешении международных конфликтов и «горячих» вопросов мирными способами. Проводя же политику по укреплению национальной безопасности, китайское руководство намерено придерживаться стратегии «активной обороны». А она основывается на проведении оборонительных операций и нанесении ударов по противнику только после нападения с его стороны. В ней не предусматривается нанесение превентивного ядерного удара. Также подтверждается приверженность стратегической концепции «народной войны».
     Китайская армия готовится к ведению локальных войн в условиях информатизации, для чего ей понадобится организовывать максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять различные стратегические и тактические приемы. Для этого продолжится процесс совершенствования Народно-освободительной армии (НОАК) по впервые обнародованному графику. В соответствии с ним к 2010 году Китай намерен заложить прочный фундамент модернизации национальной обороны и армии, к 2020 году - в основном завершить процесс их механизации и добиться существенных сдвигов в информатизации вооруженных сил, и, наконец, к середине нынешнего столетия - провести полную модернизацию НОАК. Будут налажены разработка и производство нового высокотехнологичного вооружения и военной техники в интересах армии, а обучение военных специалистов проводится с учетом условий информационного противоборства в мире. Помимо этого, в китайской армии должна быть создана новая, более современная система тылового обеспечения.
     
По пути модернизации НОАК

     Основу боевой мощи Китая составляют ее ядерные силы сдерживания. В нынешней «Белой книге» впервые изложены задачи стратегических ядерных сил и то, как они должны реагировать в случае, когда государство сталкивается с угрозой применения ядерного оружия или подвергается ядерному нападению. В мирное время эти силы, в НОАК их называют второй артиллерией, не нацелены ни на одну страну, а в случае появления ядерной угрозы приводятся в состояние боевой готовности для нанесения ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против Китая. Они вполне способны противодействовать применению против Китая ядерного оружия другими странами, дать ответ на ядерное нападение и наносить точные ракетные удары по соответствующим целям.
     Что они собой представляют, уточняется в опубликованной в журнале «Цюши» уже после появления «Белой книги» статье командующего ракетными войсками генерала Цзин Чжиюаня и политкомиссара генерала Пэн Сяофэна. В ней говорится, что китайские ракетные войска, стремящиеся в соответствии с требованием руководства страны «соответствовать месту КНР в мировой иерархии», включают как ядерные, так и обычные ракеты. В последние три десятилетия китайские ракетчики «приняли участие в ряде учений, которые были призваны подтвердить решимость Китая в поддержании своей территориальной целостности и защите национальной безопасности». А с вступлением в ХХI век войска сделали новый шаг по пути превращения их в такие силы, которые «имели бы преимущество в возможном конфликте в нынешнем информационном столетии».
     По западным оценкам, нынешний арсенал ядерных вооружений Китая составляет около 410 - 440 единиц. Около 140 единиц из них являются боеголовками для ракет средней и большой дальности, наземного и морского базирования. Примерно такое же количество (около 150 единиц) предназначено для применения на китайских самолетах - носителях ядерного оружия. Остальные представляют собой маломощные тактические бомбы, артиллерийские снаряды, ядерные мины и, возможно, ракеты малой дальности. На вооружении второй артиллерии находятся также три основные обычные ракетные системы - «Дунфэн-15», «Дунфэн-11» и «Дунфэн-21/25». Вторая артиллерия использует системы глобального позиционирования для корректировки наведения на цель на среднем и конечном участках траектории полета ракет, чтобы повысить точность и поражающее действие.
     В главе, посвященной сухопутным силам, подчеркивается, что в деле их реформирования достигнут большой прогресс. Известно, что этот процесс направлен на создание более компактных и гибких, лучше обученных и оснащенных войск, способных проводить ограниченные операции на границах Китая и за их пределами, и их дальнейшее совершенствование. Сейчас ведется работа по повышению способности к переброске войск и боевой техники во время воздушных и морских десантных операций, интеграции информационных систем с платформами вооружений, созданию новых моделей основного боевого танка, развитию тяжелой бронированной техники, амфибий и легких бронемашин. В войска все больше внедряются перспективные комплексы ПВО, системы электронной разведки. Совершенствуются оснащение и тактика действий армейской авиации и пограничных войск.
     В военно-воздушных силах происходит процесс перехода от прошлой стратегии, подразумевавшей только «пассивную» оборону воздушного пространства страны, к новой стратегии. Она предусматривает применение уже оборонительно-наступательных действий, нанесение точных и дальних авиаударов, а также осуществление стратегических перебросок войск. Для этого ускоряется разработка боевых самолетов новых типов, противовоздушного и противоракетного оружия, автоматизированных систем управления, совершенствуются электронно-информационные системы, информатизированные системы раннего предупреждения, а также системы контроля, командования и связи, приняты на вооружение передовые комплексы УР классов «воздух - воздух» и «воздух - земля».
     Одновременно в ВВС делают упор на разноплановую летную подготовку, практикуются полеты на дальние расстояния с дозаправкой топливом в воздухе. Во время проведения учений ВВС начинают летать целыми полками: 20 — 24 самолета в отличие от того, как это было раньше, когда летали всего 2 — 3 самолета эскадрильи. Для подготовки к мобильным наступательным операциям самолеты перебрасывают на аэродромы, находящиеся за пределами военных округов, на территории которых они базируются постоянно. Растет время налета летчика. Если несколько лет назад оно составляло 10 часов в год, то сейчас уже около 200. Увеличение числа учебных полетов позволяет китайским летчикам полностью овладеть всеми навыками, необходимыми для ведения современных боевых действий в воздухе и нанесения ударов по наземным целям.
     Месяц назад Китай отправил свои военные корабли в Аденский залив для участия в международной антипиратской операции, открыв тем самым новую историю в развитии своих ВМС. Еще в середине 1980-х годов они придерживались стратегии «береговой обороны». Затем перешли к стратегии «обороны в прибрежных водах», под которыми понималось расстояние от 150 до 600 морских миль. А сейчас китайские ВМС, похоже, выходят на океанские просторы. Правда, в «Белой книге» об этом ничего не говорится, как обойден в ней стороной и вопрос, будет ли страна строить свой авианосный флот. Речь в ней идет о создании новых типов подводных лодок, эсминцев, фрегатов и самолетов, но ни слова нет о разработках авианесущих кораблей. Как считают специалисты, делается это не случайно. Заявляя о создании кораблей такого класса, Пекин давал бы знать, что намерен стать мощной морской державой. А это вызвало бы серьезную озабоченность в Азиатско-Тихоокенском регионе и особенно у стран, с которыми Китай имеет нерешенные территориальные проблемы.
     Тем не менее утверждений, что Китай вынашивает такие планы, предостаточно. Вот и японская газета «Асахи» на прошлой неделе сообщила, что Пекин намерен ориентировочно к 2015 году спустить на воду два авианосца с обычными силовыми установками, а после 2020 года построить два первых атомных авианосца. По данным ее источников, 30 декабря прошлого года в Пекине прошло совещание, на котором было заявлено, что с 2009 года в стране начнется полномасштабное строительство двух авианосцев с обычными силовыми установками. Наличие двух авианосных групп, по замыслу Пекина, даст возможность ВМС оперировать за так называемой первой островной линией по рубежу Окинава - Тайвань - Филиппины. А создание двух атомных авианосцев среднего класса водоизмещением по 60 тыс. тонн позволит сформировать две авианосные ударные группы, которые смогут держать под контролем западную часть Тихого океана в пределах «второй островной линии»: Япония - Гуам - Индонезия. Тем самым Китай получит возможность противодействовать США на всем пространстве Тихого и Индийского океанов. «Асахи» также утверждает, что в ВМС КНР уже создан «отдел 048», который занимается строительством авианосцев. На юге острова Хайнань в районе города Санья сооружают специальный причал для этих кораблей, а также подземные склады для их боеприпасов.
     
Навстречу военному параду

     Создание эффективных сил сдерживания требует соответствующих ассигнований. И в «Белой книге» вопросу расходов Китая на оборону уделено достаточно много места. В частности, говорится, что китайское правительство рационально определяет размер расходов на оборону, руководствуясь принципом соответствия их роста реальным потребностям обороны и уровню развития народного хозяйства. При этом уже 30 лет ассигнования на военные цели в Китае неизменно сохраняются на разумном и умеренном уровне. И далее впервые приводятся подробные данные о расходах Китая на оборону за три десятилетия проведения политики реформ и открытости. Правда, в процентном отношении к ВВП, не называя конкретных цифр.
     Что касается увеличения оборонного бюджета КНР в последние годы, то оно, как отмечается, было обусловлено необходимостью повышения денежного содержания и улучшения социальных условий военнослужащих, противодействия росту товарных цен и финансирования реформирования вооруженных сил военной отрасли страны. В 2008 году бюджетные расходы Китая на оборону составили 417,769 млрд. юаней (1 доллар равен 6,84 юаня). Это на 17,6 процента больше, чем в 2007 году. Также подчеркивается, что размер оборонных расходов на одного военнослужащего по-прежнему ниже, чем у ведущих государств мира. Так, Китай тратит только 1,38 процента своего ВВП на военные нужды, тогда как в США, Великобритании и Франции эти показатели соответственно равняются 4,5 процента, 2,7 и 1,92 процента.
     Немалого финансирования требует и развитие международного сотрудничества КНР в сфере безопасности, о котором подробно рассказывается в заключительных главах «Белой книги». Так, начиная с 1990 года Китай 18 раз принимал участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в которых участвовали более 11 тысяч китайских миротворцев, восемь из которых погибли. К концу ноября 2008 года в общей сложности 1.949 китайских миротворцев выполняют свои миссии в разных районах мира. В книге отмечается, что китайское правительство принимает активное участие в многостороннем сотрудничестве в рамках ШОС и придает важное значение повышению роли асеановского форума. Всего же министерство обороны Китая установило партнерские связи с более чем 150 странами, а в 109 из них открыло свои военные представительства. КНР планирует увеличить и число студентов военных вузов, которые будут отправляться на долгосрочную стажировку за рубеж. За последние два года на стажировку в 30 разных стран отправились 900 учащихся.
     Результаты же строительства вооруженных сил с китайской спецификой, а также вооружения и военная техника национальной разработки будут продемонстрированы на параде, который планируется провести в связи с празднованием 60-й годовщины образования КНР. Как сообщается из Пекина, подготовка к параду, который намечен на 1 октября и в котором примут участие подразделения сухопутных сил, ВМС и ВВС, войск второй артиллерии, вооруженной милиции, войск резерва и ополчения, уже началась.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex