на главную страницу

27 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

Без ритуальных танцев

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     В отношениях между Москвой и Брюсселем, кажется, возникают предпосылки для оздоровления и восстановления взаимного доверия. Если это действительно так, можно и в самом деле говорить о том, что кризис, вызванный августовскими событиями на Кавказе, пошел замороженному партнерству на пользу. То есть нас ждет процесс, который стало модным называть «перезагрузкой».
     Напомним, что резкое ухудшение связей между Россией и НАТО наступило в августе прошлого года, когда российские войска своими действиями поддержали Южную Осетию, ставшую жертвой грузинской агрессии. Страны альянса тогда заморозили проведение заседаний Совета Россия - НАТО на уровне послов, а также программы военного партнерства. Такое решение было принято по инициативе США. После признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии отношения с НАТО еще больше обострились. И только к концу года министры иностранных дел союзных стран решили возобновить диалог с Россией «в избирательном режиме».
     Теперь вот, видимо, созрело новое встречное движение. Впрочем, первоисточник в данном случае весьма надежный - постоянный представитель России при Североатлантическом союзе Дмитрий Рогозин. Как заявил он агентству ИТАР-ТАСС, стороны в принципе готовы уже в марте возобновить на формальном уровне прерванные связи.
     «Мы представили принципы, на которых считаем возможным сотрудничество в будущем. Если эти принципы будут подтверждены на заседании министров иностранных дел НАТО 5 марта в Брюсселе, то тогда это решение приобретет взаимный характер. При выстраивании новых отношений мы сделаем все, чтобы избежать ситуаций, которые привели к заморозке заседаний Совета Россия - НАТО в августе прошлого года», - сказал постпред.
     В четверг Дмитрий Рогозин и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер провели встречу «тет-а-тет», на которой, судя по имеющейся информации, произошла «сверка часов». А 27 марта Схеффер приедет в Москву и примет участие в работе саммита ШОС, на котором основным вопросом будет ситуация в Афганистане. А это сейчас, как известно, главное направление сотрудничества между Россией и НАТО.
     Днем ранее (в среду), по инициативе Брюсселя состоялось неформальное заседание Совета Россия - НАТО, уже второе в таком качестве. Совет, по определению Рогозина, является «инструментом для дискуссии в кризисных ситуациях». По его словам, попытка в августе прошлого года слушать только одну сторону сослужила плохую службу альянсу. «В результате Евросоюз оказался великим миротворцем, а НАТО осталась в стороне от процесса, - указал постпред. - Я сказал послам НАТО, что если бы они вовремя получили информацию российского Генштаба о грузинском вторжении, которую я был готов им предоставить, они бы признали справедливость действий России».
     Оценивая характер неформальной встречи, Рогозин особо отметил ее деловой стиль. «Мы фактически сняли весь тот лоск и дипломатические ритуальные танцы, которые обычно сопровождают такого рода мероприятия. Сейчас разговор был крайне прямой, мужской, откровенный, где высказывались позиции государств по вопросам обеспечения безопасности», - сказал он. По его словам, на заседании обсуждалась ситуация на Южном Кавказе, в том числе возможность появления российской военной базы в Абхазии. Однако главной темой обсуждения стала ситуация в Афганистане.
     Рогозин выразил надежду, что в будущем работа Совета Россия - НАТО станет более интенсивной. «Мы уже обсуждали с рядом моих коллег возможность проведения заседаний СРН чаще, чем раз в месяц. Кроме того, есть идея регулярно проводить тематические встречи по конкретным проблемам, в частности, по Афганистану. В случае появления острых ситуаций в международных отношениях мы могли бы проводить неформальные закрытые встречи. Таким образом, я рассчитываю, что работа СРН будет интенсифицирована, при этом из нее исчезнет схоластическая бумажная составляющая», - сказал российский посол.
     При этом он еще раз напомнил, что российская сторона продолжает настаивать на полном равноправии в диалоге. Стратегическое партнерство, о возобновлении которого сейчас идет речь, может осуществляться «только на основе принципов Римской декларации, забытых НАТО во время нападения Грузии на Южную Осетию». Позиция России заключается в том, что «сотрудничество равноправно», подчеркнул Рогозин, а дискуссия в СРН «проходит в национальном качестве». То есть, все страны выступают от своего имени, и не возникают ситуации, когда российской позиции противостоит согласованная блоковая позиция.
     Между тем свое отношение к процессу возобновления нормальных отношений между Россией и НАТО высказал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Выступая в Вашингтоне на конференции, посвященной 60-летию альянса, он, в частности, призвал к более активному взаимодействию между сторонами в тех областях, где взаимные интересы пересекаются. Например, в сфере борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения и создания условий для стабильного развития. По его словам, Россия является «очень важным партнером с огромным потенциалом содействия стабильности и безопасности».
     В Вашингтоне Сикорский также провел переговоры с госсекретарем Хиллари Клинтон, после чего сообщил журналистам, что окончательного решения по размещению в Восточной Европе элементов американской ПРО вашингтонской администрацией еще не принято. «В настоящее время у них другие, размером в несколько триллионов долларов, приоритеты», - сказал он, имея в виду планы Белого дома по восстановлению экономики США.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex