на главную страницу

25 Февраля 2009 года

Геополитика

Среда

Анкара: выбор вектора

Вадим ТИМОХИН, эксперт Института геополитической
  информации «Энергия».



В феврале с.г. состоялся первый государственный визит в Россию президента Турции Абдуллы Гюля. В рамках своей зарубежной поездки он встретился с Президентом РФ Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, а также участвовал в бизнес-форуме, организованном торгово-промышленными палатами двух стран. В средствах массовой информации обратили внимание прежде всего на нефтегазовый аспект переговоров, хотя реальное значение переговоров выходит за рамки проблем доставки энергоресурсов в Европу.

     ИСТОРИЯ отношений между Россией и Турцией уходит в глубину веков - по крайней мере к временам, когда пал Константинополь и Московии времен Великого князя Ивана III пришлось налаживать отношения с новой евразийской державой - Османской империей, контролировавшей Черное море. Вопреки укоренившемуся в обыденном сознании мнению Москва тогда не враждовала со Стамбулом. Череда русско-турецких войн началась, не без подстрекательства западноевропейских держав, в XVII веке и завершилась после свержения династии Романовых. В советский период отечественной истории межгосударственные отношения развивались без военных столкновений - даже в годы Великой Отечественной войны, когда нацистская Германия упорно пыталась подтолкнуть турецкую армию к вторжению в советское Закавказье.
     В XXI век Турция вступила региональным центром силы, стремящимся играть активную роль на своем участке мирового поля геополитики: это прежде всего Черноморско-Каспийский и отчасти Средиземноморский регионы, а также Ближний Восток. Она, оставаясь членом НАТО, интегрированным в американскую «большую игру» в Евразии, вместе с тем стремится обрести возможности для самостоятельных внешнеполитических маневров. Это вполне мотивированное желание для большинства нынешних суверенных государств: ведь мировой экономический кризис, сопряженный с обострением внутренних проблем США, чреват новым раскладом сил на мировой арене, и национальные элиты заняты поиском оптимальных стратегий выживания в будущей геополитической реальности.
     Итоги российско-турецких переговоров не привели к каким-либо прорывным решениям, но эту цель стороны и не ставили. Имела место прежде всего «сверка часов» между Москвой и Анкарой. К тому же стороны подписали ряд документов о расширении сотрудничества двух стран, касающихся энергетической сферы и взаимодействия в вопросах безопасности на Черном море.
     Экономические связи между Россией и Турцией развиваются довольно стабильно. Согласно обнародованным данным, российско-турецкий товарооборот составил в прошлом году 38 млрд. долларов США (в 2007 г. - 28 млрд. долларов). По имеющимся оценкам, в ближайшие годы он может увеличиться до 45-50 миллиардов, если только не внесет свои коррективы мировой кризис, перспективы которого пока не поддаются прогнозированию. Если не брать в расчет сферу туризма (в 2008 году Турцию посетило около 3 млн. туристов из России), то наиболее успешной областью сотрудничества являются строительство и энергетика. Турки имеют заказы на строительство объектов на российской территории на сумму свыше 30 млрд. долларов. Импорт из РФ обеспечивает примерно две трети потребностей Турции в газе и до четверти - в нефти. Имеются договоренности о поставках российской электроэнергии в Турцию на 15 лет (на 60 млрд. долларов).
     ОДНОЙ из основных тем прошедших в Москве переговоров стал обмен мнениями на тему транзита газа в Европу. В принятой декларации констатируется, что «энергетическая сфера в турецко-российских отношениях имеет стратегическое значение и обладает потенциалом для дальнейшего развития».Для Москвы важно понимать позицию Турции относительно газотранспортного проекта «Набукко», который призван обеспечить транспортировку «голубого топлива» из Центральной Азии в ЕС в обход России.
     Наша справка.Турция занимает третье место (после Германии и Италии) по объемам закупок российского газа. Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2008 году составил 25 млрд. кубометров. Природный газ поступает по двум направлениям: через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии и по газопроводу «Голубой поток» (10 млрд. кубометров). Проектная мощность газопровода «Голубой поток», проложенного по дну Черного моря, - 16 млрд. кубометров. В январе 2009 года объемы российского газа, перекачиваемые по трубопроводу «Голубой поток», были увеличены с 40 до 48 млн. кубометров в сутки.
     В качестве альтернативы «Набукко» выступают два российских проекта: прокладка второй ветки газопровода «Голубой поток» из России в Турцию и строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря до Болгарии и далее - в Австрию и Италию. Если Москва и Анкара сумели бы договориться, то смогли бы контролировать значительную часть транзита углеводородов из России, Азербайджана и Казахстана в Европу.
     «Набукко», видимо, выступает «разменной монетой» в сложном диалоге между Евросоюзом и Турцией. Из Анкары уже были заявления о возможности отказа от этого проекта (к тому же не обеспеченного газом), если в Евросоюзе будут упорствовать относительно присоединения Турции к европейскому сообществу государств. Анкара уже длительное время стремится стать членом ЕС, но встречает возражения европейских стран. Сказывается, в частности, нерешенность «кипрского вопроса». Помимо международно-правовой неопределенности статуса северной части Кипра, находящейся под покровительством Турции (так называемая Турецкая Республика Северного Кипра), между Никосией (столица Республики Кипр, являющейся членом ЕС.- Ред.) и Анкарой идут споры относительно порядка поиска нефти и газа в восточном Средиземноморье. Турция считает, что на ее собственном континентальном шельфе она вправе распоряжаться сама.
     В ШТАБ-КВАРТИРЕ Евросоюза, видимо, не склонны форсировать евроинтеграцию Турции еще и потому, что внутриполитическая ситуация в стране-кандидате далека от стабильности. У власти сейчас находится Партия справедливости и развития (ПСР), которую политологи характеризуют как умеренно-исламистскую. Ей существует серьезная оппозиция в государственном аппарате, правоохранительных органах и офицерском корпусе, опасающихся исламизации страны. В прошлом году в стране прошли аресты по делу кемалистской националистической организации «Эргенекон». По этому делу проходят, в частности, два бывших генерала (командующие 1-й полевой армией и жандармерией), бывший ректор Стамбульского университета. Согласно некоторым публикациям, среди заговорщиков находились шесть действующих и семь отставных генералов. Противники ПСР подозревают ее в стремлении создать теократический режим, генеральная прокуратура под этим предлогом выступила даже с требованием распустить правящую партию. Куда может завести страну обострение политического противостояния сторонников светского и исламского путей развития, аналитики прогнозировать не берутся.
     К этому надо добавить, что будущее Турции в ее нынешних географических рамках под вопросом также из-за курдской проблемы. Многомиллионный курдский народ проживает на территории сразу нескольких государств - Турции, Ирана, Ирака и Сирии (соответственно 16 млн., 11 млн., 7 млн. и 1,5 млн. человек). На юго-востоке Турции курдов - подавляющее большинство.
     Лидеры курдов не раз ставили перед международным сообществом вопрос о возрождении курдской государственности. На территории северного Ирака фактически уже функционируют курдские органы самоуправления, имеются курдские вооруженные формирования. Иракский Курдистан - пока де-юре автономен в составе Ирака, но обладает всеми атрибутами курдского государства. В западноевропейском экспортном сообществе считается, что политические круги США и Великобритании склоняются к решению не препятствовать обретению в ближайшем будущем независимости иракским Курдистаном, призванным стать государством прозападной ориентации, своего рода «вторым Израилем» на Ближнем Востоке.
     Известно высказывание одного из ведущих военно-политических экспертов Великобритании Кристофера Доннолли, проработавшего несколько лет советником генерального секретаря НАТО: «Мне довелось побывать во многих конфликтных регионах, и я пытался найти решение, которое обеспечило бы мирное сосуществование народов. Но я прихожу к выводу, что для мира и международной безопасности гораздо разумнее признать суверенитет фактически образовавшихся государств, чем продолжать отстаивать отжившие принципы. Столь слепая, в действительности крайне опасная политика, апеллирующая к принципам, не может обеспечить реализацию этих самых принципов, а приводит лишь к поощрению насилия». По его мнению, курдский народ де-факто уже создал в иракском Курдистане свою государственность.
     В свете этого очевидно, что безопасность экспортных нефте- и газопроводов на территории Турции не будет гарантирована, если страна сползет в полосу политических потрясений. Пока к обострению ситуации не стремятся обе стороны: ни кемалисты, ни их оппоненты из ПСР, которая, кстати, имеет сильную поддержку среди бедных слоев населения. Но интерес к подобному сценарию, по мнению некоторых аналитиков, могут проявить США, которые периодически преподносят «уроки» Евросоюзу, стремясь удерживать европейцев в сфере своего военно-политического контроля.
     Американские спецслужбы успешно переняли от британцев умение использовать исламистов в своих политических целях. При решающем участии США на европейских Балканах созданы два новых мусульманских государства (Босния и Герцеговина, Косово). Гипотетически Вашингтон может в обозримом будущем попытаться дестабилизировать Турцию, подарив европейцам новую «пороховую бочку» на юго-восточных границах ЕС...
     К СЧАСТЬЮ, пока ситуация в Турции не зашла так далеко, что позволяет российскому бизнесу развивать проекты, в том числе энергетические, с турецкими партнерами. Это в первую очередь развитие газотранспортных сетей при участии «Газпрома». В повестке дня - проект «Голубой поток-2». Возможно сотрудничество с Турцией в организации продажи российского газа в Израиль. В настоящее время уже происходят контакты между представителями Турции и Израиля с целью обсуждения возможности реализации проекта создания многоцелевого транспортного коридора «Средиземноморский поток», который соединил бы Турцию и Израиль по дну Средиземного моря. Этот коридор замышлен как многопрофильный, включающий нефте- и газопроводы, водопровод, электрический и оптико-волоконный кабели.
     С турецким бизнесом взаимодействует и российский «ЛУКОЙЛ», который приобрел в прошлом году крупные активы в этой черноморской стране. Одна из его дочерних компаний стала владеть турецкой компанией Akpet. Это крупный оператор сети автозаправочных станций Турции, в распоряжении которого имеется 693 АЗС (около 5 процентов розничного рынка Турции), нефтепродуктовые терминалы и завод по производству моторных масел. Поставки нефтепродуктов на реализацию через АЗС возможно осуществлять как с нефтеперерабатывающего завода «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» (Болгария), так и с НПЗ ISAB (Сицилия). В Черноморском регионе у компании есть также Одесский НПЗ. По имеющимся расчетам, потребность сети АЗС Akpet составит около 2 млн. тонн топлива в год.
     Турецкий рынок считается весьма перспективным для российских нефтяных компаний. Потребление нефтепродуктов в Турции составляет 19-20 млн. тонн в год, из которых около 30 процентов приходится на мазут и бензин, остальное - на дизельное топливо. Не исключено, что российский бизнес предпримет новые попытки приобрести нефтеперерабатывающие мощности в Турции - до сих пор реализация таких намерений сталкивалась с немалыми трудностями.
     В энергетической сфере в отношениях между Россией и Турцией остаются и другие «болевые точки», среди которых ограничительные меры, введенные турецким правительством в отношении прохода российских танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. Это, кстати, подтверждает правильность курса на сооружение трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис, чтобы обрести выход в Средиземноморье, минуя турецкие проливы. Но нерешенные проблемы не снижают важности продолжения «энергодиалога» между РФ и Турцией, тем более что трудности в евроинтеграции и новые тенденции в мировой политике объективно вынуждают Анкару развивать отношения с Москвой в качестве альтернативы ЕС.
     Судя по февральским переговорам, нынешние турецкие лидеры довольно благосклонно относятся к идее строительстве газопровода «Голубой поток-2» для дополнительного снабжения газом юга и центра Европы. «Мы считаем его вполне осуществимым, - сказал в Москве Абдулла Гюль. - Мы рассматриваем также возможности сотрудничества с вашей страной в атомной энергетике и на других направлениях, в том числе в сооружении на турецкой территории крупных хранилищ газа». Турецкая сторона даже предлагает перейти на расчеты в национальных валютах - рублях и лирах, отказавшись от евро.
     Проекты в атомной энергетике могут стать новой и очень выгодной для российской промышленности областью сотрудничества. Сейчас половину потребностей Турции в электроэнергии обеспечивают тепловые электростанции, работающие на газе (остальные 50 процентов энергии дают поровну угольные и гидроэлектростанции). Агентство по атомной энергии Турции намерено построить к 2013 году три АЭС. Право постройки первой в стране АЭС стремится получить российско-турецкий консорциум, в котором с российской стороны представлены «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО ЕЭС».
     НОВЫМ моментом в турецкой внешнеполитической стратегии является активизация экономических связей с Ираном. Интересующиеся историей знают, что издревле Османская империя и Персия были соперниками, их борьба не раз приводила к военным столкновениям, в том числе на Южном Каказе. Да и сегодня эти страны продолжают в иных геополитических условиях соперничество за региональное лидерство. И не исключено, что ядерная и космическая программы Ирана имеет своей целью не сокрушение Израиля (теократический Иран никогда не применит оружия массового поражения по землям, где располагаются исламские святыни), а повышение статуса своей страны в регионе.
     Но политику определяет прежде всего экономика. И неудивительно, что Турция в стремлении увеличить транзит природного газа в Европу обратила свои взоры на Иран, который располагает одними из крупнейших в мире запасов «голубого топлива» (доказанные запасы - около 28 трлн. кубометров, добыча в 2007 г. - 112 млрд. кубометров). Замысел понятен: убедить Евросоюз, стремящийся снизить энергозависимость от России, в необходимости закупок иранского газа. Тегеран, судя по всему, также готов начать снабжать ЕС своим газом через турецкую территорию.
     Представители обеих стран не раз заявляли в последние месяцы о намерении создать совместные компании с целью строительства трубопровода для транспортировки природного газа из Ирана в район турецкой границы и от ирано-турецкой границы до границы с Грецией. Пропускная способность новой магистрали должна составить 30-35 млн. кубометров в сутки. Стороны намерены приступить также к совместной разработке нескольких участков на месторождении «Южный Парс». Согласно договоренностям, Турция намерена инвестировать в шельфовые месторождения иранского газа и строительство газопровода 12 млрд. долларов. В 2008 году Турция ежедневно получала 27 млн. кубометров иранского газа (по трубопроводу Тебриз–Эрзурум). В случае реализации нового проекта она получит дополнительно еще 23 млн. кубометров.
     К перечню турецких транзитных маршрутов мирового уровня надо добавить нефтепровод из иракского Киркука в средиземноморский Джейхан, который становится одним из ключевых нефтяных портов в мире. И, принимая во внимание значение торговли энергоресурсами для европейской экономики, можно ожидать, что роль Турции в геополитических раскладах ближайших десятилетий останется весьма значимой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex