на главную страницу

21 Февраля 2009 года

Армия и общество

Суббота

Память сердца

События тех дней нам никогда не забыть

Левон АРЗАНОВ. Фото автора.



     В августе 2008 года вооруженные силы Грузии внезапным ночным броском вторглись на территорию Южной Осетии. На наш миротворческий батальон, на мирных жителей осетинских сел и городов обрушилась лавина огня. Грузинские солдаты, надеясь на легкую прогулку, не стеснялись снимать свои бесчинства на камеры мобильных телефонов. Однако не всем из них удалось унести ноги из Южной Осетии. Российская армия сбила спесь с этих вояк, до зубов вооруженных заокеанскими покровителями. Блиц-криг Саакашвили провалился. И не только в отношении Цхинвала. В Тбилиси столь же детально был проработан план захвата и Абхазии.
     Вторжение в Абхазию - «страну души», как переводится название этой страны с абхазского на русский, намечалось сразу же после водружения грузинского флага над Цхинвалом. К границам Абхазии со стороны Грузии были подтянуты войска, развернуты госпитали и полевые пункты снабжения. Это не прошло незамеченным. Грузию предстояло принудить к миру и в зоне Причерноморья, обеспечить неприкосновенность территории Абхазии. Обстановка обязывала демилитаризовать два основных направления, откуда грузинские войска планировали начать «абхазский поход». В первую очередь нейтрализовать всю военную инфраструктуру в Зугдидском приграничном районе. А также военные базы в Поти и Сенаки, - пункты постоянной дислокации воинских частей Грузии, непосредственно изготовившихся к вторжению. К российским миротворцам в Абхазии были направлены подкрепления.
     Рассказывает командир батальона подполковник Евгений МИТЮКОВ:
     - Нас подняли по тревоге. Предполагалось, что убываем в Осетию. Но, как оказалось, нас ждала Абхазия. Ждала с тревогой и надеждой. И вот мы прошли. Колонна двигалась через столицу Абхазии - Сухум. Жители встречали нас на улицах с цветами. Встречали как освободителей и победителей, хотя победу еще предстояло обеспечить.
     Расположились на территории бывшего санатория то ли химиков, то ли геологов. Вокруг пальмы, рядом море . Но нам было не до красот, не исключалась боевая операция. Спланировано все было до деталей, по команде мы вошли на территорию Грузии. Сопротивления не встретили. Грузины учитывали жесткий урок, преподанный им в Южной Осетии. Бывали, конечно, и конфликтные ситуации, связанные в основном с полицией и вездесущими грузинскими и зарубежными журналистами. Наших солдат то и дело пытались провоцировать. Не получалось...
     Из Зугдиди органы власти бежали, и в городе начались грабежи, все это пытались свалить на нас, россиян. Тогда мы разрешили вернуться в город грузинской полиции. Вскоре полицейские начали взывать нас о помощи: на них нападали свои же, грузины-мародеры. Пришлось наводить порядок совместно. Было несколько боевых эпизодов, но они носили частный, случайный характер и общей обстановки не отражали.
     Следующим был город Поти, где размещалась военно-морская база Грузии. Представителей власти и военных в городе не было - бежали. Жители выглядели обеспокоенными, им до этого внушали, что русские якобы никого не щадят. В действительности же мы и здесь приняли меры против мародерства, помогли обеспечить оставшихся обывателей продовольствием - в основном это были старики и молодые люди, не поверившие пропагандистским сказкам.
     В городе Сенаки, где до этого располагалась 2-я пехотная бригада Грузии, молодежи было намного больше, чем в Поти. Коротко стриженные крепкие парни в шлепанцах и спортивных штанах, расположившись вдоль заборов, наблюдали, как наша колонна входит в город. Это и были солдаты той самой бригады, фактически утратившей какую-либо способность к сопротивлению.
     База в Сенаки была отстроена по натовским образцам. Оружия, в основном импортного, было огромное количество. Американские винтовки М4, израильские и болгарские пулеметы, словацкие гранатометы и ПЗРК. Танки, БМП советского и украинского производства, оснащенные американскими прицелами и навигационными приборами. Особый интерес представляли быстроходные десантные катера и японские квадроциклы. Автопарк был заполнен новенькими «тойотовскими» джипами и «хаммерами».
     Затем нас перебросили в Кодорское ущелье. Грузины и там предпочли не сопротивляться. Все ущелье абхазские формирования прошли за сутки. Грузинские солдаты прямо на дороге бросали форму и оружие, удирая на свою территорию.
     Хотя боев не было, в одну из ночей получил ранение один из бойцов батальона. Вертолетом эвакуировать его не можем, погода нелетная. Погрузили раненого в бронетранспортер. Молодчина водитель ефрейтор Евгений Ратников: летел в ночи по ущелью на предельной скорости. Медики наши - капитан медслужбы Денис Попов и прапорщик Алексей Харькин - при свете фонарей оказали тяжелораненому солдату ту помощь, которая от них требовалась. Вытащили парня с того света.
     И вообще хотел бы отметить, что в той экстренной командировке весь личный состав батальона показал высокие боевые и моральные качества. Даже солдаты первого контракта не терялись в сложной обстановке, действовали четко и слаженно. Особо хотел бы выделить офицеров, моих верных помощников - майора Гуляева, капитана Колупаева, старших лейтенантов Макарова и Морозова...
     Остается добавить, что все наши военнослужащие получили благодарность от Президента России, а пятеро из них стали кавалерами ордена Мужества.
     Ну а самая высокая награда - это благодарность абхазского народа, который сохранит память о драматических событиях минувшего года в веках. «Страна души» жива и будет жить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex