на главную страницу

26 Февраля 2009 года

История Отечества

Четверг

ЗДЕСЬ ХРАНИТСЯ ИСТОРИЯЯ ФЛОТА

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Исполнилось 300 лет Центральному военно-морскому музею - одному из старейших музеев России и крупнейших морских музеев мира. В нем собрано около 2.000 уникальных моделей кораблей, в числе которых встречаются шедевры декоративно-прикладного искусства. Здесь же - богатые коллекции картин, оружия, морской техники, флагов и знамен, многие из которых не имеют аналогов в мире. Так, например, в оружейном фонде представлены богатые коллекции холодного и стрелкового, артиллерийского и минно-торпедного оружия, предметы вооружения различных стран и народов от эпохи Средневековья до наших дней. Среди реликвий - личное оружие прославленных русских флотоводцев и представителей императорской фамилии. Коллекция предметов фалеристики и нумизматики насчитывает более 36 тысяч единиц хранения.
     В собрании фонда изобразительного искусства - работы И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Беггрова, П. Клодта, Л. Лагорио, М. Микешина и произведения известных европейских мастеров Ф. Перро, Н. Конди, Я. Хаккерта, Л. Премацци. Обширны коллекции плакатов, акварелей и хромолитографий различных эпох. Коллекция чертежей кораблей и судов, в том числе с автографами выдающихся деятелей Российского флота, насчитывает более 20 тысяч единиц хранения. А коллекция фотонегативного фонда - около 300 тысяч предметов - фотографии, негативы, фотоальбомы и фотооткрытки начиная с середины XIX века.
     В музее хранятся подлинные документы с автографами российских императоров и выдающихся государственных деятелей России. Здесь же находятся редкие книги, петровские жалованные грамоты, документы видных русских флотоводцев. Представлена и униформа моряков от зарождения Российского флота до наших дней. К их числу относятся колет Петра I, мундир генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, форма одежды известных советских флотоводцев. Также здесь имеются альбомы рисунков, акварелей и фотографий, отражающих форму одежды чинов Российского флота. Бережно хранится и одна из реликвий Российского флота - Георгиевский флаг линейного корабля «Азов», первого корабля, удостоенного этой высокой награды...
     Свое начало музей ведет от Модель-камеры - хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанного Петром I в январе 1709 года. В 1722 году вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи». Пункт 25 главы 20 «Регламента» гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII в., выполненных согласно «Регламенту» 1722 г., до нашего времени сохранилось восемь десятков. Накоплению моделей способствовала и существовавшая в XVIII в. традиция представления судостроителем собственноручно сделанной модели в качестве своеобразной «дипломной работы» при приеме на службу или повышении в звании (например, из подмастерьев в корабельные мастера). В XVIII веке в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей.
     Новый этап в истории Санкт-Петербургской модель-камеры начался в середине 1730-х гг., когда она из «конструкторского бюро», занимавшегося лишь насущными задачами кораблестроения, превратилась в «информационный центр» - депо технической и навигационной документации, образцов и наглядных пособий. Модели и устаревшие чертежи, а также планы, географические и навигационные карты, которые прежде находились в разных подразделениях Адмиралтейства, собрали воедино в Модель-камере располагавшейся тогда в небольшой палате под адмиралтейским шпицем. Теперь здесь можно было получить чертеж или модель, необходимые для создания нового проекта корабля, карту для разработки плана военной операции или маршрута морской экспедиции, план для строительства адмиралтейского объекта. Каждый предмет и документ, хранившиеся в «палате под шпицем», были записаны в специальной книге под своим инвентарным номером и выдавались не иначе как с отметкой о выдаче.
     Собрание Модель-камеры в этот период стремительно разрасталось. В 1742 г. оно насчитывало несколько десятков моделей судов, механизмов и адмиралтейских сооружений, а также 467 чертежей, планов и карт. С 1748 г. «палата под шпицем» была превращена в церковь, а коллекции Модель-камеры были размещены в восточном крыле Адмиралтейства.
     Однако довольно скоро для Модель-камеры наступили тяжелые времена. В 1760 - 1770 гг. «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи» еще выполнялся, но с 80-х гг. XVIII в. пополнение Модель-камеры носило уже случайный характер. Теснота помещений, недостаток средств, недальновидность хранителей, отсутствие реставрационных работ привели в конце XVIII в. Модель-камеру к упадку. Причиной неблагополучного положения Модель-камеры стало и то, что к ней пропал интерес как к учреждению узкопрактического, кораблестроительного назначения.
     В 1805 году был учрежден «Морской музеум», основой коллекции которого стало собрание экспонатов Модель-камеры. Как и Модель-камера, музей должен был снабжать отправлявшихся в плавание моряков новейшими навигационными инструментами, а также книгами. Присоединение к «Морскому музеуму» библиотеки Адмиралтейств-коллегии превратило его в крупнейший флотский культурный центр.
     Появление «Морского музеума» вызвало горячий отклик у флотских офицеров. Cтало традицией после возвращения из дальнего плавания приносить в дар Морскому музею собранные редкости. Начиная с И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, сдавших ряд предметов по возвращении в 1806 г. из первого для русских кораблей кругосветного плавания, различные вещи музею дарили В.М. Головнин, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель и многие другие прославленные мореплаватели. Среди предметов, приносимых ими в дар, были оружие, лодки, одежда туземцев северо-западной Америки и островов Тихого океана, а также чучела птиц и зверей, минералы, образцы древесины и т.д. К сожалению, в то время моряки считали, что передачи в музей достойны только иноземные и природные редкости, а не предметы, которыми они пользовались повседневно во время боевых походов и научных плаваний. Поэтому реликвии, связанные с морскими историческими событиями и деятелями, попадали в музей в незначительном количестве, гораздо позже самих событий и через вторые руки. Зато музей заполнялся этнографическими, зоологическими и геологическими коллекциями, не соответствующими его профилю. К этому привело и отсутствие подробной и четкой программы собирательской работы. Опыта в создании морских музеев не было никакого: самые старые морские музеи Европы в лучшем случае можно назвать лишь ровесниками петербургского «Музеума». Поэтому «Морскому музеуму» пришлось за неимением другого пользоваться опытом уже существовавших музеев комплексного, естественно-научного и художественного профиля (прежде всего - Кунсткамеры и Эрмитажа). Отсюда возникло стремление «Морского музеума» собирать любые редкости, появление в его составе предметов, часто имевших лишь косвенное отношение к морской тематике.
     Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр - ученый, писатель и художник, много сделавший для пополнения музейных коллекций. Его помощником был Александр Яковлевич Глотов - известный судомоделист, автор трудов по морской практике, кораблестроению и истории флота. По его инициативе в 1818 г. при музее была создана своя модельная мастерская, ставшая базой для развития отечественного судомоделизма.
     Фонды «Морского музеума» стремительно пополнялись. В 1825 г. он был разделен на четыре отдела: Модель-камеру; отдел морских карт и инструментов; библиотеку; «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции. Отдел морских карт и навигационных инструментов возглавлял Гавриил Андреевич Сарычев - видный гидрограф, географ и полярный исследователь; библиотеку - прославленный мореплаватель и картограф Иван Федорович Крузенштерн. Модель-камера, то есть отдел моделей и чертежей, находилась в ведении Николая Александровича Бестужева - изобретателя, историографа флота, ставшего одним из активных участников движения декабристов.
     В 1827 г. в ходе очередных преобразований морского ведомства «Музеум» перешел в ведение Гидрографического депо, для которого потребовалось помещение в адмиралтейском здании. Начальник депо Ф.Ф. Шуберт посчитал самым подходящим для этого помещение «Морского музеума». Шуберт довел до сведения императора Николая I, что Морской музей «малополезен», так как полон «предметов, ничего общего с морским делом не имеющих». 19 октября 1827 г. пришел приказ Николая I о «раскассировании» музея. Император, считавший себя глубоким знатоком как морского, так и музейного дела, лично отдавал распоряжения, решавшие судьбу коллекций Морского музея.
     Собранные в «Музеуме» предметы были переданы различным учреждениям. Основная их часть (более 6 тысяч экспонатов), в том числе коллекции «кабинета натуралий», поступили в ведение Академии наук, значительно пополнив собрание Кунсткамеры. Много предметов получил Морской кадетский корпус (они послужили основой для создания музея этого старейшего российского военно-морского учебного заведения). Библиотека, чертежи и морские карты остались в ведении Гидрографического депо (в дальнейшем библиотека «Морского музеума» послужила основой современного крупнейшего книжного собрания отечественного флота - Центральной военно-морской библиотеки). Некоторые экспонаты (в основном модели различных машин) были переданы музею Вольного экономического общества. Петровские реликвии - вещи, принадлежавшие основателю флота, - остались в Адмиралтействе, но стали храниться отдельно, в зале Адмиралтейств-совета. Немало музейных вещей были сданы в «магазины» (склады) флотских экипажей и впоследствии разошлись по частным рукам, были распроданы за бесценок. Передача предметов продолжалась до 1834 г. От «Морского музеума» осталась лишь Модель-камера, в которой хранилось 526 экспонатов - моделей кораблей, пушек и машин - малая часть когда-то обширных коллекций.
     Расформирование Морского музея явно противоречило запросам быстро развивавшегося флота и нанесло музею огромный ущерб: он был отброшен на век назад, к своему первоначальному состоянию - Модель-камере. Может служить утешением лишь тот факт, что коллекции «Морского музеума» не пропали, влившись в собрания других музеев.
     Некоторое время Модель-камера влачила жалкое существование. Но вот отгремела Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг., вызвавшая в обществе повышенный интерес к флоту, и в стране началась полоса преобразований. Шли реформы и на флоте. В условиях перехода от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, когда встал вопрос об изучении технического и военно-исторического опыта, изменении методов обучения и воспитания военнослужащих, систематическом изучении истории Российского флота, остро стала ощущаться необходимость как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений. В связи с этим высшее морское начальство наконец обратило внимание на Модель-камеру. Было принято решение о воссоздании Морского музея. В основу возрождаемого музея были вновь положены материалы Модель-камеры, а дополнительным источником сбора памятников явилось обследование адмиралтейств, арсеналов и других хранилищ.
     Таковы лишь некоторые страницы славного прошлого Центрального военно-морского музея. Сегодня он, как и прежде, знакомит посетителей с историей флота нашего Отечества. А также оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.

     На снимке: в залах Центрального военно-морского музея.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex