на главную страницу

25 Февраля 2009 года

Вызовы века

Среда

Мир на пороге перемен
  К неформальной «двойке»?



     
(Окончание. Начало в № 28.)

     14 января с.г. Збигнев Бжезинский, бывший советник президента Картера по национальной безопасности и «большой друг советского народа», опубликовал в британской «Файнэншл таймс» статью, в основе которой лежал доклад, с которым он выступил в Пекине по проблеме американо-китайских отношений. В этой статье, названной «Двойка», способная изменить мир», говорится (некоторые заслуживающие внимания мысли Бжезинского выделены курсивом. - Ред.):
     «В 1978 году, когда президент Картер направил меня в Китай для тайных переговоров, результатом которых стала нормализация отношений между США и КНР, в Пекине проживали всего 1.200 иностранцев. Не далее как вчера 1.100 американских дипломатов переехали в новое здание посольства США, а всего по оценкам в городе сегодня живет 150.000 иностранцев. Из-за нормализации наших отношений ситуация в мире изменилась к лучшему, стала более безопасной.
     Практически сразу после нормализации мы начали сотрудничать в сфере безопасности, что обернулось реальными выгодами как для США, так и для Китая.Результатом этого сотрудничества стало изменение расстановки сил на глобальной шахматной доске «холодной войны» не в пользу СССР. Кроме того, нормализация косвенно способствовала реализации всеобъемлющих экономических реформ, задуманных председателем Дэн Сяопином. Без расширения двусторонней торговли и налаживания финансовых связей вследствие нормализации достичь динамичного роста китайской экономики было бы значительно труднее.
     Каков же сегодня геостратегический характер американо-китайских отношений?
     В статье, опубликованной в журнале «Ляован» (Liaowang magazine.- Ред.) 14 июля 2008 года, они определяются как отношения «комплексной взаимозависимости», в рамках которых обе стороны воспринимают друг друга в духе прагматизма и умеренности, что позволяет им «конкурировать и консультироваться на основе существующих международных норм». Конечно, Китай, укрепляющий свои позиции на мировой арене, можно рассматривать как «ревизионистскую» державу в том смысле, что он выступает за ряд важных изменений в системе международных отношений, однако, добиваясь этих изменений, Пекин проявляет терпение, действует благоразумным и мирным путем.
     Американцы, причастные к внешней политике страны, особенно высоко оценивают тот факт, что в стратегическом мышлении Пекина произошел отход от концепции глобальной классовой борьбы и насильственных революционных преобразований и акцент теперь делается на «мирном усилении» его международного влияния в условиях «гармоничной ситуации» на мировой арене.
     Подобные точки соприкосновения также помогают обеим странам улаживать остаточные или потенциальные разногласия и сотрудничать в решении таких проблем, как те, что возникают в связи с северокорейской ядерной программой. Если мы будем постоянно помнить о том, что именно взаимозависимость является основой наших отношений, мы сможем успешно действовать и по другим вопросам, на которые смотрим по-разному.
     Какова должна быть сегодня наша главная общая цель? Наши отношения не могут носить статичного характера: они должны либо расширяться, либо «сужаться». В первом случае выиграют не только обе наши страны, но и весь мир. В практическом плане нам следует укреплять и углублять наше геостратегическое сотрудничество, не ограничиваясь, естественно, такой текущей задачей, как тесное взаимодействие в борьбе с экономическим кризисом.
     Необходимо, чтобы Пекин напрямую участвовал в диалоге с Ираном, поскольку последствия провала переговорного процесса с этой страной затронут и Китай. Кроме того, американо-китай-ские консультации по проблеме отношений между Индией и Пакистаном могли бы привести к более эффективным, пусть и неформальным, посредническим усилиям Вашингтона и Пекина - ведь конфликт между Дели и Исламабадом стал бы катастрофой для всего региона. Китаю также следует активно участвовать в урегулировании палестино-израильского конфликта, все больше грозящего радикализацией и дестабилизацией Ближнего Востока.
     Нам необходимо выработать общий подход к устранению рисков общемирового масштаба, связанных с климатическими изменениями. Мы также должны изучить возможность создания более многочисленных миротворческих сил ООН постоянной готовности, которые можно было бы направлять в «несостоятельные» государства. Несомненно, нам нужно тесно сотрудничать в вопросах преобразования нынешней «большой восьмерки» ведущих промышленно развитых стран, с тем чтобы превратить ее в «группу четырнадцати» или «группу шестнадцати», что позволит расширить круг государств, принимающих решения общемирового характера, и усилить координацию действий по преодолению экономического кризиса.
     Однако, чтобы все это стало возможным, нам необходимо образовать неформальную «двойку». Отношения между Китаем и США должны носить характер всеобъемлющего партнерства - такой же как наши отношения с ЕС и Японией. Поэтому нужно наладить процедуру регулярных неформальных встреч высших руководителей наших стран, чтобы они могли лично проводить углубленные дискуссии не только по вопросам двусторонних отношений, но и по международной проблематике в целом.
     Очевидно, что речь идет о весьма амбициозных задачах - как в политическом, так и в философском плане. Акцент Пекина на «гармонии» мог бы послужить весьма полезной отправной точкой для вышеописанных американо-китайских саммитов. В эпоху, отмеченную возрастанием опасности крайне разрушительного «столкновения цивилизаций», крайне необходимы целенаправленные усилия для их подлинного примирения. Эта задача должна найти отклик у президента Барака Обамы - внутренне склонного к урегулированию противоречий. Несомненно, ее позитивно воспримет и председатель Ху Цзиньтао - автор концепции «гармоничного мира». Речь идет о миссии, достойной двух стран, обладающих уникальным потенциалом с точки зрения определения будущего человечества».
     
* * *

     
«Проект общей судьбы»

     Буквально днем раньше в американской «Интернэшнл геральд трибюн» выступил со статьей Генри Киссинджер, советник по национальной безопасности и государственный секретарь в администрациях президентов Ричарда Никсона и Джеральда Форда («Шанс для нового миропорядка»). Он высказал мнение, что с приходом в Белый дом новой президентской администрации Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить момент кризиса в «предвидение надежды». Что же предлагает господин Киссинджер? Приведем (с сокращениями) текст этой статьи, важной для понимания того, куда намерены повести человечество его заокеанские «пастыри» (ряд особо значимых утверждений Г. Киссинджера выделены курсивом. - Ред.):
     «Сегодня, когда новая американская администрация готовится приступить к исполнению своих обязанностей в обстановке серьезнейшего финансового и международного кризиса, крайне нелогичными кажутся утверждения о том, что неурегулированный характер международных отношений сам по себе создает уникальную возможность для созидательной дипломатии.
     В такой возможности присутствует мнимое противоречие. С одной стороны, финансовый кризис нанес мощнейший удар по репутации Соединенных Штатов. Если американские оценки в области политики зачастую оказывались противоречивыми, то рекомендации США в области мирового финансового порядка никто, в общем, не оспаривает. Но сейчас во всем мире распространилось разочарование по поводу того, как США этим порядком управляют.
     В то же время масштабы бедствия уже не позволяют остальному миру прятаться за спиной американского господства и американских провалов.
     Каждой стране придется задуматься над тем, какой она внесла вклад в возникший кризис. Каждый будет теперь изо всех сил стремиться устранить те условия, которые привели к краху. В то же время каждому придется посмотреть правде в глаза и признать, что проблемы кризиса можно преодолеть лишь совместными усилиями.
     Даже самые богатые страны столкнутся с сокращением имеющихся ресурсов. Каждому государству придется пересмотреть свои национальные приоритеты. Если возникнет система совместимых приоритетов, то появится новый мировой порядок. Но если разные приоритеты согласовать и выверить не удастся, то произойдет катастрофа и этот миропорядок расколется на части.
     Крах нынешней мировой финансовой системы совпал по времени с многочисленными политическими кризисами в различных точках планеты. Никогда прежде в самых разных уголках мира одновременно не происходило такого большого количества изменений, о которых тут же становилось известно всем благодаря современным средствам коммуникации. Альтернативой новому международному порядку является хаос.
     Финансовый и политический кризисы на самом деле тесно взаимосвязаны, потому чтов период экономического процветания возник раскол между экономической и политической организацией нашего мира.
     Мир экономики стал «глобализованным». Его институты проникли повсюду, и действует он исходя из того, что глобальный рынок является саморегулирующимся механизмом.
     Финансовый кризис показал, что это только мираж. Он продемонстрировал отсутствие глобальных институтов, способных смягчать удары и изменять тенденции. И неизбежно возникает следующая ситуация: когда испытывающее удары кризиса общество обращается к национальным политическим институтам, они в своей деятельности руководствуются главным образом внутренними соображениями, а не интересами мирового порядка.
     Каждая крупная страна пытается решить встающие перед ней проблемы в основном самостоятельно, откладывая коллективные действия на потом, когда натиск кризиса ослабеет...
     Международный порядок в политической и экономической сфере не возникнет до тех пор, пока не появятся общие правила, по которым смогут ориентироваться и сверять свой путь разные страны.
     В конечном итоге гармонизации политической и экономической системы можно добиться лишь двумя способами: создав международную политическую систему регулирования тех же масштабов, что и мировой экономический порядок; или сократив охват экономических институтов до таких размеров, когда ими смогут управлять существующие политические структуры, что может привести к новому меркантилизму на региональном уровне.
     Новое глобальное соглашение по образу и подобию Бреттон-Вудского - это самый предпочтительный вариант. И роль Америки в такого рода предприятии будет определяющей...
     В равной степени в создании нового мирового порядка важную роль играет Китай. Взаимоотношения между сторонами, которые начинались в основном как стратегическая схема сдерживания общего противника, с годами превратились в один из краеугольных камней международной системы.
     Китай позволил Америке хвастаться своим расточительным потреблением, скупив американские долги. Америка помогла модернизировать и реформировать китайскую экономику, открыв свои рынки для ее товаров.
     Обе стороны переоценили прочность этой схемы. Но пока она действовала, мир переживал эпоху невиданного глобального развития. Такая схема развеяла страхи по поводу роли и места Китая в мире, когда эта страна в полной мере проявила себя как ответственный член клуба сверхдержав. Возникло общее мнение о том, что враждебные отношения между этими столпами международной системы приведут к разрушению достигнутого и не принесут пользы никому. Такую убежденность необходимо сохранять и укреплять.
     Обе страны, находящиеся на противоположных берегах Тихого океана, нуждаются в двустороннем сотрудничестве для ликвидации последствий мирового финансового кризиса. Сегодня, когда глобальный финансовый крах разрушил китайские экспортные рынки, эта страна сосредоточила усилия на развитии своей инфраструктуры и внутреннего потребления.
     Набрать обороты будет нелегко. Темпы роста китайской экономики могут временно упасть ниже показателя в 7,5 процента. А специалисты по Китаю всегда говорили, что это та пограничная черта, ниже которой возникает угроза политической нестабильности. Америка нуждается в сотрудничестве с Китаем, чтобы решить проблемы своего бюджетного дисбаланса и предотвратить возникновение такой ситуации, когда взрывоопасный дефицит вызовет пожар разрушительной инфляции.
     Какого рода глобальный экономический порядок возникнет в будущем - это в значительной степени зависит от того, как Китай и Америка будут строить свои взаимоотношения в ближайшие годы. Разочаровавшись в США, Пекин может начать присматриваться к исключительно азиатской региональной структуре, база для которой уже существует в виде формата АСЕАН плюс Три (Китай, Япония, Южная Корея. - Ред.).
     В то же время, если в Америке усилится протекционизм или если она начнет относиться к Китаю как к противнику на долгие времена, то самосбывающееся пророчество может разрушить все шансы на создание мирового порядка.
     Такой возврат к меркантилизму с его государственным вмешательством в хозяйственную деятельность и к дипломатии XIX века расколет мир на соперничающие между собой региональные блоки. А это будет иметь опасные и длительные последствия.
     Китайско-американские отношения нужно поднять на новый уровень. Сегодняшний кризис можно преодолеть лишь при осознании общности целей. Такие вопросы, как распространение оружия массового уничтожения, энергетика и изменение климата, требуют укрепления политических связей между Китаем и Соединенными Штатами.
     Нынешнее поколение лидеров имеет возможность трансформировать взаимоотношения государств по обе стороны Тихого океана в «проект общей судьбы», как это было с трансатлантическими отношениями в послевоенный период. Разница состоит в том, что существующие сегодня вызовы имеют в большей мере политический и экономический характер, нежели военный.
     Этот проект должен включать и такие страны, как Япония, Корея, Индия, Индонезия, Австралия и Новая Зеландия, которые могут присоединиться к нему в рамках общих тихоокеанских и региональных структур, занимающихся конкретными вопросами, например, энергетикой, нераспространением оружия массового уничтожения и охраной окружающей среды (примечательно, что Киссинджер не упоминает в статье о России, словно ее уже нет на поле геополитики; речь идет в первую очередь о Европе и Китае.- Ред.).
     Сложность обретающего свои очертания нового мира требует от Америки в большей степени исторического подхода со взглядом на перспективу. Она должна отказаться от своих настойчивых заявлений о том, что каждая проблема должна решаться в рамках определенных программ с конкретными временными рамками...
     Мы должны научиться действовать в рамках реально достижимого. Мы должны быть готовы к тому, чтобы добиваться конечной цели постепенно, с учетом всех нюансов.
     Международный порядок может быть постоянным лишь в том случае, если его участники вносят свой вклад не только в его создание, но и в его сохранение. Таким образом, Америка и ее потенциальные партнеры обретают уникальную возможность превратить момент кризиса в предвидение надежды».__________________________


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex